Средневековая транскрипция «Начал » Евклида (~1310 год) с изображением Женщины, преподающей геометрию.
Список женщин — членов РАН содержит женщин, которые являются действительными членами (академиками) или членами-корреспондентами Российской академии наук. Список включает только ныне живущих членов РАН, а также не включает иностранных членов. Информация обновлена по состоянию на 8 октября 2023 года.
11 февраля — Международный день женщин и девочек в науке. На территории Российской империи и Советского союза было много ученых-исследовательниц. 5-tv.ru вспоминает самых известных из них.
- Софья Ковалевская (1850–1891)
- Зинаида Ермольева (1897–1974)
- Мария Склодовская-Кюри (1867–1934)
- Фатима Бутаева (1907–1992)
- Лина Штерн (1875–1968)
- Анна Межлумова (1914–2007)
- Блюма Зейгарник (1900–1988)
- Ирина Белецкая, химик
- Ольга Донцова, биохимик
- Наталия Берлова, математик
- Алла Лапидус, биоинформатик
- Юлия Ковас, психогенетик
- Елена Григоренко, психолог
- Вера Серганова, математик
- Татьяна Бирштейн, физик
- Татьяна Татаринова, биоинформатик
- Кристина Квашнина, физик
- Женщины в науке в период Древней истории
- Научные революции 1600-х и 1700-х годов
- Женщины в науке XVIII века
- Женщины в науке XIX века
- Вклад россиянок конца XIX века
- Женщины в науке XX века
- Социальное давление общества
- Статистика и анализ положения женщин в науке
- Женщины в науках о жизни
- Социальные недостатки и их преодоление
- Заработная плата женщин в науке
- Этнические различия женщин в науке
- Физиология или медицина
- Женщины в науке Латинской Америки и Карибского бассейна
- Женщины в науке Юго-Восточной Европы
- Женщины в науке Австралии, Новой Зеландии и США
- Женщины в науке Арабских государств
Софья Ковалевская (1850–1891)
Чем известна: первая в мире и в Российской империи профессор-женщина.
Тяга к знаниям у Софьи Ковалевской появилась еще в детском возрасте. Ее дядя Петр Корвин-Круковский любил беседовать с юной Соней о математике. Именно от него девочка впервые услышала о «квадратуре круга». По другой версии, математика увлекла Ковалевскую из-за того, что одну из детских комнат в доме оклеили листами лекций по дифференциальному исчислению. Софья сначала училась в Российской империи, но продолжить образование смогла только за рубежом. Девушка заключила фиктивный брак с молодым ученым Владимиром Ковалевским. В результате она добилась возможности учиться за границей и даже получила премию за открытие третьего случая разрешимости задачи о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки.
Зинаида Ермольева (1897–1974)
Чем известна: впервые в СССР получила аналог пенициллина и участвовала в процессе его производства.
Зинаида Ермольева активно изучала микробиологию в университете. Тогда же она занялась исследованием биохимии микробов и изучением холеры. Звание профессора Ермольева получила за изобретение препарата, высокая эффективность которого помогла в борьбе с холерной эпидемией, дифтерией и брюшным тифом. Но советские люди знают Ермольеву как исследователя, разработавшего советский аналог пенициллина. Препарат «Крустозин» признали превосходящим оригинал. И сейчас на аптечных прилавках можно найти лекарства, разработанные именно Зинаидой Ермольевой.
Мария Склодовская-Кюри (1867–1934)
Чем известна: первая женщина, получившая две Нобелевские премии.
Мария Склодовская родилась на территории Польши, разделенной между Россией, Пруссией и Австрией. В подконтрольной российскому царю Польше женщине было сложно получить образование. Поэтому до обучения в Сорбонне Мария изучала математику, переписываясь с отцом и читая книги в библиотеке. В 1897 году Мария Кюри открыла полоний и радий. А через шесть лет Кюри вместе с Анри Беккерелем получили Нобелевскую премию по физике за работу с радиоактивностью. В 1911-м Мария Кюри стала первым человеком в мире, получившим две Нобелевские премии. Вторая была присуждена за открытие полония и радия.
Фатима Бутаева (1907–1992)
Чем известна: положила начало разработке и производству люминесцентного освещения.
Фатима Бутаева родилась в Алагире в семье адвоката и журналиста. После обучения Бутаева работала преподавателем математики, теоретической механики, а позже — инженером в лаборатории источников света. Фатима исследовала люминесценцию. Благодаря исследованиям Фатимы Бутаевой началась разработка первых люминесцентных ламп. Позже Фатима вместе с исследователями Валентином Фабрикантом и Михаилом Вудынским сформулировала квантовый способ усиления света — сейчас его используют в лазерах.
