Капитан 1 ранга Багрянцев Владимир Тихонович – начальник штаба дивизии подводных лодок, 1958 г. р., ЧВВМУ, ВМА им. Н.Г. Кузнецова
Багрянцев Владимир ТихоновичКапитан 2 ранга Белогунь Виктор Михайлович – заместитель НЭМС, 1960 г.р., СВВМИУ
Белогунь Виктор МихайловичКапитан 2 ранга Шепетнов Юрий Тихонович – флагманский ракетчик, 1964 г.р., ЧВВМУ
Шепетнов Юрий ТихоновичКапитан 2 ранга Исаенко Василий Сергеевич – помощник НЭМС, 1961 г.р., СВВМИУ
Исаенко Василий СергеевичКапитан 3 ранга Байгарин Мурат Ихтиярович – врио флагманского минера, 1964 г.р., ВВМУПП
В августе 2000 года гибель 118 подводников «Курска» во время обычных боевых учений шокировала и российское, и международное сообщество. Два года спустя правительственная комиссия в качестве официальной версии аварии назвала дефект перекисно-водородной торпеды «Кит», который привел к взрыву. Следствие сделало вывод, что виновных в аварии и смерти подводников нет.
Официальная версия о браке торпеды вызвала сомнения у экспертов, и ее приняли далеко не все семьи моряков. Однако в обществе столь общие итоги расследования не вызвали резонанса, достаточного для того, чтобы расследование возобновилось. Попытки семей подводников добиться привлечения виновных к уголовной ответственности не получили общественной поддержки.
Спустя 22 года многое в трагедии «Курска» остается неясным. Даже вопрос о том, является ли сейчас информация, содержащаяся в материалах уголовного дела о гибели «Курска», гостайной, остается открытым.
Мы отобрали факты и составили хронику того, как освещалась гибель подлодки в августе 2000-го и как память об этой трагедии сохранялась в последующие годы.
Как и было намечено по плану учений, подводная атомная лодка «Курск», приписанная к Северному флоту, находился для выполнения своей учебной задачи в водах Баренцева моря. Команда «Курска» должна была выполнить запуск крылатой ракеты, а также учебную торпедную стрельбу по боевым кораблям условного противника, в числе которых были авианосец «Адмирал Кузнецов» и атомный крейсер «Пётр Великий».
На борту субмарины на момент учений находились 24 крылатые ракеты П-700 Гранит и 24 торпеды. Командиром корабля был капитан 1-го ранга Геннадий Лячин.
По данным расследования гибели подводной атомной лодки «Курск», в 11:28 гидроакустик на крейсере «Пётр Великий» зафиксировал хлопок, после чего последовало весьма ощутимое сотрясение крейсера. Командир «Петра Великого», капитан 1-го ранга Владимир Касатонов, а также командующий Северным флотом Вячеслав Попов, в то же время находившийся на крейсере, на вопрос, что произошло, получили следующий ответ: «включилась антенна радиолокационной станции».
СПИСОК ПОГИБШИХ НА АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ «КУРСК»:
I отсекстарший мичман Ильдаров Абдулкадыр Мирзаевич, старшина команды торпедистовмичман Зубов Алексей Викторович, техник гидроакустической группыматрос Нефеднов Иван Николаевич, командир отделения торпедматрос Боржов Максим Николаевич, торпедистматрос Шульгин Алексей Владимирович, машинист трюмныйСпециалисты, прикомандированные от ОАО завод «Дагдизель»:старший лейтенант Борисов Арнольд ЮрьевичГаджиев Мамед Исламович
II отсекШтаб 7-й дивизии подводных лодок:капитан 1 ранга Багрянцев Владимир Тихонович, начальник штаба 7-й дивизии подводных лодоккапитан 2 ранга Щепетнов Юрий Тихонович, флагманский специалист БЧ-2капитан 2 ранга Белогунь Виктор Михайлович, заместитель начальника электромеханической службыкапитан 2 ранга Исаенко Василий Сергеевич, помощник начальника электромеханической группыкапитан 3 ранга Байгарин Марат Ихтиярович, ВрИО флагманского специалиста БЧ-3Экипажкапитан 1 ранга Лячин Геннадий Петрович, командир подводной лодкикапитан 2 ранга Дудко Сергей Владимирович, старший помощник командиракапитан 2 ранга Шубин Александр Анатольевич, зам. командира по воспитательной работестарший лейтенант Тылик Сергей Николаевич, командир электронавигационной группыстарший лейтенант Бубнив Вадим