управление

Начальник Управления культуры администрации г. Махачкалы Фарид Абалаев о городской культурной повестке, возрождении поселковых клубов, правильном воспитании молодежи, о скандалах в дагестанском обществе и уникальном колорите Махачкалы – в беседе с корреспондентом «МИ».

О ПЕРВОМ ДЕТСКОМ МЮЗИКЛЕ, ФЕСТИВАЛЯХ И ДРУГИХ АРТ-ПРОЕКТАХ

– В последние дни декабря на главной площади города вы показали первый дагестанский детский мюзикл «Новогодние приключения Пати и Маги», который, судя по отзывам, многим очень понравился как в части постановочной, так и своим, скажем так, идейно-смысловым содержанием. Планируете ли вы что-то подобное – оригинальное и интересное к праздничным датам в этом году?

– Конечно, мы планируем. И этот мюзикл «Новогодние приключения Пати и Маги» появился неслучайно. До этого два года мы ставили мюзиклы по мотивам сказок «Щелкунчик», «Красная Шапочка» – пробовали силы, чтобы осуществить уже свою оригинальную постановку, отличающуюся сценарием и основанную на дагестанских мотивах, что нам, в принципе, как мне кажется, удалось.

Самое главное – это то, что дети были не только зрителями, в спектакле ежедневно участвовало более трехсот ребят. Огромное спасибо нашему Министерству культуры, Русскому драматическому театру – актеры этого театра были привлечены к постановке, для наших детей это большой опыт. Но мы не собираемся на этом останавливаться. Этот год должен принести много новых, интересных арт-проектов, в том числе и связанных с детским творчеством. Сейчас мы готовим два проекта и надеемся на поддержку главы нашего города – в первую очередь, это фестиваль молодежных театров. Махачкала всегда славилась своим самодеятельным театром, особенно в 80-е годы, тогда у нас было несколько молодежных театров. Мы хотим в этом году запустить такой пробный шар, и если он принесет какие-то плоды, будем рассматривать возможность создания в дагестанской столице молодежного театра.

Кроме того, по инициативе главы Салмана Кадиявовича (Дадаева. – Прим. « МИ») принято решение о создании в городе пешеходных зон. В этой связи мы готовим много интересных проектов, которые сейчас проходят согласование. Пока не будем раскрывать все задумки, но надеемся, одна из них станет приятной неожиданностью для наших горожан.

Кроме того, есть традиционные мероприятия – это фестивали, которые уже являются брендом современной Махачкалы. Например, «Кавказ – единая семья», фестиваль народного творчества и традиционной культуры Северо-Кавказского федерального округа, на который к нам приезжают представители всех субъектов СКФО и, что немаловажно, они показывают свои творческие программы не только на площадках в центре дагестанской столицы, но и выезжают в пригородные поселки, что дает возможность махачкалинцам, живущим там, увидеть эти представления.

Я считаю, что творчество много значит в жизни современного города. Мы должны давать возможность людям сублимировать свои эмоции в какие-то творческие проекты. У нас есть городской фестиваль «Сто лиц столицы» – площадка для артистов-любителей, желающих реализовать свой творческий потенциал.

Есть и проекты, связанные с воспитанниками наших детских музыкальных школ, это, конечно, наша детская филармония, первая подобная филармония на Северном Кавказе, призваная стать площадкой, на которой наши юные махачкалинцы могут реализовать свои таланты .

5 ДОМОВ КУЛЬТУРЫ НА 14 ПОСЕЛКОВ

– Продолжая тему культурной жизни в пригородах Махачкалы. Сельские и поселковые дома культуры, так называемые клубы, оставшиеся с советских времен. В каком состоянии они находятся сегодня и как используются?

– Очень важно отметить два аспекта. Во-первых, у Махачкалы 14 поселков, и не все они обеспечены домами культуры. Дома культуры находятся в пяти поселках: Новый Хушет, Тарки, Шамхал-Термен, Шамхал, Багатыревка. Такая инфраструктура усложняет работу по проведению единой государственной политики в области культуры. Тем не менее мы стараемся это компенсировать выездами, фестивальными мероприятиями и т.п. Имеющиеся дома культуры мы реорганизовали в филиалы Центра традиционной культуры народов России г. Махачкалы, создав новый формат по работе с населением, коллективы центров уже серьезно заявили о себе на самых разных республиканских смотрах.

Если говорить об их технической базе, то, безусловно, хотелось бы, чтобы она была обновлена, и мы ратуем за это, но, наверное, сегодня у города есть более существенные проблемы. Но мы используем все возможности для их развития, в том числе гранты. Три года назад при поддержке администрации города, министерств культуры РД и РФ нам удалось закупить оборудование для городского Центра традиционной культуры – передвижную сцену, экран, звуковое оборудование. Теперь это дает нам возможность разворачивать площадку на любой территории, где есть необходимые коммуникации.