Лина Штерн (1875–1968)
Чем известна: создала концепцию гемато-энцефалического барьера.
Лина Штерн получила образование в Швейцарии, а позже стала первой женщиной-профессором одного из университетов в стране. В начале своей карьеры Лина исследовала биохимические процессы и проявляла интерес к изучению центральной нервной системы. В число открытий Штерн входят определение роли мембран в жизнедеятельности человеческих клеток и разработка метода борьбы с шоком. В 1925-м исследовательница вернулась в Россию и возглавила отдел биохимии Института инфекционных болезней. Во время Великой Отечественной войны она разработала сыворотки, которые помогли бороться с туберкулезом, столбняком и энцефалитом.
Анна Межлумова (1914–2007)
Чем известна: создала высокооктановый бензин.
В юности Анна Межлумова хотела связать жизнь с педагогической деятельностью, но была зачислена в Грозненский нефтяной институт. В военный период она занималась эвакуацией на Урал завода, где она трудилась. После войны Анна Ильинична возглавила нефтеперерабатывающую лабораторию. Именно тогда Сталин отдал приказ создать качественное топливо. В итоге Межлумова с командой создала высокооктановый бензин, который заливают в большинство современных автомобилей. Вместе с тем известный нефтехимик совсем не купалась в лучах славы: она спокойно работала на кафедре в институте и жила в коммунальной квартире.
Блюма Зейгарник (1900–1988)
Чем известна: новое направление психологии — патопсихологию.
Блюма Зейгарник заинтересовалась психологией в университете. Прослушав курсы лекций известных специалистов в области психологии, Блюма исследовала психологический эффект, позже получивший название «эффект Зейгарник». Теория заключается в изучении способности человека запоминать прерванные действия лучше, чем завершенные. В военный период Блюма работала в нейрохирургическом госпитале и занималась методами реабилитации после тяжелых ранений. Именно при участии Зейгарник было создано новое направление психологии — патопсихология.
11 февраля — Международный день женщин и девочек в науке. Рассказываем о десяти современных ученых, которые возглавляют лаборатории, совершают открытия, преподают и меняют наши представления не только о мире вокруг, но и об академической карьере
9 февраля 2021 года Космический центр Мохаммеда бин Рашида из ОАЭ вывел на орбиту Марса свою первую межпланетную станцию — прекрасная новость, но главное в другом: команда, осуществившая запуск, состоит из женщин на 80%. Все чаще и чаще мы слышим о женщинах в науке и технологиях, но так было далеко не всегда.
В 2009 году, выступая на церемонии награждения стипендиатов конкурса «Л’Ореаль–ЮНЕСКО» «Для женщин в науке», физик Татьяна Бирштейн попросила показать фотографию. На снимке была статуэтка, изображающая работающую женщину: в одной руке портфель, в другой сумка с продуктами, на шее ребенок. Женщины, выбирающие академическую карьеру, действительно сталкиваются с двойной нагрузкой. По данным исследования, результаты которого публикует Nature, 40% женщин-ученых бросают работу или уходят на неполный день после рождения первого ребенка. Так же поступают всего 23% мужчин-ученых, ставших отцами.
Однако, по данным доклада ЮНЕСКО за 2017 год о женщинах в точных науках и инженерии (STEM), гендерный разрыв начинается с неравного доступа к начальному образованию и укрепляется особенностями социализации и обучения. В результате воздействия социокультурных норм и ожиданий девочки реже, чем мальчики, выбирают для себя карьеру в науке. Всего, как сообщает информационный бюллетень ЮНЕСКО «Женщины в науке» за 2020 год, женщины составляют 30% от рабочей силы, занятой в научной и исследовательской деятельности. В России показатель чуть выше среднего — 39,2%. Наименьший разрыв — в странах Центральной Азии (48,5%), Латинской Америки (40,9%) и Аравийского полуострова (40,9%).
Гендерный разрыв наблюдается даже в том, как чествуют выдающихся ученых: женщины реже получают престижные премии (хотя их доля среди лауреатов постепенно растет), причем дисбаланс тем сильнее выражен, чем больше денежное вознаграждение. В этой подборке — 10 ученых, которые меняют представлении о месте женщины в науке.
Институт органической химии им. Н.Д. Зелинского
Ирина Белецкая, химик
«Мономер, первичная органическая молекула, часто остается «за кадром», когда мир узнает о новом синтетическом материале. Нам, органикам, конечно, обидно», — говорила Ирина Белецкая в одном из интервью. Область ее научных интересов — катализ: со школы мы помним, что это ускорение химической реакции в присутствии вещества-катализатора (которое вступает в промежуточные взаимодействия с участниками реакции), но кроме того, это еще и возможность проводить совершенно новые реакции. В прикладном смысле это возможность получать новые синтетические вещества или производить уже известные быстрее, дешевле и экологичнее. Работая в этой сфере, Ирина Белецкая разработала эффективные методы получения кислородсодержащих соединений, в том числе промышленно важных карбоновых кислот (трудно представить промышленное производство — от металлургического до пищевого, где бы они не применялись).
