российские анархистские лидеры и народная самооборона россия

РОССИЙСКИЕ АНАРХИСТСКИЕ ЛИДЕРЫ И НАРОДНАЯ САМООБОРОНА РОССИЯ Лидеры

Анархизм в России — история анархистов в Российской империи, РСФСР и Российской Федерации.

Крупнейшие идеологи анархизма М. А. Бакунин, а также П. А. Кропоткин были родом из Российской империи. Бакунин выступал за немедленное всенародное восстание рабочих масс. Многие из первых революционных народнических кружков интеллигентской молодежи в 1860-е-1870-е годы с энтузиазмом восприняли бакунинские идеи и стали пропагандировать анархизм (например, кружок А. В. Долгушина). С начала 1870-х годов стал анархистом и П. А. Кропоткин. Он был членом кружка «чайковцев» и осенью 1873 года составил для него программную «Записку». В ней идеалом будущего строя провозглашался «союз вольных коммун» без центральной государственной власти. В своих работах конца 1870-х — начала 1890-х годов XIX в. («Речи бунтовщика», «Завоевание хлеба», «Анархия, её философия, её идеал», «Государство и его роль в истории» и др.) Кропоткин изложил концепцию анархо-коммунизма. Он не считал народ готовым к немедленному революционному выступлению и говорил о необходимости создания анархистской партии.

В 1900 году в Женеве возникла «Группа русских анархистов за границей», издавшая воззвание с призывом к свержению самодержавия и социальной революции. Её лидерами были Мендель Дайнов, Георгий и Лидия Гогелия (Л. В. Иконникова). Супруги Гогелия в 1903 году в Женеве создали группу анархистов-коммунистов «Хлеб и воля», которой при поддержке П. А. Кропоткина, М. И. Гольдсмит и В. Н. Черкезова удалось в том же году организовать издание первого русского анархического печатного органа за границей — газеты «Хлеб и воля».

В 1900—1904 годах небольшие группы российских анархистов-эмигрантов появились также в Германии, США, Франции, Болгарии. В 1904 году эмигранты создали издательские центры, предназначенные для издания и распространения анархической литературы как за границей, так и в России: издательская группа «Анархия» (Париж, лидер — Б. Я. Энгельсон) и «Группа русских рабочих анархистов-коммунистов» (Лондон, лидер — Кропоткин).

В самой Российской империи анархистские группы появлялись весной 1903 года в Белостоке Гродненской губернии среди еврейской интеллигенции и ремесленных рабочих и летом — в г. Нежине Черниговской губернии, в среде учащейся молодежи. К концу 1903 года было уже 12 анархистских групп в 11 городах, а в 1904 году — 29 групп в 27 населённых пунктах. Центрами анархизма стали Белосток, Екатеринослав и Одесса.

Число анархистских групп существенно возросло в период революции 1905-07 годов. В 1905 году их насчитывалось уже 125 (в 110 населённых пунктах), в 1906—221 (в 155 населённых пунктах), а в 1907 году действовало уже 255 групп в 180 населённых пунктах. В целом в 1903—1910 годы деятельность анархистов проявилась в 218 населённых пунктах империи. В эти годы в состав анархистских организаций по стране входило около 7 тыс. человек.

Накануне и в первые месяцы революции 1905 года большинство анархистских групп состояло из последователей теории П. А. Кропоткина, анархистов-коммунистов (хлебовольцев). Их задачи в революции были намечены на съезде в Лондоне (декабрь 1904 года). Целью действий анархистов-коммунистов объявлялась «социальная революция, то есть полное уничтожение капитализма и государства и замена их анархическим коммунизмом». Началом революции должна была явиться «всеобщая стачка обездоленных как в городах так и в деревнях». Главными методами анархистской борьбы в России провозглашались «восстание и прямое нападение, как массовое, так и личное, на угнетателей и эксплуататоров». Вопрос о совершении террористических актов должен был решаться только местными жителями в зависимости от конкретной ситуации. Формой организации анархистов должно было быть «добровольное соглашение личностей в группы и групп между собою». На этом съезде Кропоткин впервые сформулировал идею о необходимости создания в России анархической партии.

Наиболее видными идеологами и организаторами анархо-синдикализма в России были Я. И. Кирилловский (Д. И. Новомирский), Б. Н. Кричевский, В. А. Поссе. Д. И. Новомирский, возглавлявший в 1905—1907 годах организации синдикалистов в Одессе, в брошюрах «Программа синдикального анархизма», «Манифест анархистов-коммунистов», в уставе Всероссийского союза труда и программе «Южно-Русской группы анархистов-синдикалистов» последовательно изложил стратегию и тактику синдикалистов в России. Синдикалисты признавали только непосредственную, прямую борьбу рабочих с капиталом, а также бойкот, стачки, уничтожение имущества (саботаж) и насилие над капиталистами.

К последователям индивидуалистического анархизма можно также отнести махаевцев (махаевистов), высказывавших враждебное отношение к интеллигенции. Идеологом этого направления был польский революционер Я. В. Махайский (он печатался под псевдонимами А. Вольский, Махаев), а наиболее известный его последователь — Е. И. Лозинский (Е. Устинов).

