Железнодорожный холдинг утвердил на должность заместителя генерального директора ― начальника дирекции тяги Дмитрия Пегова. Ранее топ-менеджер курировал пассажирское сообщение. Работы на новой должности у железнодорожного начальника хватит. На прошлой неделе премьер Мишустин поручил в сжатые сроки подготовить программу производства и ремонта локомотивов до 2023 года. Ранее в РЖД сообщили, что до 2035-го планируют закупить аж 8200 новых машин. В отрасли понимают: новая должность господина Пегова непростая. Однако опыта руководителю не занимать, так что определённый кредит доверия у него есть.
Дмитрий Пегов в 1992 году окончил Ленинградский электромеханический техникум по специальности «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация тягового подвижного состава». Через два года Пегов уже стал помощником машиниста электропоезда локомотивного депо, затем машинистом электропоезда, машинистом-инструктором локомотивных бригад, заместителем начальника моторвагонного депо Санкт-Петербург-Московское Октябрьской железной дороги ― филиала ОАО «РЖД».
В 2004 году бывший машинист возглавил это депо.
В июне 2009 года Дмитрий Пегов занял пост начальника Северо-Западной дирекции скоростного сообщения, структурного подразделения дирекции скоростного сообщения ― филиала ОАО «РЖД», где проработал до февраля 2010 года. Далее железнодорожник перешёл на пост главы дирекции скоростного сообщения ― филиала ОАО «РЖД». Перенесло в итоге и в столичную подземку, совсем непростую всегда. Ею Пегов руководил с 2014 по 2017 год. В мае 2017 года Дмитрий Пегов занял должность директора РЖД по пассажирским перевозкам, которую с 2018 года совмещал с постом заместителя генерального директора РЖД.
После перехода Дмитрия Пегова в дирекцию тяги его пост заместителя генерального директора РЖД, курирующего пассажирский комплекс, займёт Иван Колесников, который с 2019 года руководил Свердловской железной дорогой. Начальником Свердловской железной дороги стал Павел Бурцев, ранее занимавший должность первого заместителя начальника департамента пассажирских перевозок, говорится в сообщении РЖД.
На посту главного по тяге бывший «пассажирщик» сменил Олега Валинского, который в начале июля покинул должность начальника дирекции, став ректором Петербургского государственного университета путей сообщения (ПГУПС).
Дирекция тяги отвечает за важнейший элемент работы железнодорожной сети ― локомотивное хозяйство. Клиенты монополии напрямую не видят работу именно этой дирекции. Так как она является организатором части перевозочного процесса, который обеспечивается для грузоотправителей другими подразделениями ― Центральной Дирекцией движения (ЦД) и ЦФТО РЖД, рассказала vgudok.com независимый эксперт Мария Никитина.
«Косвенно мы слышим о проблемах, которые есть сегодня в локомотивном хозяйстве. Это и недостаток локомотивной тяги, и недокомплект локомотивных бригад. Очевидно, что в период дефицита пропускных способностей эти проблемы нарастают. Не только вагонов становится больше из-за замедления движения и оборота.
И локомотивов нужно больше, и людей, которые их обслуживают.
Но каких-то прямых данных, объективных, где чего и сколько не хватает, или наоборот в переизбытке, оценить широкой общественности невозможно. А если таких KPI нет в широком общественном доступе, то, как показывает практика, оптимизация внутри РЖД будет не такой интенсивной», ― говорит основатель проекта N. Trans Lab.
Дмитрий Пегов, можно сказать, в хорошем смысле матёрый железнодорожник, с харизмой. Он не только прошёл многие этапы и железнодорожной, и управленческой работы, но даже с Ликсутовым (заммэра Москвы по транспортным вопросам ― прим. ред.) в каких-то аспектах не боялся поспорить.
Несмотря на то, что он не напрямую приходит в тягу из дирекции тяги, я думаю, в данном случае это не делает его менее эффективным руководителем для этого направления. Назначение Пегова, возможно, не самый оптимальный ход. При этом нельзя не отметить его опыт работы на линейных предприятиях, связанных с тягой, рассказал vgudok.com президент Национального исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин.
«При любой оценке Пегов профессиональный железнодорожник, и это очень важно в текущей обстановке. Плюс он контактировал со всеми производителями подвижного состава ТМХ и «Синарой».
Эти контакты для него не новы.
Первейшей задачей конечно является повышение качества сервисного обслуживания, повышение коэффициента технической готовности и снижение отказов 1 и 2 категории», ― считает эксперт.