Ирина Белецкая — академик РАН с 1992 года (отделение химии и наук о материалах), доктор химических наук; профессор, заведующий лабораторией элементоорганических соединений химического факультета МГУ. Она главный редактор «Журнала органической химии», член редколлегий российских и зарубежных журналов и научного совета РАН. Лауреат множества премий — имени М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, П. Л. Капицы Королевского научного общества Великобритании и других. С 1991 по 1993 год Ирина Белецкая занимала пост президента Отдела органической химии ИЮПАК (Международного союза теоретической и прикладной химии), до 2001 года работала в Комитете ИЮПАК по технологиям уничтожения химического оружия. В 2013 году она получила премию ИЮПАК «Выдающиеся женщины в химии и химических технологиях».
«Нужно ставить девочкам реалистичные цели»: как Энн Макосински в 15 лет победила на конкурсе Google и построила карьеру изобретательницы
Ольга Донцова, биохимик
Область научных интересов Ольги Донцовой — структура и функция комплексов РНК-содержащих клеточных машин, функциональные свойства и механизмы регуляции теломеразных РНП-комплексов и некодирующих РНК. Речь идет прежде всего о рибосомах, клеточных «фабриках» по синтезу белков, и теломеразе — РНК-белковом комплексе, который участвует в системе поддержания длины теломер (концевых участков хромосом — изменение их длины связано с процессом клеточного старения). В частности, под руководством Ольги Донцовой был открыт новый белок, кодируемый теломеразной РНК человека, ранее считавшейся некодирующей. А кроме того, открыта функциональная роль генов, отвечающих за модификацию рибосом; создана система поиска новых антибиотиков, исследован механизм действия нескольких новых ингибиторов биосинтеза белка.
Ольга Донцова — доктор химических наук, профессор, академик РАН (руководитель секции физико-химической биологии отделения биологии), с марта 2020 года — заместитель председателя Совета РАН по генно-инженерной деятельности. Лауреат премий РАН имени А. Н. Белозерского и А. Н. Баха. Профессор, заведующая кафедрой химии природных соединений химического факультета МГУ, руководитель отдела НИИ физико-химической биологии имени А. Н. Белозерского МГУ, заведующая отделом Института биоорганической химии РАН. Кроме того, она профессор Сколтеха, где ее лаборатория занимается некодирующими РНК. Так называют молекулы РНК, на основе которых в клетке не производятся белки. Они выполняют самые разные функции, и сотрудники лаборатории, в частности, ищут способы использовать такие РНК для диагностики разных видов рака печени.
Женщина, которая со всем не согласна: как лауреат Нобелевской премии Фрэнсис Арнольд переворачивает науку с ног на голову
Наталия Берлова, математик
Наталия Берлова — PhD по классической гидродинамике Университета штата Флорида. С 2002 года заведует кафедрой квантовых жидкостей на факультете прикладной математики и теоретической физики Кембриджского университета, директор обучения в колледже Христа. В 2013 году стала профессором прикладной математики Кембриджского университета — первой в Кембридже женщиной-профессором математики. С 2013 года профессор Сколковского института науки и технологий, в 2013–2014 годах — декан, в 2015 году — директор программы по фотонике и квантовым материалам. Стипендиат Гуднера (1995–1996), Президентской стипендии для постдоков (1997–1999), получила награду Национального института здоровья США (2001-2006) и приз Пилкинктона (2005).
Первая во всем: какой мир запомнит иранского математика Мариам Мирзахани
Санкт-Петербургский государственный университет
Алла Лапидус, биоинформатик
Среди научных интересов Аллы Лапидус — новые методы секвенирования ДНК, сборкa геномов бактерий и грибов (секвенирование дает лишь небольшие «кусочки» ДНК, из которых полный геном еще нужно собрать), а также метагеномика. Метагеном — совокупный геном сообщества каких-либо организмов; например, можно говорить о метагеноме бактерий, живущих на дверной ручке. Исследования метагеномов показали удивительное разнообразие организмов, многие из которых не культивируются (только 3-4% могут быть выращены в лабораторных условиях). Анализ сложных сообществ позволяет решать самые разные научные и прикладные задачи — от разработки антибиотиков и изучения иммунитета (его работа тесно связана с деятельностью симбиотических микроорганизмов) до разработки альтернативных источников энергии и использования бактерий в промышленности.