Чернознаменцы на встрече в Минске в 1906 году

В условиях революции 1905—1907 годов в российском анархо-коммунизме образовалось ещё несколько течений. Среди них выделялось Движение анархистов-коммунистов (безначальцев), возглавляли которое С. М. Романов (Бидбей) и Н. В. Дивногорский (Петр Толстой). Они выступали за террор и грабежи как способы борьбы и отрицали всякие нравственные устои общества. Осенью 1905 г. в анархо-коммунизме оформилось движение анархистов-коммунистов (чернознаменцев), организатором и идеологом которого был И. С. Гроссман (Рощин). Изданный им в Женеве в декабре 1905 года единственный номер газеты «Чёрное знамя» дал название этому направлению. Наиболее сильные группы чернознаменцев действовали на Северо-Западе и Юге России (Белосток, Варшава, Вильно, Екатеринослав, Одесса). Чернознаменцы выступали за следующую программу: «Постоянные партизанские выступления пролетарских масс, организация безработных для экспроприации жизненных припасов, массовый антибуржуазный террор и частные экспроприации». В конце 1905 года чернознаменцы раскололись на две группировки: безмотивных террористов во главе с В. Лапидусом (Стригой) и анархистов-коммунистов. Безмотивные террористы основной целью своей деятельности считали организацию «безмотивного антибуржуазного террора» путём индивидуальных покушений на представителей буржуазии не за какие-либо их действия (донос, провокаторство и т. д.), а просто за принадлежность к классу «паразитов-эксплуататоров». Сторонники же анархистов-коммунистов, высказывались за сочетание антибуржуазной борьбы с серией восстаний для провозглашения в городах и селах «временных революционных коммун».

Уже в 1904—1905 годах анархистский террор и экспроприации («эксы») стали значительным явлением. При этом многие, называвшие себя анархистами, совершали грабежи с целью личной наживы. Так, Нестор Махно, будучи с осени 1906 года членом «Гуляй-Польской группы анархистов-коммунистов» (село Гуляйполе Александровского уезда Екатеринославской губернии), в течение двух последующих лет занимался экспроприацией местных торговцев и промышленников.

В 1904 году в Гродненской губернии в местечке Крынки (близ Белостока) Нисан Фарбер нанес текстильному фабриканту А. Кагану несколько ударов кинжалом в шею «за неуступчивость в отношении стачечников». Фарбер затем продолжал борьбу и погиб, взорвав полицейский участок в Белостоке. 4 октября 1905 года в посёлке Амур (близ Екатеринослава) анархисты после увольнения 300 рабочих убили директора машиностроительного завода. Польский анархист-чернознаменец (группа «Интернационал») И. Блюменфельд в октябре 1905 года бросил бомбу в банковскую контору Шерешевского в Варшаве, а через месяц взорвав бомбы в ресторане «Бристоль», ранив при этом одного человека. Вскоре организация анархистов была ликвидирована, а 16 её членов были заключены в Варшавской цитадели. Варшавский генерал-губернатор Г. А. Скалон приказал казнить всех заключённых анархистов без суда и следствия, и они были расстреляны в январе 1906 года.

В 1906 году в западных и юго-западных губерниях России появлись первые группы Анархического Красного Креста, осуществлявшего помощь заключённым-анархистам.

В октябре 1907 года грузинские анархисты вместе с эсерами-федералистами, изъяли из казначейства в городе Душети Тифлисской губернии денег на сумму 250 тыс. рублей. Это был самый крупный «экс» анархистов в России в начале XX века.

В октябре — ноябре 1907 года анархисты различных групп провели городские конференции, наиболее крупная из которых состоялась в Киеве. В 1908 году действовало 108 групп анархистов в 83 населённых пунктах страны, в 1909 году их насчитывалось уже 57 в 44 городах, в 1910 — только 34 группы в 30 пунктах, в 1911 — всего 21 организация, в 1912 — 12, в 1913 — 9 и накануне Первой мировой войны — только лишь 7 групп. Члены Московской группы анархистов-коммунистов, в которую входило до 40 человек, в 1910—1911 годах проводили пропагандистскую работу среди рабочих и крестьян Московской, Костромской и Смоленской губерний, а также совершили ряд нападений на казённые винные лавки и почтово-телеграфные конторы.

В 1908 году в Женеве состоялась конференция русских анархистов-коммунистов, на которой произошло объединение членов групп «Буревестник», «старой» группы и редакции газеты «Хлеб и Воля» (во главе с Г. И. Гогелия) в Союз русских анархистов-коммунистов. На Первой объединительной конференции русских анархистов-коммунистов в Лондоне (28 декабря 1913 — 1 января 1914), было принято решение о создании Федерации анархо-коммунистических групп за границей и об издании первого федеративного печатного органа — газеты «Рабочий мир».

Первая мировая война привела к расколу среди российских анархистов. Кропоткин призывал к продолжению войны «до конца германского милитаризма», а анархисты-интернационалисты осуждали войну. К моменту Февральской революции общее число членов анархистских групп в Российской империи, вероятно, едва достигало 250—300 человек.

После революции, 13 марта 1917 года, членами семи анархистских организаций в Москве была создана Федерация анархических групп, в которую вошло около 70 человек, в основном из молодежи. Лидерами анархистов в Москве и Петрограде выступили П. А. Аршинов, В. В. Бармаш, А. А. Боровой, братья Абба и Владимир Гордины, И. Блейхман, Д. Новомирский, Л. Чёрный, Г. Б. Сандомирский, А. А. Солонович, Г. П. Максимов, В. С. Шатов, В. М. Эйхенбаум (Волин), Е. З. Ярчук. Вернулся в Петроград из эмиграции и Кропоткин. Важным консолидирующим фактором для анархистов стало появление газет «Анархия» (Москва) и «Буревестник» (Петроград)

Анархо-синдикалисты во главе с В. Волиным, Г. Максимовым и В. Шатовым выступали за замену государства федерацией профсоюзов (синдикатов), захват фабрик и заводов рабочими коллективами. Они установили контроль над профсоюзами металлистов, портовых рабочих, булочников, отдельными фабрично-заводскими комитетами.

С 18 по 22 июля 1917 года конференция анархистов Юга России в Харькове признала возможным вхождение сторонников анархии в Советы, но исключительно с информационной целью. Категорически против участия в Советах высказывались лишь анархисты-индивидуалисты.