Сами производители локомотивов, опрошенные vgudok.com, в публичном поле обсуждать назначение господина Пегова отказались, пообещав прислать на Басманную официальные поздравления. Присоединимся к ним и мы!
И заодно напомним о том, что при его предшественнике о главе ЦТ говорили «на этой должности мало быть хорошим человеком». Значит, внимание к тяге повышенное и ответственность высока. Поздравляем Дмитрия Владимировича с новой должностью! Желаем успехов и верим в то, что он, как говорится, потянет!
2021 год запомнится не только продолжавшейся пандемией COVID-19, которая так или иначе влияла на жизнь ЖД и смежных отраслей, но и теми кадровыми изменениями, которые произошли за год в профильных организациях. Топ-5 персон, по разным причинам навсегда или на время покинувших железнодорожную орбиту, — в традиционном хит-параде vgudok.com.
https://youtube.com/watch?v=HMZrpCF4vOM%3Frel%3D0%26showinfo%3D0
«Не расстанусь с комсомолом» — для Анатолия Краснощёка и Геннадия Верховых
2021 года ознаменовался, можно сказать, тектоническими сдвигами в верхушке управленческой пирамиды РЖД. В этом году компанию покинул «непотопляемый» первый заместитель генерального директора монополии Анатолий Краснощёк. Причина ухода — личные обстоятельства. К тому же он тяжело пережил коронавирус, на фоне которого обострились хронические заболевания.
Эти железнодорожники до мозга костей никогда не расстанутся со стальными магистралями, которые во многом стали смыслом их жизни, их судьбой.
Переехав с ВСЖД на Басманную в 2011 году, он показал свою высокую (в хорошем смысле) эффективность как при Якунине, так и при Белозёрове. Краснощёк курировал практически все самые важные подразделения компании и контролировал её операционную деятельность, а с началом пандемии и антиковидную работу на сети ЖД. В его «контур» входили «главный по тяге» Олег Валинский, «главный по рельсам» Геннадий Верховых, «главный по пассажирам» Дмитрий Пегов, а также такие ключевые управленцы, как Алексей Шило и Павел Иванов.
На смену Краснощёку пришёл сравнительно молодой (ему 57 лет) Сергей Кобзев, которому ещё предстоит доказать, насколько он способен не только пугать публику эксцентричными заявлениями типа «будущее за одноразовыми контейнерами», но и стать полноценным «номером два» в РЖД, как за глаза называли бывшего первого зама Белозёрова.
«Молодой да ранний» Евгений Шевцов сменил и другого РЖДшного аксакала и соратника Краснощёка — замгендира-начальника Центральной дирекции инфраструктуры Геннадия Верховых, который также ушёл в отставку. Верховых критиковали все кому лень (и vgudok.com в их числе) за постоянные пробки, перманентные ремонты и регулярные ЧП на сети РЖД. Со сменой персоналий в руководстве ЦДИ станет понятно, правильно ли вешали всех собак на Верховых, или проблемы носят системный характер.
Арест Рейльяна можно считать символическим завершением демонтажа якунинской подрядной конструкции.
Теперь у Краснощёка и Верховых появилось достаточно свободного времени, чтобы выращивать овощи на даче или нянчиться с внуками. Но можно быть определённо уверенными, что эти железнодорожники до мозга костей никогда не расстанутся со стальными магистралями, которые во многом стали смыслом их жизни, их судьбой. Тем более, что Анатолий Краснощёк продолжит участвовать в жизни РЖД в роли старшего советника Олега Белозёрова.
О причинах отставки Анатолия Краснощёка и Геннадия Верховых читайте здесь и здесь.
https://youtube.com/watch?v=2gzEs0tSReQ%3Frel%3D0%26showinfo%3D0
«Разбойничья» — для Юрия Рейльяна
В 2021 году был арестован Юрий Рейльян — одна из знаковых фигур в подрядной системе РЖД, сформировавшейся при бывшем главе ж/д монополии Владимире Якунине. Восточное следственное управление СКР на транспорте «шьёт» бывшему владельцу «Спецтрансстроя» дело о мошенничестве в особо крупном размере, ущерб от которого для РЖД превысил 1,5 млрд рублей. Сумма, конечно, смехотворная, учитывая общий объём госзаказа «Спецтрансстроя» от РЖД в 114 млрд рублей.
Но дело не в размере ущерба. Сам Рейльян, как известно, уже два года как продал компанию, которая в 2020 году была признана банкротом. Летом 2021 года Владимир Путин поручил найти виновных в срыве сроков модернизации Восточного полигона. Громких уголовных дел в отношении топ-менеджеров РЖД не последовало, зато деятельность подрядчиков начали активно расследовать. Этой своего рода сакральной жертвой и стал один из бывших «королей РЖДшных заказов».