Обо всем этом Алла Лапидус читает популярные лекции, создала авторскую магистерскую программу по биоинформатике в СПбГУ и онлайн-курсы (например, на «Курсере»). В свое время она создала одну из первых лабораторий, производящих полногеномые сборки бактериальных геномов в Объединенном геномном институте (США), являлась доцентом Института персонализированной медицины Онкологического центра Фокс Чейз, директором по геномике лаборатории алгоритмической биологии СПбАУ РАН, ведущим исследователем Центра геномной биоинформатики им. Ф.Г. Добржанского (СПбГУ). А сейчас Алла Лапидус — профессор кафедры цитологии и гистологии и директор Центра биоинформатики и алгоритмической биотехнологии СПбГУ.
Как мать троих детей максимально быстро разработала вакцину от COVID-19 и попала в один рейтинг с королевой
Юлия Ковас, психогенетик
Первое образование Юлии Ковас — филолого-педагогическое. Работая в школе, она задумалась о том, почему дети с примерно одинаковым бэкграундом демонстрируют разную мотивацию и успеваемость. Она начала изучать психологию, генетику и нейронауки, а сейчас занимается междисциплинарными исследованиями индивидуальных различий в обучении — в частности, работает с регистрами близнецов, чтобы определить вклад генетических и средовых факторов в различия между ними. « Понимание природы различий между детьми поможет персонализировать образование таким образом, чтобы каждый ребенок учился более эффективно. Возможно, что в будущем учитель будет выступать таким талантливым диагностом, наставником школьников, это будет междисциплинарный специалист», — прогнозирует она.
Юлия Ковас — профессор, директор Международной лаборатории междисциплинарных исследований индивидуальных различий в обучении (InLab) факультета психологии университета Голдсмитс и ведущий исследователь Королевского колледжа в Лондоне. Кроме того, она содиректор Международного центра исследований развития человека Томского государственного университета и соруководитель Российско-Британской лаборатории психогенетики Психологического института РАО.
Елена Григоренко, психолог
«Когда привязанность надежная, то у маленького человека простор для исследовательской деятельности. Он во все включается, зная, что у него сильные тылы. Отходит от матери, возвращается к ней, что-то ей показывает — это огромная когнитивная стимуляция. А если привязанности нет, то нет и ощущения безопасности, а значит, и интеллектуальная активность ниже, и переживание ошибок намного драматичнее», — рассказывала Елена Григоренко в интервью для фонда «Выход», экспертный совет которого она возглавляет. Этой теме посвящена и работа ее Лаборатории междисциплинарных исследований развития человека СПбГУ — она исследует, как на интеллектуальное развитие ребенка влияет отсутствие семьи. Результаты исследований не только внесут вклад в понимание процессов раннего развития, но и пополнят инструментарий социальных служб, которые работают с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Помимо этого, в научные интересы Елены Григоренко включают познавательное развитие ребенка, а также диагностику, этиологию и терапию различных специфических неспособностей к обучению, расстройств развития языка и речи, делинквентности (антисоциального поведения). Она также занимается изучением расстройств аутистического спектра и читает о РАС вводный курс на «Курсере».
Кроме того, Елена Григоренко преподает в Бэйлорском медицинском колледже, Хьюстонском и Йельском университетах, а также является ведущим научным сотрудником в МГПГУ. Она член редакционного совета журналов «Экспериментальная психология» и «Психологическая наука и образование».
Два шага вперед, один назад: что значит быть матерью ребенка с аутизмом
George M. BergmanWikimedia.org, CC BY-SA 4.0
Вера Серганова, математик
«Здесь на конференции все говорят о какой-то пользе от своих работ. И мне даже как-то стыдно, потому что от меня никакой пользы нет!» — признавалась Вера Серганова в одном из интервью. Впрочем, там же она отмечала, что математика подталкивает к новым теориям физиков. И хотя язык и методы физиков ей не близки, среди интересующих ее тем она называла, например, математическое описание теории супергравитации.
Основной научный интерес Веры Сергановой — теория представлений супералгебр Ли. За работы по ней она в 2019 году получила премию имени Г. А. Гамова. В 2017 году избрана почётным членом Американской академии искусств и наук. Преподает в Калифорнийском университете в Беркли.
Татьяна Бирштейн, физик
Сейчас Татьяна Бирштейн — профессор кафедры молекулярной биофизики и физики полимеров физического факультета СПбГУ, главный научный сотрудник Института высокомолекулярных соединений РАН. Занимается статистической физикой полимерных систем. В 2007 году за вклад в понимание форм, размеров и движения больших молекул удостоилась международной премии L’Oréal-UNESCO «Женщинам в науке».