Осенью 1918 г. в Москве по инициативе А. А. Карелина была воссоздана Московская федерация анархических групп и проведена работа по созыву I Всероссийского съезда анархистов-коммунистов. В 1919 г. в Москве была создана Всероссийская федерация анархической молодежи (ВФАМ), имевшая филиалы в 23 городах страны.

Объединением анархо-синдикалистов в это время был Союз анархо-синдикалистской пропаганды «Голос Труда», имевший отделения и издательства в Петрограде и Москве. Но уже в 1918 г. деятельность негативно настроенных по отношению к большевикам синдикалистов, издававших в Москве газету «Вольный голос труда», запретили, а компромиссно настроенной к большевикам части синдикалистов дали в августе-сентябре 1918 г. провести всероссийскую конференцию. Эта конференция избрала секретариат Всероссийской конфедерации во главе с Г. П. Максимовым и уже в ноябре-декабре 1918 г. провела II конференцию своих сторонников. Программные вопросы синдикализма в расширенном виде удалось обговорить только в апреле 1919 г. на III конференции и лишь в октябре 1920 г. был, наконец, опубликован проект устава Всероссийской конфедерации и принято решение о её образовании.

Осенью 1917 — весной 1918 г. братья Абба и Владимир Гордины обосновали идеологию пананархизма, базирующуюся на идее всеобщей и немедленной анархии. Осенью 1920 г. Гордин заявил о создании новой разновидности пананархизма — анархо-универсализма, соединявшего в себе основные положения различных направлений анархизма с признанием идеи мировой коммунистической революции.

Один из лозунгов армии Н. И. Махно

Нестор Махно, и некоторые другие крестьянские вожди анархистов в годы Гражданской войны создавали партизанские отряды, которые первоначально боролись за Советскую власть. В начале 1918 года отряды Махно (в дальнейшем — Революционная повстанческая армия Украины) разоружали казачьи эшелоны, возвращавшиеся с фронта на Дон и сражались с немецкими войсками, оккупировавшими Украину по условиям Брестского мира. Затем Махно участвовал в военных действиях против Армии Украинской народной республики, а в дальнейшем — против Вооружённых сил Юга России. Одновременно Махно боролся против создания в контролируемых его отрядами районах комбедов и деятельности продотрядов, что привело его к конфликту с Советской властью.

В ноябре 1918 года в Курске украинские анархисты образовали группу «Набат» и приняли решение о создании единой конфедерации анархистских организаций Украины. Её оформление завершилось в апреле 1919 года в Елисаветграде. Лидеры этой конфедерации во главе с В. М. Волиным и П. А. Аршиновым вступили в контакт с Махно. Осенью 1920 года «набатовцы» попытались созвать анархический съезд в Харькове, но тут же были арестованы ЧК.

Анархисты также были причастны к организации в Москве взрыва в здании МК РКП(б) в Леонтьевском переулке в январе 1919 года, а в 1920—1921 годах участвовали в Кронштадтском восстании и Тамбовском восстании.

В частности, в 1921 году появилась концепция биокосмизма (лидер — А. Ф. Агиенко), основными принципами и целями которого были максимальная свобода личности и её творчества вплоть до свободы передвижения в космосе, распространения влияния деятельности человека на всю Вселенную, достижения физического бессмертия, способности создавать и пересоздавать Вселенную, управлять временем, воскрешать умерших людей и т. д.

Значительное число анархистов заявило о кризисе движения, его перерождении и вступило в РКП(б). По данным партийной переписи 1922 года, в рядах РКП(б) насчитывалось 633 бывших анархистов. До конца 1920-х годов существовало анархо-синдикалистское издательство «Голос Труда», выпустившее в свет большое количество литературы.

Традиционный красно-чёрный флаг анархо-синдикалистов и анархо-коммунистов, используется и в России

В период Перестройки, в конце 1980-х годов, в результате уменьшения репрессий анархистское движение в СССР стало возрождаться. Конфедерация анархо-синдикалистов (КАС) была основана в январе 1988 года. Среди наиболее активных участников можно выделить Андрея Исаева, Игоря Подшивалова, Александра Шубина, Владлена Тупикина. Основной лозунг: «Власть народам, а не партиям!». Они издавали популярный неформальный журнал «Община» (вышло 49 номеров и ряд спецвыпусков, редакторы — Исаев, Шубин).

Значок конфедерации анархо-синдикалистов. Использовался как членский билет в период существования организации.

В 1995 году была создана Конфедерация революционных анархо-синдикалистов (КРАС-МАТ). В 2002 году была создана организация либертарных коммунистов «Автономное действие», которая к 2016 году перестала существовать в формате организации и трансформировалась в медиа-проект.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Подкатегории

В этой категории отображается 2 подкатегории из имеющихся 2.

Страницы в категории «Анархисты России»

Показано 119 страниц из 119, находящихся в данной категории. Список ниже может не отражать последних изменений.

Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания

Политические
партии России: история и современность

Глава X. А НАРХИСТЫ

Политические партии России: история и современность.

Под ред. проф. А.И. Зевелева, проф. Ю.П. Свириденко, проф. В.В.
Шелохаева. –

М.: “Российская политическая энциклопедия” (РОССПЭН), 2000.
– 631 с.

Первые шаги (40–90-е годы XIX в.)

Организационная структура, численность, состав

Программные установки. Течения в российском анархизме

В плену террора и экспроприации

На новом этапе (1907–1917 гг.)

На новом этапе (1910–1917)

Процесс складывания анархистских концепций в России занял не один десяток лет. В 40–50-е годы XIX в. элементы анархических идей прослеживаются у А. И. Герцена, петрашевцев, других радикально настроенных представителей освободительной мысли. В это же время со своими произведениями, в которых излагались теории анархизма, выступили М. Штирнер и П. Ж. Прудон. В последующие два десятилетия идеология анархизма приобретала все больше сторонников, но как массовое революционное движение анархизм оформился и начал играть определенную роль только в системе общественно-политических взглядов народников в 70-х годах XIX в. В России идеологами анархизма стали М. А. Бакунин (1814–1876) и П. А. Кропоткин (1842–1921). Становление российского анархизма продолжалось несколько десятилетий.