Ярославович, инженер электронавигационной группыкапитан 3 ранга Силогава Андрей Борисович, командир БЧ-2 (ракетной боевой части)капитан-лейтенант Шевчук Алексей Владимирович, командир группы управления БЧ-2старший лейтенант Панарин Андрей Владимирович, инженер группы управления БЧ-2старший лейтенант Гелетин Борис Владимирович, командир группы старта БЧ-2старший лейтенант Узкий Сергей Васильевич, командир группы целеуказания БЧ-2капитан 2 ранга Саблин Юрий Борисович, командир БЧ-5 (электромеханической боевой части)капитан 3 ранга Милютин Андрей Валентинович, командир дивизиона живучестикапитан-лейтенант Кокурин Сергей Сергеевич, командир трюмной группы дивизиона живучестимичман Хивук Владимир Владимирович, техник-поверителькапитан 3 ранга Садков Александр Евгеньевич, командир БЧ-7 (боевой части управления)капитан-лейтенант Родионов Михаил Олегович, командир вычислительной группыкапитан-лейтенант Сафонов Максим Анатольевич, командир БЧ-1 (штурманской боевой части)старший лейтенант Ерахтин Сергей Николаевич, инженер вычислительной группымичман Самоваров Яков Валерьевич, начальник сан. частистарший мичман Рузлёв Александр Владимирович, главный боцманмичман Козырев Константин Владимирович, техник электронавигационной группыстарший мичман Фесак Владимир Васильевич, второй техник электронавигационной группымичман Полянский Андрей Николаевич, третий техник электронавигационной группымичман Кислинский Сергей Александрович, техник группы старта БЧ-2мичман Грязных Сергей Викторович, техник вычислительной группыматрос Миртов Дмитрий Сергеевич, рулевой-сигнальщикстаршина 2-й статьи контрактной службы Леонов Дмитрий Анатольевич, командир отделения рулевых сигнальщиковстарший лейтенант Рванин Максим Анатольевич, инженер электротехнической группыматрос Дрюченко Андрей Николаевич, электрикстарший лейтенант Иванов-Павлов Алексей Александрович, командир БЧ-3 (минно-торпедной боевой части)мичман Парамоненко Виктор Александрович, техник гидроакустической группы
V отсеккапитан 3 ранга Мурачёв Дмитрий Борисович, командир дивизиона движениякапитан-лейтенант Пшеничников Денис Станиславович, командир группы дистанционного управления (первой)капитан-лейтенант Любушкин Сергей Николаевич, командир группы дистанционного управления (второй)капитан 3 ранга Щавинский Илья Вячеславович, командир электротехнического дивизионакапитан-лейтенант Васильев Андрей Евгеньевич, командир группы автоматики дивизиона движениякапитан 3 ранга Белозёров Николай Анатольевич, командир электротехнической группыстарший мичман Цымбал Иван Иванович, техник-электрикмичман Троян Олег Васильевич, техник химической службыглавный старшина контрактной службы Неустроев Александр Валентинович, электрикматрос Ларионов Алексей Александрович, трюмныймичман Шаблатов Владимир Геннадьевич, техник-электрик
V-бис отсекстарший лейтенант Кузнецов Виталий Евгеньевич, инженер электротехнической службы (первый)старший мичман Хафизов Наиль Хасанович, старший инструктор химической службыстарший мичман Горбунов Евгений Юрьевич, техник-дизелист (Нижний Новгород)мичман Байбарин Валерий Анатольевич, старшина команды трюмных дивизиона живучести
VI отсеккапитан-лейтенант Аряпов Рашид Рамисович, командир дивизиона движения, Самарканд. Похоронен в г. Димитровграде Ульяновской областимичман Баланов Алексей Геннадьевич, старшина трюмной команды дивизиона движениястарший лейтенант Митяев Алексей Владимирович, инженер группы автоматики дивизиона движенияглавный старшина контрактной службы Майнагашев Вячеслав Виссарионович, специалист трюмный. Осенью 2000 года его тело было поднято на поверхность. Похоронен в г. Абаканематрос Коркин Алексей Алексеевич, специалист трюмный. Осенью 2000 года его тело было поднято на поверхность. 19 лет, Архангельск. Похоронен на родине