Комментируя получение премии, Татьяна Бирштейн признавалась, что испытывала трудности в научной сфере — даже не из-за дискриминации, а из-за двойной нагрузки: «Надо рожать детей, надо их воспитывать, надо заботиться о семье. Я считаю, что женщинам труднее везде, я в этом убеждена. Я часто цитирую Наума Коржавина: «А кони все скачут и скачут, а избы горят и горят». Поэтому я считаю, что премия женщинам в тех областях, где их недостаточно, является заслуженной. В то же время наука не может быть мужской или женской. Есть наука и не наука».
Мария Склодовская-Кюри – супергероиня от науки: в прокат выходит фильм о жизни ученой
Татьяна Татаринова, биоинформатик
Татьяна Татаринова училась в МИФИ и собиралась стать физиком, но в итоге почти случайно заинтересовалась исследованиями генома и стала биоинформатиком. Ее основные сферы деятельности — генетика, биогеография и функциональная аннотация генома, и это может быть геном чего угодно: от сельскохозяйственных культур (с целью повысить их урожайность) до останков хазар (с целью выяснить, не являются ли они предками современных евреев-ашкеназов). Работа с древней ДНК особенно сложна: образцы часто контаминированы («засорены») — в них могут присутствовать ДНК бактерий из почвы или ДНК исследователей, случайно занесенные в лаборатории. Среди разработок Татариновой — алгоритмы обработки таких данных.
Татьяна Татаринова — руководитель лаборатории вычислительной биологии, профессор кафедры биологии университета Ла Верн в Лос-Анджелесе. Кроме того, она входит в научный совет компании «Атлас».
МГУ имени М. В. Ломоносова
Кристина Квашнина, физик
«Мы синтезировали наночастицы плутония. Неожиданно увидели, что меняется цвет раствора. Это признак, что одна фаза переходит в другую, а потом в третью. Никто подобного никогда не видел. Мы не понимали, что происходит», — рассказывала Кристина Квашнина об одном из открытий, к которым она приложила руку. Оказалось, что в частицах содержится пятивалентный плутоний. Изучение разных валентных форм плутония позволяет больше узнать о соединениях, в форме которых он может мигрировать при попадании в окружающую среду, — а это, в свою очередь, повышает нашу осведомленность в сфере радиационной безопасности.
Понять, что полученное соединение содержит пятивалентный плутоний, удалось, исследовав его на синхротроне в Европейском центре синхротронных исследований (ESRF), где Кристина Квашнина возглавляет научную группу, занимающуюся спектроскопией и теоретическими расчетами электронной структуры. Кроме того, она возглавляет лабораторию химической физики f-элементов в МГУ, которая исследует свойства материалов на основе актиноидов (к ним относится тот же плутоний, а также торий, уран и еще 13 радиоактивных элементов) и лантаноидов (семейство редкоземельных металлов).
Кристина Квашнина — доктор физико-математических наук в Университете Гренобля, профессор кафедры радиохимии химического факультета МГУ. В 2020 году Международный союз кристаллографии выбрал ее на пост главного редактора высокорейтингового (входит в первый квартиль по импакт-фактору) журнала «Journal of Synchrotron Radiation (JSR)». В этом качестве Квашниной представит разработать систему финансирования, которая позволит перевести публикации журнала в открытый доступ. « Это принципиальное решение. Статьи должны находится в открытом доступе для всех учёных мира, но без ущерба и финансового давления на учёных — авторов статей и публикаций. Поэтому мы будем активно работать над гибкой системой финансирования публикаций в JSR», — комментирует она.
Научный коммунизм: знание станет бесплатным
Первой женщиной — вице-президентом РАН стала Талия Ярулловна Хабриева, избранная в 2013 году.
Среди президентов и главных учёных секретарей РАН женщин не было, хотя Е. Р. Дашкова являлась директором в тот период, когда РАН называлась Петербургской академией наук.
На 8 октября 2023 года женщинами являются 5,86 % действительных членов (49 из 836) и 11,63 % членов-корреспондентов (128 из 1101).
Женщины в науке в период Древней истории
Женщина-врач ухаживает за пациентом
Научные революции 1600-х и 1700-х годов
Маргарет Кавендиш, аристократка XVII века, принимала участие в некоторых из самых важных научных дебатов того времени. Однако она не была принята в члены Лондонского королевского общества, хотя однажды ей разрешили присутствовать на собрании. В её работе 1666 года Observations upon Experimental Philosophy:
Ни одна женщина не была приглашена ни в Лондонское королевское общество, ни во Французскую академию наук до XX века, так как считалось, что любая учёность противоречит домашним обязанностям, которые должны были выполнять женщины.
В 1678 году Елена Корнаро Пископиа стала первой женщиной в мире, получившей докторскую степень по философии.