Стремясь к осуществлению социальной революции, М. А. Бакунин в книге “Государственность и анархия” на первое место выдвигал борьбу с государственностью, ибо государство было для него источником всякого социального неравенства. Он доказывал, что народ может быть только тогда счастлив и свободен, когда, организуясь снизу вверх, путем самостоятельных и совершенно свободных соединений и помимо всякой официальной опеки, сам создает свою жизнь.

По мнению Бакунина, главным недостатком, парализующим и делающим невозможным всеобщее народное восстание в стране, были замкнутость общин, уединение и разъединение крестьянских местных миров. Поэтому, предлагал он, надо разбить эту замкнутость и провести между отдельными лицами “живой ток революционной мысли, воли и дела”. Это можно было сделать посредством установления связи “между фабричными работниками и крестьянством”. Из лучших, отборных представителей крестьянства и рабочих Бакунин хотел создать несокрушимую организационную силу, которая и должна была общим единовременным натиском произвести в стране социальную революцию во имя живущих в сознании народа революционных идеалов.

Многие из первых революционных кружков разночинской интеллигентской молодежи с энтузиазмом восприняли бакунинские идеи, их деятельность стала в значительной степени базироваться на пропаганде анархизма (кружок А. В. Долгушина и др.).

С начала 70-х годов стал считать себя анархистом и П. А. Кропоткин. Будучи членом кружка “чайковцев”, он по поручению организации осенью 1873 г. составил программную “Записку”. Идеалом будущего строя утверждалась “анархия”, т.е. “союз вольных коммун” без центральной государственной власти. Движущими силами для проведения в жизнь анархистской программы Кропоткин считал не только крестьян, но и городских рабочих.

В своих работах конца 70-х – начала 90-х годов XIX в. (“Речи бунтовщика”, “Завоевание хлеба”, “Анархия, ее философия, ее идеал”, “Государство и его роль в истории” и др.) он изложил концепцию анархо-коммунизма. Система Кропоткина привлекала внимание современников своей глубоко гуманистической направленностью, попытками синтеза и гармонии мира, стремлением объяснить все явления в области общественной жизни объективными законами природы. Под анархией он понимал “миросозерцание, основанное на механическом понимании явлений”, охватывающее всю Природу, включая сюда и жизнь человеческих обществ.

В начале XX в. в России, в условиях общего революционного подъема и невиданной по накалу классовой борьбы, анархизм, вечный спутник революций и социальных потрясений, вновь заявил о себе как об общественно-политическом движении, объединяющем леворадикальные, демократически настроенные слои общества.

Первые шаги к: усилению роли анархизма в общественно-политической жизни были сделаны за границей. В 1900 г. в Женеве возникает организация российских анархистов-эмигрантов под названием “Группа русских анархистов за границей”, издавшая воззвание с призывом к свержению самодержавия и социальной революции. Ее лидерами были Мендель Дайнов, Георгий и Лидия Гогелия (Л. В. Иконникова). Супруги Гогелия в 1903 г. в Женеве создали группу анархистов-коммунистов “Хлеб и воля”, принесшую известность российскому анарходвижению. “ Хлебовольцамв при поддержке П. А. Кропоткина, М. И. Гольдсмит и В. Н. Черкезова удалось в том же году организовать издание первого российского анархического печатного органа за границей – газеты “Хлеб и воля”.

В самой России первые анархистские группы появляются весной 1903 г. в г. Белостоке Гродненской губернии среди еврейской интеллигенции и присоединившихся к ней ремесленных рабочих и летом – в г. Нежине Черниговской губернии в среде учащейся молодежи. Начавшийся процесс образования анархистских групп на территории страны шел по восходящей линии, и уже к концу 1903 г. функционировало 12 организаций в 11 городах, а в 1904 г. – 29 групп в 27 населенных пунктах Северо-запада, Юго-запада и Юга страны.

Вскоре усилиями первых российских пропагандистов анархизма сформировались три крупных центра анарходвижения – Белосток, Екатеринослав и Одесса. Свою ведущую роль организации этих городов подтвердили и в революции 1905–1907 гг., став центрами движения. Менее сильные формирования анархистов в это же время существовали на Юго-западе (Житомир – Каменец-Подольский – Киев), в Центральном районе (Н. Новгород – Саратов – Пенза), на Северном Кавказе и в районе Придонья. В Закавказье центрами анархистов были Тифлис, Кутаиси, Баку. Незначительную роль в анархистской среде играли организации Прибалтики, Польши; не сыграли роли лидеров группы Москвы и Петербурга. Анархические организации на огромных территориях Урала, Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока были представлены единичными формированиями.

В годы революции существенно возросла численность анархистских организаций. В 1905 г. их насчитывалось уже 125 (в 110 городах и населенных пунктах), в 1906 г. – 221 (в 155 городах) и в 1907 г., считавшемся “вершиной” движения, в стране уже действовало 255 формирований в 180 городах и населенных пунктах. В целом за 1903 – 1910 гг. деятельность анархистов проявилась в 218 населенных пунктах империи, в 51 губернии и 7 областях. За эти же годы в состав анархистских организаций по стране входило около 7 тыс. человек (в период революции их насчитывалось немногим более 5 тыс. человек).

В организационной структуре анархистских образований имелись свои особенности. Среди анархистов преобладали сравнительно малочисленные группы (от 3–6 до 30 членов), но встречались и крупные формирования (федерации) групп с большим числом участников (от 80–90 до 150–200 человек) с разветвленной сетью кружков и “сходок” для различных категорий и слоев населения. Крупные федерации анархистов, как правило, действовали в основных регионах их нахождения (Северо-Запад, Юг, Юго-Запад; в городах: Белостоке, Екатеринославе, Одессе, Житомире и др.).