VII отсеккапитан-лейтенант Колесников Дмитрий Романович, командир турбинной группы дивизиона движения. Осенью 2000 года его тело было поднято на поверхность. Похоронен на родине в Санкт-Петербургемичман Ишмуратов Фанис Маликович, техник турбинной группыстаршина 2-й статьи контрактной службы Садовой Владимир Сергеевич, командир отделения турбин (Нижний Новгород)матрос Кубиков Роман Владимирович, турбинист. Осенью 2000 года его тело было поднято на поверхность. 21 год. г. Курск. Похоронен на родинематрос Некрасов Алексей Николаевич, турбинистстаршина 1-й статьи контрактной службы Зубайдулин Рашид Рашидович, электрикматрос Налётов Илья Евгеньевич, турбинист (Вологда)старшина 2-й статьи контрактной службы Аникиев Роман Владимирович, турбинистстарший мичман Козадеров Владимир Алексеевич, техник-турбинист
VIII отсеккапитан-лейтенант Садиленко Сергей Владимирович, инженер группы дистанционного управления. Осенью 2000 года его тело было поднято на поверхность. Украина, Запорожская область(второй)старший мичман Кузнецов Виктор Викторович, старший помощник турбиниста. Осенью 2000 года его тело было поднято на поверхностьглавный корабельный старшина контрактной службы Гесслер Роберт Александрович, командир отделения турбин. Благоварский район Башкирии. Похоронен на родинестарший мичман Борисов Андрей Михайлович, техник группы автоматики дивизиона движения. Осенью 2000 года его тело было поднято на поверхность. Рязаньматрос Мартынов Роман Вячеславович, турбинист. Осенью 2000 года его тело было поднято на поверхность. 19 лет, Республика Коми, Ухта. Похоронен на родинематрос Сидюхин Виктор Юрьевич, турбинистматрос Борисов Юрий Александрович, турбинист
IX отсекстарший лейтенант Бражкин Александр Владимирович, инженер группы дистанционного управления (второй). Осенью 2000 года его тело было поднято на поверхность. 23 года, Севастополь. Похоронен в Санкт-Петербургемичман Иванов Василий Эльмарович, старшина команды электриковмичман Бочков Михаил Александрович, техник трюмной группы дивизиона живучести, Севастополь.
Прикомандированные
Старший лейтенант Борисов Арнольд Юрьевич – ведущий инженер ВП МО, 1976 г.р., ВВМУППГаджиев Мамед Исмаилович – представитель завода «Дагдизель», 1958 г.р., Республика Дагестан, с. Хрюг
Медслужба
Капитан медицинской службы Станкевич Алексей Борисович – начальник медицинской службы, 1974 г.р., ВМА
Станкевич Алексей БорисовичМичман Романюк Виталий Федорович – фельдшер, 1971 г.р., г. Севатополь
Боевая часть-1
Капитан-лейтенант Сафонов Максим Анатольевич – командир БЧ-1, 1974 г.р., ВВМУПП
Сафонов Максим АнатольевичСтарший лейтенант Тылик Сергей Николаевич – командир ЭНГ, 1975 г.р., ВВМУПП
Тылик Сергей НиколаевичСтарший лейтенант Бубнив Вадим Ярославович – инженер ЭНГ, 1977 г.р., С-Пб ВМИ
Бубнив Вадим ЯрославовичСтарший мичман Рузлев Александр Владимирович – старший боцман, 1976 г.р., п. Видяево
Рузлев Александр ВладимировичСтарший мичман Фесак Владимир Васильевич – техник ЭНГ, 1962 г.р., Донецкая обл., г. Шахтерск
Фесак Владимир ВасильевичМичман Козырев Константин Владимирович – техник ЭНГ, 1976 г.р., п. Видяево
Козырев Константин ВладимировичМичман Полянский Андрей Николаевич – техник ЭНГ, 1974 г.р., г. Тихорецкий
Полянский Андрей НиколаевичСтаршина 2 статьи контрактной службы Леонов Дмитрий Анатольевич – командир отделения рулевых, 1979 г.р., Московская обл., г. Яхрома
Леонов Дмитрий АнатольевичМатрос Миртов Дмитрий Сергеевич – рулевой сигнальщик, 1981 г.р., Республика Коми, г. Ухта
Секретная часть
Мичман Самоваров Яков Валерьевич – начальник секретной части, 1977 г.р., Архангельская обл., п. Луповецкий
Самоваров Яков ВалерьевичСтарший мичман Ерасов Игорь Владимирович – СПС, 1965 г.р., г. Воронеж
2022 год
Ежегодно 12 августа в России проводятся акции в память о подводниках «Курска»: возле установленных в их честь мемориалов проходят парады, митинги памяти, церемонии возложения траурных венков. На зданиях нескольких школ, где учились погибшие моряки, установлены мемориальные доски, ряд школ носит их имена. Судьбе экипажа АПРК «Курск» посвящаются спортивные соревнования, спектакли, песни, игровые и документальные фильмы.