Женщины в науке XVIII века
Лаура Басси, первая женщина, получившая звание профессора физики в университете Европы.
Эмили дю Шатле в своих трудах критикует философию Джона Локка.
На билете в музей конца XVIII века изображена Наука в виде женщины, озаряющей природу своим светом.
Женщины в науке XIX века
Молодой ботаник, 1835 г.
В США Мария Митчелл открыла комету в 1847 году, а также внесла свой вклад в расчеты Морского альманаха Военно-морской обсерватории США, стала первой женщиной-членом Американской академии искусств и наук в 1848 году и Американской ассоциации содействия развитию науки в 1850 году.
Во второй половине XIX века в Великобритании были основаны школы для девочек, обеспечивавшие образование наравне с мальчиками. Первый женский университетский колледж в Великобритании, Гёртон, был основан в 1869 году, за ним вскоре последовали другие: Ньюнэм (1871) и Сомервиль (1879).
Маргарет Энн Балкли, взяв себе мужское имя Джеймс Бэрри и изменив свой внешний облик на мужской, стала первой британкой, получившей медицинское образование в 1812 году. Элизабет Гарретт Андерсон была первой британкой, открыто получившей медицинское образование в 1865 году. Вместе с Софией Джекс-Блейк, американкой Элизабет Блэкуэлл и другими, Гаррет Андерсон основала в 1874 году первую в Великобритании медицинскую школу для обучения женщин — Лондонскую школу медицины для женщин.
В Пруссии с 1894 года женщины могли поступать в университет и получать степень доктора философии, а к 1908 году были сняты все оставшиеся ограничения для женщин.
Вклад россиянок конца XIX века
В значительной степени первопроходцами женского высшего образования в континентальной Европе стало это первое поколение русских женщин. Они были первыми студентами в Цюрихе, Гейдельберге, Лейпциге и других местах. Это были первые докторские степени в области медицины, химии, математики и биологии.
Женщины в науке XX века
Лиза Мейтнер, глава отдела физики в Институте кайзера Вильгельма в Берлине, в сотрудничестве с главой химии Отто Ганом, сыграла важную роль в открытии деления атомного ядра. В 1938 году она бежала от фашизма, после чего в 1939 году, в сотрудничестве со своим племянником Отто Фришем, предложила теоретическое объяснение эксперимента ядерного деления, проведенного Ганом и Фрицем Штрассманами в Берлине.
Важная статья химика и со-открывателя элемента рения Иды Ноддак о возможности деления урана на более лёгкие элементы при бомбардировке нейтронами (1934 год) была проигнорирована в то время, поскольку ни одна группа не предприняла согласованных усилий, чтобы найти продукты деления.
Мэри Картрайт, британский математик, первой проанализировала динамическую систему с хаосом.
Ирен Жолио-Кюри, вместе со своим мужем Фредериком Жолио, получила Нобелевскую премию по химии 1935 года за их работу над радиоактивными изотопами. Это сделало Кюри семьей с наибольшим количеством Нобелевских лауреатов на сегодняшний день.
Розалинд Франклин была кристаллографом, чья работа помогла выяснить тонкую структуру угля, графита, ДНК и вирусов. В 1953 году работа, которую она проделала с ДНК, позволила Уотсону и Крику создать свою модель структуры ДНК, за что они были удостоены Нобелевской премии, не отдав должного Франклин, умершей от рака в 1958 году.
Астрофизик Элинор Бербидж была одним из авторов статьи B 2 FH, посвящённой теории звёздного нуклеосинтеза. Она занимала ряд престижных должностей, в том числе должность директора Королевской Гринвичской обсерватории.
В 1967 году Джоселин Белл Бернелл обнаружила доказательства существования первого известного радиопульсара, но Нобелевскую премию по физике 1974 года получила не она, а её научный руководитель Энтони Хьюиш. Джоселин была президентом Института физики с октября 2008 года по октябрь 2010 года.
В 1995 году Христиана Нюслайн-Фольхард получила Нобелевскую премию по физиологии и медицине за исследования в области генетического контроля эмбрионального развития.
Эллен Суоллоу Ричардс
Женщины также реализовывались в ботанике и эмбриологии. В области психологии женщины получали докторские степени, но поощрение получали специализации в педагогической и детской психологии, а также устройство на работу в такие медицинские учреждения, как больницы и агентства социального обеспечения.
Мод Ментен родилась в Канаде, но работала в США и Германии над кинетикой ферментов (вместе с Леонором Михаэлисом), продолжая более ранние открытия Виктора Анри. Она вывела уравнения Михаэлиса — Ментен, изобрела реакцию азосочетания для щелочной фосфатазы, которая до сих пор используется в гистохимии. Она описала бактериальные токсины B. paratyphosus, Streptococcus scarlatina и Salmonella ssp.,провела первое электрофоретическое разделение белков в 1944 году. Она также исследовала свойства гемоглобина, регуляцию уровня сахара в крови и функцию почек.