В годы Первой российской революции в анархизме явственно определились три основных направления: анархо-коммунизм, анархо-синдикализм и анархо-индивидуализм с наличием в каждом из них более мелких фракций. Названные направления были достаточно обособлены друг от друга. Помимо различий программных и тактических, они имели собственные печатные органы, определенные сферы социального влияния, регионы действий.

Формой организации анархистов должно было быть “добровольное соглашение личностей в группы и групп между собою”. На съезде Кропоткин впервые сформулировал идею о необходимости создания в России отдельной и самостоятельной анархической партии. Хлебовольцы категорически отвергли возможность сотрудничества и вхождения анархистов и другие революционные партии России, обусловив это неизбежной изменой последних анархическим принципам. В числе наиболее серьезных противников ими были названы социал-демократы.

На II съезде в Лондоне (17–18 сентября 1906 г.) вопросы стратегии и тактики хлебовольцев в революции получили дальнейшее развитие и конкретизацию. Важнейшим документом съезда была написанная Кропоткиным резолюция, в которой давалась оценка и раскрывался характер революции, уточнялись задачи анархистов, Кропоткин считал, что налицо “народная революция, которая продлится несколько лет, низвергнет старый порядок вообще и глубоко изменит все экономические отношения вместе с политическим строем”. Движущими силами революции назывались городские рабочие и крестьяне, опередившие “революционеров из имущих классов”. В резолюции говорилось о том, что анархисты вместе со всем русским народом борются против самодержавия, и ставилась задача расширить эту борьбу и направить ее “одновременно против капитала и против государства”. Такая мера политического воздействия рабочих масс России, по мнению Кропоткина, позволила бы им двигаться к полному освобождению, делая это революционным путем: “Волю цари не дарят, парламенты ее также не дают, ее надо брать самим”.

В резолюции выражалось резко отрицательное отношение анархистов к возможности работы в таких учреждениях, как Государственная дума и Учредительное собрание. Из всех методов революционной борьбы анархисты предпочитали немедленные и разрушительные действия масс. В резолюции “Об актах личного и коллективного протеста” (автор В. И. Федоров-Забрежнев) участники съезда подтвердили право анархистов на совершение террористических актов лишь в целях самозащиты. Вместе с тем “идейные” анархисты отвергли роль террора как средства для изменения существующего строя, подчеркнув при этом, что его применяют в России представители других партий. Резолюция “О грабеже и экспроприации” предостерегала анархистов от излишнего увлечения личными и групповыми “эксами” (т.е. экспроприациями) и содержала призыв “строго беречь нравственный облик, с которым русский революционер всегда являлся перед русским народом”.

Существенным для хлебовольцев был вопрос о будущем обществе, созданном по модели анархо-коммунизма. Освобожденное от пут царизма общество Кропоткин и его последователи представляли как союз или федерацию вольных общин (коммун), объединенных свободным договором, где личность, избавленная от опеки государства, получит неограниченные возможности для развития. Первоочередной задачей победившей революции анархо-коммунисты считали экспроприацию всего, что служило эксплуатации (земли, орудий производства и средств потребления “хотя бы в отдельных местностях и городах, где представится возможным”). Считалось, что достигнутый максимум свободы личности будет сопровождаться и максимумом экономического расцвета общества в результате высшей производительности свободного труда. Для планомерного развития экономики Кропоткин предлагал децентрализовать промышленность, установить прямой продуктообмен и интеграцию труда (обработку земли как сельскими, так и городскими жителями, соединение умственного и физического труда, введение производственно-технической системы обучения). В аграрном вопросе Кропоткин и его соратники считали необходимым передать всю землю, захваченную в результате восстания (социальной революции), народу, тем, кто сам ее обрабатывает, но не в личное владение, а общине.

Крупными идеологами и организаторами анархо-синдикализма в России были Я. И. Кирилловский (Д. И. Новомирский), Б. Н. Кричевский, В. А. Поссе. Значительная часть сторонников этого течения воспитывалась на дискуссиях об отношении к синдикализму, продолжавшихся из года в год на страницах анархистских печатных органов различных направлений.

Д. И. Новомирский, возглавлявший в 1905–1907 гг. организации синдикалистов в Одессе, в брошюрах “Программа синдикального анархизма”, “Манифест анархистов-коммунистов”, в уставе Всероссийского союза труда и программе “Южно-Русской группы анархистов-синдикалистов” последовательно изложил стратегию и тактику синдикалистов в России. Основной целью своей деятельности они считали полное, всестороннее освобождение труда от всех форм эксплуатации и власти и создание свободных профессиональных объединений трудящихся как главной и высшей формы их организации. Из всех видов борьбы синдикалисты признавали только непосредственную, прямую борьбу рабочих с капиталом, а также бойкот, стачки, уничтожение имущества (саботаж) и насилие над капиталистами.

В анархизме периода первой революции (и в последующие годы) появляется такое направление, как анархо-индивидуализм (индивидуалистический анархизм). Он был представлен сторонниками взглядов А. А. Борового, О. Виконта, Н. Бронского, взявших за основу своих построений абсолютную свободу личности как “исходную точку и его конечный идеал”.