Однако фактические обстоятельства аварии неизвестны широкой аудитории. В истории «Курска» до сих пор остается много неясного.
Журналист Елена Милашина также считает, что уголовное дело по «Курску» не засекречено. В беседе с «Ъ» она отметила, что 20 лет назад следствие выявило нарушения в подготовке учений и проведении спасательной операции, и до правосудия оставался один шаг, но отсутствие интереса со стороны общества позволило в последний момент снять ответственность с виновных. И хотя срок давности по делу истек, она уверена, что назвать виновных в трагедии необходимо — для восстановления справедливости и уважения к памяти подводников. « Без приговора преступникам мы помним про «Курск» неправильно»,— считает она.
«Ъ» не удалось получить точную информацию о статусе материалов уголовного дела о гибели «Курска». Мы направили вопросы в Главную военную прокуратуру — есть ли в материалах этого дела сведения, которые являются засекреченными, а также кто и каким образом может ознакомиться с материалами дела. Однако на эти вопросы представитель Главной военной прокуратуры ответил, что запрошенные редакцией сведения «составляют государственную тайну».
Опрошенные в 2022 году «Ъ» дети подводников сообщили, что не знают, где хранятся материалы уголовного дела, и не слышали о них от своих мам. Герои спецпроекта «Ъ» выразили желание изучить материалы расследования, если такая возможность предусмотрена законом.
На борту атомной подводной лодки «Курск» находились 118 человек: подводники и два прикомандированных к экипажу специалиста завода «Дагдизель». Все они погибли.
Полный список погибших на подводной лодке «Курск»:
Хроника памяти и расследования гибели «Курска»
1 декабря 2001 года — главком ВМФ России Владимир Куроедов сообщил журналистам, что командующий Северным флотом Вячеслав Попов и начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак снижены в должности по распоряжению президента. Еще несколько адмиралов и офицеров Северного флота и главного командования ВМФ были уволены и получили дисциплинарные взыскания (командующий флотилией подводных лодок Северного флота Олег Бурцев, начальник штаба флотилии Валерий Филатов, командир дивизии Михаил Кузнецов, заместитель командира дивизии Виктор Кобелев, начальник одного из управлений Главкомата ВМФ Николай Михеев, начальник управления Главкомата ВМФ Геннадий Верич, начальник управления Главкомата ВМФ Валерий Панферов, начальник управления Северного флота Юрий Бояркин, начальник управления Северного флота Владимир Хандобин, заместитель командующего флотилией Фарит Зиннатуллин, начальник управления Северного флота Александр Тесленко, командир части Северного флота Рубен Караханов).
Формально к гибели «Курска» это решение не имело отношения. В качестве причины увольнения была указана общая формулировка — «за упущения в организации повседневной и учебно-боевой деятельности флота».
К 20 марта 2002 года — опознаны тела 115 погибших подводников. Тела трех человек (матросов Дмитрия Коткова, Ивана Нефедкова и главного специалиста завода «Дагдизель» Мамеда Гаджиева) обнаружить не удалось.
22 марта 2002 года — Московский гарнизонный военный суд удовлетворил жалобу, поданную фондом «Право матери»: отказ Главной военной прокуратуры в признании матери погибшего подводника Козыревой потерпевшей в деле о гибели «Курска» признан незаконным. Это повлекло признание потерпевшими других родственников подводников и дало им право на ознакомление с материалами уголовного дела.