О том, что клубам нужно уделять внимание, говорил в своем Послании президент Владимир Владимирович Путин. На эти цели будет выделено 17 млрд рублей. Национальный проект «Культура» на 2019-2024 гг. открывает серьезные возможности по улучшению материально-технической базы. При тяжелом положении, в котором сегодня находится город, субсидии из федерального центра – для нас это возможность решить наболевшие вопросы, поэтому мы совместно с министерством культуры нашей республики ведем серьезную работу в этом направлении.

Мы будем стараться привлекать как можно больше средств по федеральным программам. В том числе у нас есть наработки и для центральной библиотечной системы, которые позволят уже в следующем году привлечь серьезные субсидии для создания модельной библиотеки на базе ЦБС и ее филиалов.

СУПЕРТАЛАНТЛИВЫЕ И ЗАВИСИМЫЕ

– В глазах нашего общества работник культуры – это человек, трудящийся на одном энтузиазме. С какими проблемами сегодня сталкиваются городские школы искусств и другие подведомственные вам учреждения? Есть ли проблемы с недостатком кадров, финансирования?

– Вы затронули одну из, наверное, основных проблем нашей сферы деятельности. Оглядываясь назад, изучая историю, мы, как правило, оцениваем достижения ушедших цивилизаций по тому культурному наследию, которое они оставили. Исходя из этого, даем оценку и людям, жившим много веков назад. Но в то же время люди культуры наиболее зависимы в силу своей профессии. Мы можем быть суперталантливыми, но если нас не будут поддерживать, помогать, к сожалению, это не найдет своего отражения. Я не забуду то, что еще недавно в наших музыкальных школах был недобор, и это было серьезной проблемой. Мы с коллегами предоставили для наших талантливых детей площадку, дали возможность показать свой талант и увидеть достижения других. Директора наших школ проделали огромную работу. Об этом говорят и успехи их воспитанников. Кажется, что так и должно быть, но это титанический труд и большое подвижничество наших педагогов. Многие люди, несмотря на небольшие зарплаты, преданно служат своему делу. Какими бы тяжелыми ни были времена, Махачкала всегда была, есть и, я очень надеюсь, будет оставаться культурной столицей Северного Кавказа. В силу этого кадровый вопрос у нас, конечно, стоит, но не в той степени, как у других. Дагестан всего лишь за ХХ век подарил миру много талантливых, выдающихся людей. Нам нужно на их примере показывать, как важно для общества продвижение культурных ценностей.

ОБ ОТКРЫТОСТИ БЕЗ СТРАХА

– За последние годы в дагестанском обществе случалось немало скандалов, связанных либо с отменой концертов, фестивалей, проката фильмов, либо с их осуждением, травлей «идеологических оппонентов». В последнее время они случаются все чаще и, судя по всему, тенденция сохранится. Как, на ваш взгляд, эту проблему нужно решать, и есть ли из нее выход?

– Есть правовое поле Российской Федерации. Если разрешено проведение того или иного мероприятия, то по закону оно может проводиться на любой территории нашей страны. Если оно не подходит нам в силу убеждений, восприятия жизни, то просто на него не надо ходить.

– По «Мастеру и Маргарите» уже, кстати, был скандал, когда студенческая постановка Булгакова возмутила пользователей соцсетей, которые не поняли, что эпизод оттуда, и назвали ее «балом сатанистов».

– Многие литературные произведения могут трактоваться фривольно.

А если мы обернемся на историю мировой живописи, исходя из подобного посыла, нам предстоит закрытие наших музеев. Это вопрос воспитания и открытости общества. Мы должны вырастить такое поколение, нравственному облику которого не будут грозить произведения искусства низкого уровня. Наша молодежь должна быть к этому подготовлена. В современной системе коммуникаций человек в любом случае увидит то, что хочет увидеть. Поэтому мы должны вести открытый диалог, не должны запугивать друг друга, бояться, что какой-то спектакль может повлечь за собой падение нравов или неправильное восприятие действительности. Самое главное – чтобы страх не правил нашим обществом.

Голосуют ноги. Если мы имеем дело с низкосортным произведением, которое разрешено к прокату, то просто не надо ходить на него. Но мы не можем сегодня закрыться от остального мира. Тогда мы должны просто сказать, что остального мира не существует. Но оттого, что мы так скажем, мир не перестанет существовать.

Махачкала – это город со своим уникальным колоритом, который мы не должны потерять. Она всегда отличалась своим юмором, непередаваемо красивым отношением к жизни, присущим махачкалинцам. Но этот город уязвим, потому что людей, родившихся в нем, из почти миллиона живущих – процентов десять. Я уверен каждый из нас слышал фразу: «На праздники домой поеду». Дом для многих из них существует где-то в другом месте. Но для их детей домом будет уже Махачкала. И сейчас нам нужно защитить ту Махачкалу, которая нам всем дорога. И не совсем верно, что Махачкале 160 лет, потому что, если говорить серьезно, то Тарки упоминается в летописях VIII века нашей эры. Махачкала и Тарки – это одно целое. Конечно, если мы будем слушать тех, кто говорит, что Тарки – это не Махачкала, мы дойдем до абсурда. Возраст города – это очень мощный инструмент, способный привлечь туристов и инвестиции. Обсуждение этого вопроса должно получить продолжение.

Оцените статью
Лидеры России