Разновидностью анархо-индивидуализма был мистический анархизм, который проповедовали талантливые представители российской интеллигенции: поэты и писатели С. М. Городецкий, В. И. Иванов, Г. И. Чулков, Л. Шестов (Л. И. Шварцман), К. Эрберг и др. Вариант индивидуалистического анархизма представлял в России Лев Черный (псевдоним П. Д. Турчанинова), опубликовавший книгу “Новое направление в анархизме; ассоциационный анархизм” (1907). В его труде последовательно излагались теории различных идеологов анархизма по вопросам жизнедеятельности общества и государства, прежде всего П. Ж. Прудона, М. Штирнера, американского анархиста В. Р. Туккэра (Тэккера). Л.Черный высказывался за сочетание принципов коллективизма и индивидуализма, выступал за создание политической ассоциации производителей. Основным методом борьбы с самодержавием он считал систематический террор.

К последователям индивидуалистического анархизма можно отнести махаевчев (махаевистов), высказывавших враждебное отношение к интеллигенции, власти и капиталу. Создателем и теоретиком учения был польский революционер Я. В. Махайский (он печатался под псевдонимами А. Вольский, Махаев), а наиболее известный его последователь – Е. И. Лозинский (Е. Устинов). Число представителей индивидуалистического анархизма было невелико, но это не умаляет значения их теоретических разработок.

Осенью 1905 г. в анархо-коммунизме оформилось движение анархистов-коммунистов (чернознаменцев). Организатором и идеологом чернознаменства в России был И. С. Гроссман (Рощин). Изданный им в Женеве в декабре 1905 г. единственный номер газеты “Черное знамя” дал название целому направлению анархистов. В революции 1905 – 1907 гг. это течение анархической мысли играло одну из важных ролей. Наиболее сильные группы чернознаменцев действовали на Северо-Западе и Юге России (Белосток, Варшава, Вильно, Екатеринослав, Одесса). Социальную базу течения составили отдельные представители интеллигентской богемы, люмпен-пролетарии и некоторые рабочие, занятые на маломощных, ремесленного типа предприятиях. Своей главной задачей чернознаменцы считали создание широкого массового анархического движения, установление прочной связи со всеми направлениями анархизма. Чернознаменцы выступали за активные действия и в процессе теоретической борьбы с хлебовольцами обосновали следующую программу; “Постоянные партизанские выступления пролетарских масс, организация безработных для экспроприации жизненных припасов, массовый антибуржуазный террор и частные экспроприации”.

В ходе боевых операций в конце 1905 г. чернознаменцы раскололись на две группировки: безмотивных террористов во главе с В. Лапидусом (Стригой) и анархистов-коммунистов. Безмотивные террористы основной целью своей деятельности считали организацию “безмотивного антибуржуазного террора” путем индивидуальных покушений на представителей буржуазии не за какие-либо определенные проступки (донос, провокаторство и т.д.), а исключительно за принадлежность к классу “паразитов-эксплуататоров”, Подобную тактику действия чернознаменцы особенно рекомендовали рабочему классу, полагая, что путем таких акций можно обострить классовую борьбу против всех властвующих и угнетающих.

Сторонники анархистов-коммунистов, наоборот, высказывались за сочетание антибуржуазной борьбы с серией частичных восстаний во имя провозглашения в городах и селах “временных революционных коммун”. Как “террористы”, так и “коммунисты” отрицательно относились к участию анархистов в беспартийных профессиональных союзах, которые, по их мнению, приучали рабочих к легализму и борьбе за минимальные требования.

При знакомстве с историей анархизма поражает обилие всевозможных фракций и направлений. Но в практической деятельности сторонники анархии были на редкость единодушны и в борьбе за свои идеи отдавали предпочтение террору и экспроприациям.

Уже в 1904–1905 гг. анархистский террор и экспроприации стали значительным явлением. Наряду с отдельными героическими эпизодами борьбы в движении все больше процветали уродливые отклонения – убийства из удальства, грабежи с целью обогащения и наживы. Значительная часть анархистов предпринимала подобные акции по личной инициативе, не согласуя их с решениями организаций или съездов.

Всероссийскую известность получили многие анархистские акты. Один из первых был совершен в 1904 г. в Гродненской губернии в местечке Крынки (близ Белостока) Нисаном Фарбером. Он нанес текстильному фабриканту А. Кагану несколько ударов кинжалом в шею “за неуступчивость в отношении стачечников”. Скрывшись с места акции, Фарбер продолжал борьбу с режимом и вскоре подорвал (вместе с собой) полицейский участок в Белостоке, заставив земляков по-новому, более критически, взглянуть на роль анархистов в происходивших событиях. 4 октября 1905 г. в пос. Амур (близ Екатеринослава) анархисты воспользовались недовольством 300 уволенных рабочих, убили директора машиностроительного завода. В рабочей среде этот акт был встречен с одобрением.

Польские анархисты-чернознаменцы (группа “Интернационал”), выбрав наиболее удачливого из своей среды – И. Блюменфельда и снабдив его тремя бомбами, благословили на акции возмездия. В октябре 1905 г, он бросил бомбу в банковскую контору Шерешевского в Варшаве, а через месяц повторил акцию, взорвав оставшиеся снаряды в ресторане “Бристоль”, ранив при этом одного буржуа. Репрессии не заставили себя долго ждать. Вскоре организация анархистов была ликвидирована, а 16 ее членов оказались в Варшавской цитадели. Варшавский генерал-губернатор Г. А. Скалон без суда и следствия приказал казнить всех заключенных анархистов; они были расстреляны в январе 1906 г.

Российские анархисты не оставались равнодушными и к просьбам своих коллег из других стран, оказывая им поддержку в совершении ряда терактов. Так, они участвовали в подготовке покушений на германского императора Вильгельма и некоторых высокопоставленных лиц Франции.