28 июня 2002 года — следователь вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении командующего Северным флотом Вячеслава Попова, начальника штаба Северного флота Михаила Моцака, а также в отношении других руководителей и командиров (Бояркина Ю. И., Бурцева О. В., Кузнецова М. Ю., Хандобина В. А., Тесленко А. П., Кобелева В. В., Шеметова А. В., Рогатина В. И., Касатонова В. Л.), поскольку не найдена связь между допущенными ими нарушениями при организации учений и гибелью 118 человек.
Главный военный прокурор Александр Савенков сообщил, что в ближайшее время близкие погибших и их адвокаты начнут знакомиться с материалами уголовного дела и заключениями экспертиз.
29 июня 2002 года — комиссия по расследованию причин аварии «Курска» назвала официальную версию — взрыв одной из торпед 65–76 «Кит», вследствие чего сдетонировал почти весь имевшийся в первом отсеке «Курска» торпедный боезапас. В результате двух взрывов в первые минуты аварии погибли 95 человек. 23 подводника выжили и подавали сигналы SOS.
22 июля 2002 года — Главная военная прокуратура прекратила расследование по делу. « Лиц, виновных в катастрофе АПРК «Курск», сопряженной с гибелью ста восемнадцати человек, находившихся на борту крейсера, нет»,— написано в постановлении старшего следователя по особо важным делам Главной военной прокуратуры Артура Егиева. После закрытия дела «Курска» господин Егиев получил повышение по службе. Многие родственники погибших узнали о прекращении дела из СМИ. Некоторые из них затем обратились в суд, пытаясь добиться продолжения расследования и наказания виновных.
Август 2002 года — ко второй годовщине трагедии «Курска» в Москве, Нижнем Новгороде и военном гарнизоне Видяево открыли первые три памятника погибшим подводникам. Владимир Путин на открытие мемориалов не приехал. Позднее памятники открылись в Курске, Санкт-Петербурге, Северодвинске, Севастополе, Мурманске и других городах.
В 2002–2005 годах интересы 55 семей погибших подводников в судебных процессах с госведомствами представлял в том числе адвокат Борис Кузнецов. В беседе с «Ъ» господин Кузнецов рассказал, что в 2002 году он получил материалы расследования. Изучив фактические обстоятельства подготовки «Курска» к учениям, взрывов торпеды и боезапаса, поисково-спасательной операции, а также заключения патологоанатомов, он пришел к выводу, что следствие провело качественную работу, но не было доведено до конца — судебного разбирательства и наказания виновных.
Попытки семей подводников добиться продолжения расследования и привлечения виновных к уголовной ответственности не получили большого резонанса и общественной поддержки.
21 апреля 2004 года — Московский военный гарнизонный суд рассмотрел обращение адвоката Кузнецова о возобновлении следствия по делу «Курска». Суд принял решение об отказе.
Кроме адвокатов, прокурора, судей и следователя Артура Егиева в зале присутствовал только один человек — журналист «Новой газеты» Елена Милашина, которая несколько лет вела расследование о гибели «Курска». В разговоре с «Ъ» она сказала, что к тому времени расследование дела «Курска» уже не волновало ни журналистов, ни общество, ни большую часть родственников подводников.
2005 год — родные погибших подводников, недовольные прекращением расследования в России, обратились в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Заявителем коллективного иска выступил отец капитана Дмитрия Колесникова Роман Колесников. В жалобе он попросил ЕСПЧ обязать Российскую Федерацию провести полное, всестороннее и объективное расследование обстоятельств гибели АПРК «Курск» и экипажа с привлечением к уголовной ответственности виновных должностных лиц ВМФ России.
Позже Роман Колесников отозвал иск, объяснив это тем, что «разборки в суде» принесут вред государству.