Ву Цзяньсюн, подтвердившая гипотезу с ксеноном в ядерном реакторе B во время Манхэттенского проекта.
Рэйчел Карсон работала в Бюро рыболовства США, где писала брошюры, призывающие американцев потреблять больше рыбы и морепродуктов. Она также участвовала в исследованиях по разработке методов и оборудования для обнаружения подводных лодок.
Грейс Хоппер, математик, стала одним из первых программистов для компьютера Марк I.
Дама Венди Холл на выставке «Спасение Интернета: этика и проблемы сохранения того, что есть в Интернете», 2016 год.
Эллисон Хегель, компьютерный специалист и специалист по данным на выставке «Спасение Интернета: этика и проблемы сохранения того, что есть в Интернете», 2016 год.
Энн Друян — американская писательница, лектор и продюсер, космолог и популяризатор науки, отвечала за выбор музыки для Золотой пластинки Вояджера для исследовательских миссий Вояджер-1 и Вояджер-2, а также спонсировала космический корабль «Космос-1».
Гертруда Элайон, американский биохимик и фармаколог, удостоена Нобелевской премии по физиологии и медицине в 1988 году за работу о различиях в биохимии между нормальными человеческими клетками и патогенами.
Зоолог Дайан Фосси, популяризатор охраны природы, работала с гориллами в Африке с 1967 года до её убийства в 1985 году (предположительно браконьерами).
Контр-адмирал Грейс Хоппер, работница Eckert Mauchly Computer Corporation, разработала первый компьютерный компилятор (выпущен в 1952 году).
Стефани Кволек, исследователь компании DuPont изобрела кевлар ( пара-арамидное волокно полипарафенилен-терефталамид).
Линн Маргулис — биолог, наиболее известна своей работой над эндосимбиотической теорией формирования определённых органелл.
Розалин Ялоу была со-лауреатом Нобелевской премии по физиологии и медицине 1977 года (вместе с Роджером Гиллемином и Эндрю Шалли) «За развитие радиоиммунологических методов определения пептидных гормонов».
Кэролин Порко — планетолог, популяризатор освоения космоса, наиболее известна своей работой над программой Вояджер и миссией Кассини-Гюйгенс на Сатурн.
Физик Хелен Квинн вместе с Роберто Печчеи постулировали симметрию Печчеи-Квинн. Одним из следствий является частица, известная как аксион, кандидат на частицу тёмной материи.
Астроном Вера Рубин обнаружила проблему вращения Галактики, которая теперь считается одним из ключевых доказательств существования темной материи. Она была первой женщиной, которой разрешили наблюдение в Паломарской обсерватории.
Сара Сигер — канадско-американский астроном, профессор Массачусетского технологического института, известная своими исследованиями внесолнечных планет.
Группа Деборы Джин из JILA в Боулдере, штат Колорадо, в 2003 году получила новое состояние вещества —первый фермионный конденсат.
Нейробиолог Линда Бак получила в 2004 году Нобелевскую премию по физиологии и медицине вместе с Ричардом Акселем за работу над обонятельными рецепторами.
Французский вирусолог Франсуаза Барре-Синусси идентифицировала вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) как причину СПИДа, за что получила Нобелевскую премию по физиологии и медицине 2008 года.
Кэрол Грейдер и уроженка Австралии Элизабет Блэкберн вместе с Джеком В. Шостаком открыли защиту хромосом теломерами и ферментом теломеразой, за что получили Нобелевскую премию по физиологии и медицине 2009 год.
Джейн Гудолл — британский приматолог, ведущий мировой эксперт по шимпанзе, посвятившая их исследованиям их социальных и семейных взаимодействий 55-лет, основала Институт Джейн Гудолл и программы Roots & Shoots.
Ада Йонат, первая женщина с Ближнего Востока, получившая Нобелевскую премию по химии в 2009 году за исследования структуры и функции рибосомы.
Мишель Симмонс, лауреат премии «Австралиец года 2018», — квантовый физик, специалист по квантовым вычислениям, пионер в атомной электронике (в области кремниевых квантовых устройств).
Социальное давление общества
В 2015 году лауреат Нобелевской премии биохимик Тим Хант выступил на Всемирной конференции научных журналистов в Сеуле:
Вы влюбляетесь в них, они влюбляются в вас, и когда вы их критикуете, они плачут».
Статистика и анализ положения женщин в науке
В Израиле, где 28 % старшего научного персонала составляют женщины, их пропорционально меньше в инженерии (14 %), физических науках (11 %), математике и компьютерных науках (10 %), но преобладающее большинство в образовании (52 %) и парамедицинских профессиях (63 %) (данные 2013 года).