Важным для понимания анархистской тактики в годы революции является выяснение вопроса об отношении анархистов к эспроприациям. Лидеры российского анархизма, как правило, поддерживали экспроприации организованные и массовые и категорически отрицали необходимость подобных актов для личных целей, сравнивая их с воровством. Однако, несмотря на это, мелкие “эксы” буквально разрывали движение. Именно так начинал свою деятельность среди анархистов Нестор Махно (1888–1934), будущий руководитель крестьянского движения на Украине в годы Гражданской войны. Будучи с осени 1906 г. членом “Гуляй-Польской группы анархистов-коммунистов” (с. Гуляй-Поле Александровского у. Екатеринославской губ.), он в течение двух последующих лет занимался грабежом местных торговцев и промышленников. Это обошлось ему слишком дорого: неоднократные аресты, приговор к смертной казни, отмененной лишь из-за его несовершеннолетия, долголетние тюремные лишения (с 9 сентября 1908 г. по 2 марта 1917 г.), в том числе пребывание в Бутырской тюрьме. Подобный образ жизни вызвал у Махно тяжкое заболевание – туберкулез. Страдания укрепили и развили его анархистские убеждения, а пребывание в тюрьмах пополнило его кругозор и дало возможность получить минимальное образование (в Бутырской тюрьме он освоил русскую грамматику и литературу, занимался математикой, историей, политэкономией).

С угасанием революционной энергии в массах экспроприаторский пыл анархистов, наоборот, усиливался, и суммы, захваченные на “предприятиях”, росли не по дням, а по часам. Так, в октябре 1907 г. грузинские анархисты, соединив свои усилия с эсерами-федералистами, ограбили казначейство а г. Душети Тифлисской губернии на сумму 250 тыс. рублей. Это был самый крупный “экс” анархистов в России в первой половине XX в.

Но самые яркие страницы совместной борьбы против режима относятся к декабрю 1905 г. В отечественной историографии замалчивались факты участия анархистов в декабрьском вооруженном восстании. Типичным было утверждение о том, что, когда “революция вступила в полосу вооруженных восстаний, боевых дружин анархистов на баррикадах не оказалось”. Между тем имеется около десятка свидетельств представителей различных партий и движений об активном участии анархистов в вооруженных выступлениях в Москве, Тифлисе, Екатеринбурге.

Уже в начале революции наиболее здравомыслящие сторонники анархии не самоустранялись от целенаправленной борьбы с самодержавием. В моменты острых столкновений они шли на контакты и сотрудничество с членами других партий (РСДРП, ПСР, ППС), участвовали в отрядах революционной самообороны против черносотенцев, в коалиционных комитетах, в баррикадных сражениях с правительственными войсками, организации совместных боевых акций и покушений на царских сатрапов.

Сотрудничество было продолжено а в 1906–1907 гг. Наиболее дальновидные анархисты развивали позитивные начала в движении, предпринимая попытки организации смешанных групп из представителей различных партий и межрегиональных объединений в форме федерации.

В первом случае речь идет о следующем. В анарходвижении в довольно большом количестве появились заурядные шайки грабителей-налетчиков с экзотическими названиями “Анархисты-террористы” “Кровавая рука”, “Лига красного шнура”, “Черные вороны”, “Мстители”, “Ястреб” и т.п. В то же время отдельные организации начинают поиски выхода из тупика и вспоминают о постоянных призывах Петра Кропоткина к единению анархических сил для борьбы с режимом. Рождается идея созыва Всероссийского съезда анархистов. Актуальность и своевременность решения данного вопроса российские анархисты осознали на международном анархическом конгрессе в Амстердаме в августе 1907 г. Выступления и доклады российских представителей с огромным интересом были выслушаны делегатами, и в конце работы форума представители 27 государств Европы, Азии, Африки и Америки приняли специальную резолюцию “Об отношении к русской революции”. В документе содержалось обращение к анархистам всех стран оказать “всевозможную материальную и духовную поддержку” делу русской революции, пропагандировались анархистские методы борьбы с самодержавием и подчеркивалось международное значение революции, от исхода которой зависело “ближайшее будущее мирового пролетариата”.

В октябре – ноябре 1907 г. анархисты различных групп провели городские конференции. Наиболее крупная из них состоялась е Киеве с участием анархистов из других городов. Одним из авторов итоговых документов этой встречи анархистов был Дмитрий Богров, будущий убийца Петра Столыпина. Серьезные шансы на созыв съезда в конце года имела и Объединенная московская группа анархистов, но он был сорван из-за начавшихся раздоров в анархистской среде.

Наступление реакции не прервало активных боевых выступлений российских анархистов, но нанесло ощутимый урон объединительным тенденциям. В 1908–1909 гг. в анарходвижении продолжался процесс распада и самоликвидации организаций. Если в 1908 г. действовало 108 групп анархистов в 83 населенных пунктах страны, то в 1909 г. их насчитывалось уже 57 в 44 городах, в 1910 г. – только 34 группы в 30 пунктах, в 1911 г. – всего 21 организация, в 1912 г. – 12, в 1913 г. – 9 и накануне Первой мировой войны – лишь 7 групп. Таким образом, вопреки утвердившимся в исторической литературе оценкам, в 1908–1913 гг. анархистские организации не исчезли бесследно с политической арены, хотя их число значительно уменьшилось. Малочисленные организации сохранились в Белой Церкви, Киеве, Москве, Петербурге, Одессе, Харбине и других городах; занимались они лишь выпуском прокламаций.

В 1910–1913 гг. на волне общего революционного подъема в отдельных городах страны создаются подпольные революционные кружки для изучения социалистической (в том числе и анархистской литературы. Один из первых кружков подобного рода возник в конце 1911 г. среди студентов смоленского землячества при Московском коммерческом институте. Члены его обоснованно считали, что “период терроризма уже пройден и возвращение к нему бесполезно”, и, взяв за основу синдикалистские установки в сочетании с идеями кооперации, занялись пропагандистской деятельностью в Туле, Брянске, Смоленске, Кинешме.

Анархисты-эмигранты пытались сплотить свои ряды и разработать новую программу и тактику движения. С этой целью в 1913 г. они провели пять конференций в различных городах Западной Европы.