Боевая часть-2
Капитан 3 ранга Силогава Андрей Борисович – командир БЧ-2, 1970 г.р., КВВМУ
Силогава Андрей БорисовичКапитан-лейтенант Шевчук Алексей Владимирович – командир ГУ, 1974 г.р., ВВМУПП
Шевчук Алексей ВладимировичСтарший лейтенант Панарин Андрей Владимирович – инженер ГУ, 1975 г.р., С-Пб ВМИ
Панарин Андрей ВладимировичКапитан-лейтенант Гелетин Борис Владимирович – командир ГС, 1975 г.р., КВВМУ
Гелетин Борис ВладимировичСтарший лейтенант Узкий Сергей Васильевич – командир ГЦУ, 1977 г.р., С-Пб ВМИ
Узкий Сергей ВасильевичМичман Вишняков Максим Игоревич – техник ГЦУ, 1977 г.р., г. Кривой Рог
Вишняков Максим ИгоревичМичман Кислинский Сергей Александрович – техник СГ, 1974 г.р., Костромская обл., п. Тареча
Кислинский Сергей АлександровичСтаршина 2 статьи контрактной службы Аненков Юрий Анатольевич – механик, 1979 г.р., Курская обл., д. Подазовка
Аненков Юрий АнатольевичМатрос Котков Дмитрий Анатольевич – механик, 1981 г.р., Вологодская обл., д. Новинки
Котков Дмитрий АнатольевичМатрос Павлов Николай Владимирович – механик, 1980 г.р., Воронежская обл., с. Лесково
Командование корабля
Капитан 1 ранга Лячин Геннадий Петрович – командир АПЛ, 1955 г.р., ВВМУПП
Лячин Геннадий ПетровичКапитан 2 ранга Дудко Сергей Владимирович – старший помощник командира, 1969 г.р., ВВМУРЭ
Дудко Сергей ВладимировичКапитан 2 ранга Шубин Александр Анатольевич – заместитель командира по воспитательной работе, 1959 г.р., СВВМИУ
Шубин Александр АнатольевичКапитан-лейтенант Репников Дмитрий Алексеевич – помощник командира, 1973 г.р., ВВМУПП
Боевая часть-4
Капитан 3 ранга Рудаков Андрей Анатольевич – командир БЧ-4, 1968 г.р., ТОВВМУ
Рудаков Андрей АнатольевичКапитан-лейтенант Фитерер Сергей Геннадьевич – командир ГКС, 1976 г.р., КВВМУ
Фитерер Сергей ГеннадьевичКапитан-лейтенант Насиковский Олег Иосифович – командир ГЗАС, 1971 г.р., КВВМУ
Насиковский Олег ИосифовичСтарший мичман Чернышев Сергей Серафимович – техник ГКС, 1968 г.р., г. Севастополь
Чернышев Сергей СерафимовичСтарший мичман Калинин Сергей Алексеевич – техник ГЗАС, 1970 г.р., Киевская обл., с. Лиляки
Калинин Сергей АлексеевичСтарший мичман Свечкарев Владимир Владимирович -техник ГЗАС, 1973 г.р., г. Нижний Новгород
Химслужба
Капитан 3 ранга Безсокирный Вячеслав Алексеевич – напальник химслужбы, 1970 г.р., СВВМИУ
Безсокирный Вячеслав АлексеевичМичман Троян Олег Васильевич – техник х/с, 1971 г.р., г. Баку
Троян Олег ВасильевичМичман Рычков Сергей Анатольевич – техник х/с, 1965 г.р., г. Ташкент
Рычков Сергей АнатольевичСтарший мичман Хафизов Наиль Хасанович – старший инструктор х/с, 1960 г.р., Республика Башкирия, с. Слак
Служба снабжения
Старший мичман Кичкирук Василий Васильевич – старшина команды снабжения, 1967 г.р., Житомирская обл., с. Старый Майдан
Кичкирук Василий ВасильевичСтарший мичман Беляев Анатолий Николаевич – старший кок-инструктор, 1954 г.р., Рязанская обл., п. Пролетарский
Беляев Анатолий НиколаевичГлавный корабельный старшина контрактной службы Янсапов Саловат Валерьевич – командир отделения коков, 1977 г.р., Республика Башкирия, г. Ишимбай
Янсапов Саловат ВалерьевичМатрос Витченко Сергей Александрович – кок, 1980 г.р., Ленинградская обл., г. Кировск
Витченко Сергей АлександровичМатрос Евдокимов Олег Владимирович – кок, 1980 г.р., г. Курск
Боевая часть-3
Старший лейтенант Иванов-Павлов Алексей Александрович – командир БЧ-3, 1977 г.р., С-Пб ВМИ
Иванов-Павлов Алексей АлександровичСтарший мичман Ильдаров Абдулкадыр Мирзаевич – старшина команды торпедистов, 1960 г.р., Республика Дагестан, с. Хучни
Ильдаров Абдулкадыр МирзаевичМатрос Нефедков Иван Николаевич – командир отделения торпедистов, 1980 г.р., Свердловская обл., с. Красная Гора
Нефедков Иван НиколаевичМатрос Борисов Максим Николавич – торпедист, 1981 г.р., Владимирская обл., г. Муром
Борисов Максим Николаевич
Хроника гибели
10 августа, 22:30 — «Курск» вышел из залива Западная Лица в район учений. На борту были 118 человек: 111 членов экипажа, 5 офицеров штаба дивизии, а также военпред и инженер с завода «Дагдизель». Учениями руководил командующий Северным флотом Вячеслав Попов. Помимо «Курска» в них участвовали 5 подводных лодок, 9 надводных кораблей, 9 вспомогательных судов, 22 самолета, 11 вертолетов, а также 10 сухопутных частей. Присутствие на учениях хотя бы одного спасательного судна предусмотрено не было.