- в Марокко – 42,2%
- в Сирии – 43,9%
Исключением являются (данные за период 2000—2013—2023 год) следующие страны, в которых доля женщин-выпускниц компьютерных наук увеличилась:
Женщины в науках о жизни
Модель „Негерметичный трубопровод“. Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г., рисунок 3.3, данные Статистического института ЮНЕСКО „Доля женщин в высшем образовании и научных исследованиях во всем мире“, 2013 год.
В конце 1960-х и в 1970-х годах законодательство о равных правах привело к резкому увеличению числа женщин-ученых. Количество ученых степеней, присуждаемых женщинам, выросло с 7 % (1970 год) до 24 % (1985 год).
В областях, в которых традиционно доминировали женщины (уход за больными) женщины были менее успешны, чем мужчины с точки зрения степени, звания и заработной платы (1990-ые годы). В 1991 г. женщинам принадлежал 91 % докторских степеней в области сестринского дела, а мужчины занимали 4 % профессорских должностей в области сестринского дела.
Исследование представленности женщин в таких точных науках, как физика и компьютерные науки выявило модель «негерметичного трубопровода», в которой доля женщин, находящихся на пути к потенциальному становлению ведущими учеными, падала на каждом этапе пути, включающем следующие стадии:
Доля женщин всего мира (2013 год):
- среди выпускников бакалавриата и магистратуры — 53 %
- среди кандидатов наук— 43 %
В биологии (на 2000 год) проявлялась та же тенденция:
Социальные недостатки и их преодоление
Существуют социальные недостатки, приводящие к гендерному разрыву в науке:
Заработная плата женщин в науке
В 1996 году заработная плата женщин в профессиональных областях увеличилась с 85 % до 95 % от зарплаты мужчин с аналогичными навыками, а для молодых женщин (от 27 до 33 лет) достигла 98 % зарплаты их сверстников-мужчин.
Этнические различия женщин в науке
Доля женщин в высших эшелонах науки и управления:
Списки на сайте РАН:
Физиология или медицина
В настоящее время между регионами наблюдается большой разрыв по представленности женщин в науке.
Женщины в науке Латинской Америки и Карибского бассейна
Каждый третий исследователь — женщина в Турции (36 %) и Таджикистане (34 %). Уровень участия ниже в Иране (26 %) и Израиле (21 %), хотя израильские женщины составляют 28 % старшего научного персонала. В университете израильские женщины преобладают в медицинских науках (63 %), но лишь меньшинство изучают инженерное дело (14 %), физические науки (11 %), математику и информатику (10 %). В Иране произошла эволюция. В то время как доля женщин с докторской степенью в области здравоохранения оставалась стабильной на уровне 38-39 % в период с 2007 по 2012 год, произошёл скачок в:
Женщины в науке Юго-Восточной Европы
В Европейском союзе (ЕС) доя женщин в:
- исследованиях— 33 %
- высших учебных заведения— 40 %
- правительстве—, 40 %
Число женщин-исследователей растет быстрее, чем число исследователей-мужчин. Увеличение доли женщин по сравнению с долей мужчин за последнее десятилетие:
Несмотря на достижения женщин существует сильная вертикальная и горизонтальная сегрегация, так для преподавательского состава 2010 года:
Эти тенденции усиливаются в науке:
Самая низкая доля женщин среди профессоров в области инженерии и технологий — 7,9 %. Что касается представительства в принятии научных решений, то в 2010 г. доля женщин:
Членство в научных советах также оставалось преимущественно мужским (доля женщин 36 % членов совета).
Женщины в науке Австралии, Новой Зеландии и США
Женщины больше всего представлены в частном некоммерческом секторе — 60 % сотрудников в Шри-Ланке.
В академическом секторе доля женщин :
Женщины, как правило, меньше представлены в государственном секторе и реже всего заняты в бизнес-секторе: на их долю приходится 23 % сотрудников в Шри-Ланке, 11 % в Индии и всего 5 % в Непале. Женщины достигли паритета в науке как в Шри-Ланке, так и в Бангладеш, но мало женщин- инженеров. Они представляют 17 % исследовательского пула в Бангладеш и 29 % в Шри-Ланке. Проявляется глобальная тенденция по желанию женщин сделать карьеру в области сельскохозяйственных наук.
Женщины в науке Арабских государств
Доля женщин с высшим образованием в области естественных и технических наук очень высока по всему региону, что свидетельствует о существенном разрыве между окончанием учёбы и трудоустройством и исследованиями. Для естественных наук доля женщин составляют половину или более половины выпускников во всех странах, кроме Судана.