Первая мировая война привела к расколу в анархистской среде. К оборонцам примкнул Кропоткин, призывавший к войне “до конца германского милитаризма”, ибо считал, что победа Германии будет большой национальной катастрофой для России. Ему противостояли анархисты-интернационалисты, осуждавшие любые военные действия.

Русские патриоты приветствовали переход лидера анархистов на их сторону и даже приезжали к нему “на поклон”. Так, например, его посетил лидер кадетской партии П. Н. Милюков. Пока Кропоткин собирал дивиденды от своих публичных выступлений, в России движение переживало весьма непростые времена. В ряде городов имелись малочисленные организации (из 4–18 человек), действовавшие в среде студентов, рабочих различных профессий – кожевенников, печатников, железнодорожников и др. Самым большим их достижением было издание прокламаций и устная агитация на предприятиях. Исключением являлась работа Северного союза анархистов в Петрограде (с 1914 г.), в который входили синдикалисты, коммунисты и индивидуалисты, сумевшие общими усилиями выпустить два номера гектографированного журнала “Анархист”.

В 1915 г. анархистские организации имелись в восьми городах страны, в конце следующего года их насчитывалось уже 15 (в семи населенных пунктах). Было заметно, что анархисты нащупывали свои методы воздействия на массы, но их общее число, вероятно, едва достигало 250–300 человек.

Февральская революция 1917 г. принесла обновление и русскому анархизму. Вновь на арену политической борьбы вышли анархо-коммунисты, индивидуалисты и сторонники анархо-синдикализма. Однако анархисты не могли столь быстро восстановиться после потерь военных лет. Их новоявленной агитации поддавались лишь наиболее незрелые слои рабочих и солдат, а о практической работе в Москве и Петрограде “долгое время ничего не было слышно”. Происходил процесс накопления сил.

Наконец 13 марта 1917 г. силами членов семи анархистских организаций в Москве была создана Федерация анархических групп, в которую вошло около 70 человек, в основном из молодежной среды. В то же время роль главных идеологов и организаторов движения в Москве и Петрограде продолжали играть такие известные анархисты, как П. А. Аршинов, В. В. Бармаш, А. А. Боровой, братья Абба и Владимир Гордины, И. Блейхман, Д. Новомирский, Л. Черный, Г. Б. Сандомирский, А. А. Солонович, Г. П. Максимов, В. С. Шатов, В. М. Эйхенбаум (Волин), Е. З. Ярчук. Вернулся в Петроград из эмиграции и Кропоткин, восторженно встреченный народом.

Но за претворение высказанного лидером анархистов предложения еще предстояла борьба. Накануне октября 1917 г. они были по-прежнему разобщены, хотя и имели на своей стороне приверженцев из 40 организаций, разбросанных по стране.

Важным консолидирующим фактором для анархистов стало появление новых газет – “Анархия” (Москва) и “Буревестник” (Петроград), на страницах которых звучали призывы к борьбе за идеалы анархизма.

6 ноября 1917 г. в “Анархии” был опубликован манифест Московской федерации анархических групп, ставший своего рода программным документом, определившим задачи анархистов на предстоящий период.

Анархизм (от греч. Anarchia – безначалие, безвластие) – общественно-политическое учение, основными принципами которого являются отрицание государства и всякой власти, а также программное требование освобождения личности от всех форм политической, экономической и духовной зависимости.
Вернуться к тексту

В пестром калейдоскопе российской многопартийности особое место принадлежит анархистам – сторонникам идеологии, отвергающей власть человека над человеком, и выступающим за отмену всех форм политического управления обществом. Основополагающие концепции этого учения, формировались на протяжении длительного времени, и еще в 40-х и 50-х годах XIX века начали прослеживаться в работах А. И. Герцена и высказываниях петрашевцев. Учитывая, что в наши дни существует ряд общественных движений, продолжающих традиции партии анархистов, будет интересно в общих чертах воссоздать их историю.


РОССИЙСКИЕ АНАРХИСТСКИЕ ЛИДЕРЫ И НАРОДНАЯ САМООБОРОНА РОССИЯ

Князь, избравший путь революции

Идеи анархизма, сформулированные в середине XIX века видными западноевропейскими мыслителями П. Ж. Прудоном и М. Штирнером, в России стали элементами массового революционного движения. Они нашли своих последователей в лице таких крупных отечественных идеологов, как М. А. Бакунин и князь П. А. Кропоткин, вступивший в силу своих убеждений на путь политической борьбы. Их призывы к немедленному восстанию рабочих масс были восторженно встречены в кругах радикально настроенной интеллигенции.

Несмотря на то, что партия анархистов в России не была официально учреждена, большой популярностью пользовалась ее программа, составленная Кропоткиным. В ней предусматривалось создание будущего общества на основе «вольных коммун», лишенных центрального государственного управления. В своих последующих работах он развил эту идею и предложил концепцию «анархо-коммунизма». Поскольку для реализации его идей требовалась определенная подготовка населения, Кропоткин призывал к созданию партии анархистов, программу которой он намеревался пополнить дальнейшими разработками, выполненными с учетом всех социально-политических особенностей того времени.

Возникновение первых анархических групп

В 1900 году в Женеве группой российских эмигрантов был создан ряд организаций анархистского толка, и начала издаваться газета «Хлеб и воля», соответствующая их идеологии. В последующие годы, предшествовавшие Первой русской революции, подобные организации появились во Франции, Германии, Болгарии и даже в США. Несмотря на то, что учредительный съезд проведен не был и партия анархистов не была оформлена, ее сторонники заявили о себе как о реальной политической силе.


РОССИЙСКИЕ АНАРХИСТСКИЕ ЛИДЕРЫ И НАРОДНАЯ САМООБОРОНА РОССИЯ

Оцените статью
Лидеры России