12 августа (день аварии)
6:00 — подлодка «Курск» заняла отведенное ей место. По плану она должна была стрелять торпедами без боевого заряда в период между 11:40 и 13:20. В роли условного противника выступал отряд российских боевых кораблей во главе с ракетным крейсером «Петр Великий».
11:00 — флагман «Петр Великий» и группа кораблей вошли в район «Курска».
11 часов 28 минут 26 секунд — приборы на крейсере «Петр Великий» зафиксировали сильный подводный взрыв. Сейсмостанция ARCE в Норвегии, находящаяся в 470 км от места происшествия, также зафиксировала взрыв на глубине 40 м мощностью 150–200 кг в тротиловом эквиваленте.
Через 136 секунд, в 11 часов 30 минут 42 секунды, на том же месте был зафиксирован второй взрыв — на глубине 100 м мощностью 5 тонн в тротиловом эквиваленте.
После стрельбы торпедами «Курск» должен был выйти на связь. Но подлодка не выпустила торпеды в сторону кораблей и не вышла на связь в установленное время.
12:30 — экипаж «Курска» не выходит на связь больше часа. По флотским инструкциям это значит, что лодку должны признать аварийной и начать спасение экипажа. Этого не происходит.
Около 14:00 — руководитель учений Вячеслав Попов, не дождавшись донесения о всплытии «Курска», улетел на берег. В этот же день на пресс-конференции он заявил, что боевые учения прошли успешно. О взрывах и потере связи с «Курском» он не сообщил.
Около 14:12 — другие участники учений (несколько десятков кораблей и воздушных судов, которые могли легко определить местонахождение «Курска») также покинули район, в котором осталась потерпевшая крушение подводная лодка.
23:30 — командующий Северным флотом Попов объявил боевую тревогу, «Курск» со значительной задержкой признан аварийным — с момента аварии прошло почти 12 часов.
В ночь с 12 на 13 августа — радисты с разных кораблей фиксируют сигналы SOS в зоне, где затонул «Курск». Как выяснится позже, сигналы подавали 23 подводника, которые выжили после взрывов, перешли в 9-й отсек и стучали металлическими предметами по обшивке крейсера, надеясь на спасение. Среди них был и мичман Фанис Ишмуратов, отец Даниса.
13 августа, 8:33 — с момента аварии прошел 21 час. На место крушения «Курска» вылетел поисковый самолет, за полчаса он обнаружил местонахождение лодки на грунте. Днем Вячеслав Попов прилетел на крейсер «Петр Великий» и возглавил поиски.
14 августа — утром в СМИ появляются первые сообщения об аварии от пресс-службы ВМФ. В 10:19 ТАСС сообщает, что при проведении учений Северного флота атомная подводная лодка «Курск» не вышла на связь в установленное время. Начальник пресс-службы ВМФ Игорь Дыгало сообщает, что на корабле произошли неполадки, в результате которых ракетоносный крейсер был вынужден лечь на грунт.
После этого сообщения профессионалы поняли, что случилась серьезная авария — обычно атомные подводные лодки на дно не ложатся.
Военные ведомства дают противоречивую информацию. В интервью ТАСС главком ВМФ РФ Владимир Куроедов говорит, что «шансы на благополучный исход не очень высоки». Но в район аварии, по его словам, «брошены все спасательные силы», поэтому нет необходимости в привлечении других ресурсов.
Позже в этот же день со ссылкой на анонимный источник в командовании Северного флота информагентства сообщают, что опасности для жизни членов экипажа атомной подводной лодки «Курск» нет, что с лодкой установлена связь, «осуществляется подача топлива, кислорода и продув систем подводного крейсера».
Норвегия и Англия предлагают России помощь в спасении моряков. Позже помощь предлагают США и Франция. Но российские военные говорят, что внешняя помощь в спасении экипажа не нужна.
15 августа — Главный штаб ВМФ объявил о спасательной операции. Представитель Главного штаба ВМФ Игорь Дыгало сообщает, что экипаж «Курска» жив, с ним поддерживается контакт.
Вице-премьер РФ, руководитель правительственной комиссии по расследованию причин аварии Илья Клебанов заявил, что экипаж подводной лодки будет эвакуирован без помощи других стран. Господин Клебанов утверждал, что в полном объеме необходимые для эвакуации подводников средства есть только у двух стран: США и России. По его словам, для спасательной операции у России «имеются все технические возможности. Они по своему уровню не хуже американских». Командование Северного флота РФ разделяет мнение Ильи Клебанова.
16 августа — по данным на 21:50 мск, ни одному из двух работающих в Баренцевом море российских спасательных аппаратов не удалось закрепиться на корпусе субмарины. Начальник пресс-службы ВМФ России Игорь Дыгало сообщает СМИ о том, что президент направил главкому ВМФ РФ распоряжение «принять иностранную помощь». Россия обращается за помощью к Норвегии и Великобритании.
17 августа — через пять дней после аварии Владимир Путин прервал свой отпуск в Сочи.
К месту трагедии вышли норвежское судно Seaway Eagle с глубоководными водолазами на борту и британское судно Normand Pioneer со специалистами и оборудованием.
18 августа — газета «Комсомольская правда» обнародовала список членов экипажа «Курска». При этом издание сообщило, что купило его у офицера Главного штаба ВМФ за 18 тыс. руб. Все это время ВМФ скрывал имена подводников. По мнению командования флота, называть имена моряков, пока идет спасательная операция, было некорректно.
В военный гарнизон Видяево, где базировался «Курск», съезжаются родственники подводников. С ними встречается вице-премьер Илья Клебанов, но ничего конкретного он не говорит. На этой встрече выступает Надежда Тылик, мать лейтенанта Сергея Тылика. Она обвиняет власти в бездействии. В какой-то момент к женщине подходит медсестра и вкалывает успокоительное.
19 августа — начальник штаба Северного флота Михаил Моцак сообщает: «Весь носовой блок отсеков подводной лодки затоплен, и весь находившийся личный состав в этих отсеках погиб в первые минуты аварии».
20–22 августа — на «Курске» работают норвежские водолазы-глубоководники, они открывают люк 9-го отсека. Выясняется, что отсек заполнен водой и спасать уже некого.
21 августа — начальник штаба Северного флота Михаил Моцак официально подтвердил факт гибели экипажа «Курска».
22 августа — в Видяево приехал президент Владимир Путин. В 21:15 в Доме офицеров началась его встреча с родственниками погибших подводников. Она длилась 2 часа 40 минут.
Как писал спецкор «Ъ» Андрей Колесников, адмиралы распорядились убрать прессу из зала.
Разговор стал менее напряженным, когда Путин заговорил о компенсациях и пообещал выплатить семьям погибших среднее жалованье офицера за десять лет вперед.
Максимально полную стенограмму разговора опубликовал журнал «Власть».
23 августа — в России был объявлен общенациональный траур.
26 августа — со ссылкой на источники в правоохранительных органах «Интерфакс» сообщает, что 23 августа Главная военная прокуратура возбудила уголовное дело по факту гибели «Курска» по статье 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта»).
8 сентября — Владимир Путин дал интервью ведущему CNN Ларри Кингу. На вопрос, что случилось с подводной лодкой «Курск», президент ответил: «Она утонула».
20 октября — начался подъем тел подводников. За 16 дней водолазы смогли поднять на поверхность 12 тел, в том числе тело капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова. При нем была найдена записка, ставшая знаменитой. Она стала доказательством того, что 23 подводника выжили после взрывов и в надежде на спасение перешли в 9-й отсек. Также были найдены записки капитан-лейтенанта Сергея Садиленко и старшего мичмана Андрея Борисова. Тела еще 103 подводников были обнаружены уже в 2001 году после того, как «Курск» подняли на поверхность.