Особой пикантности уголовке в отношении экс-владельца «Спецтрансстроя» придаёт тот факт, что заместителем гендира компании времён Рейльяна был нынешний замминистра транспорта Владимир Токарев. Причём до «Спецтрансстроя» Токарев всегда был рядом с Рейльяном, когда тот работал и заместителем министра регионального развития, и заместителем министра по ЖКХ. Станут ли следователи дальше разматывать этот подрядный клубок — узнаем в 2022 году.
В целом же арест Рейльяна можно считать символическим завершением демонтажа якунинской подрядной конструкции, начавшейся с ареста одного из совладельцев ГК «1520» Валерия Маркелова. Сегодня система госзаказа РЖД переформатирована под других влиятельных бизнесменов, которых принято считать участниками т.н. « Политбюро 2.0».
Своего рода сакральной жертвой и стал один из бывших «королей РЖДшных заказов» Юрий Рейльян.
Малоизвестная песня Владимира Высоцкого с многозначительным припевом «Сколь верёвочка ни вейся — всё равно совьёшься в кнут!» — это «привет» не только Рейльяну, но и всем участникам подрядного процесса РЖД.
https://youtube.com/watch?v=5VfKTZ-W83U%3Frel%3D0%26showinfo%3D0
«На Тихорецкую состав отправится» — для Дмитрия Зотова
В 2021 году в бизнес-карьере бывшего главы «Трансфин-М» Дмитрия Зотова, скорее всего, поставлена жирная точка. Ею стал приговор Никулинского суда Москвы, который признал экс-гендиректора лизинговой компании виновным в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ) и приговорил к семи годам колонии общего режима.
Вообще, судьба ж/д топ-менеджера полна таких перипетий и виражей, что достойна экранизации или по крайней мере пера литератора в стиле авантюрного романа. В известной триаде из «Джентльменов удачи» — «украл, выпил, в тюрьму!» — в случае с Зотовым добавились вынужденное бегство в Лондон от уголовного преследования за мошенничество с вагонами на 3 млрд рублей, затем возвращение в Москву под обещания амнистии бизнес-омбудсмена Бориса Титова, СИЗО, подписка о невыезде по указанию президента.
Стоит ещё добавить анекдотичную историю с попыткой четверых мошенников «развести» мошенника же Зотова на 3 млн долларов, пообещав прекратить его уголовное дело. Но конец у этой истории в стиле О’Генри вполне в духе морализаторской брошюры о преступившем закон индивидууме — тюрьма. Где, кстати, в своё время отсидел и О’Генри.
В выбранной vgudok.com для нового обитателя колонии композиции рефреном звучит строчка «вагончик тронется, перрон останется». Её можно трактовать по-разному: и утилитарно — как грядущую транспортировку к месту отбывания срока, и как некое философское обобщение — «вагончик» свободной жизни побежал уже без Зотова.
Подробности судьбы авантюриста Дмитрия Зотова читайте здесь.
https://youtube.com/watch?v=uC84P3oY4OU%3Frel%3D0%26showinfo%3D0
«Команда молодости нашей» — для Дениса Илатовского и Игоря Коваля
В нашем прощальном хит-параде традиционно присутствуют персоны, которые вроде как бы и покинули профильную тусовку, но всё говорит о том, что это передышка перед их новыми карьерными свершениями.
С уходом Илатовского РЖД потеряли одного из своих главных публичных и компетентных оппонентов.
Среди таких героев — Денис Илатовский, освободивший в 2021 году кресло гендиректора «Национальной транспортной компании», как было объявлено официально, по соглашению сторон. С уходом Илатовского РЖД потеряли одного из своих главных публичных и компетентных оппонентов. Участники рынка считают его чуть ли не самым профессиональным и харизматичным экспертом. Венцом работы Илатовского у Андрея Мельниченко стало создание в 2020 году НТК, объединившей транспортные активы СУЭКа и «Еврохима».
И несмотря на то, что многие любят цитировать сакраментальное сталинское «Незаменимых у нас нет» (хотя вождь всех народов говорил и обратное — «Кадры решают всё!»), всё-таки скоропостижная отставка сменщика Илатовского в НТК Александра Сапронова может свидетельствовать о том, что мысль Сталина о кадрах ближе к истине хотя бы в отношении Илатовского. Поэтому не сомневаемся, что статус «независимого эксперта», в котором пока находится менеджер, временное амплуа и скоро профильная тусовка снова услышит о нём. Омоложение кадров в РЖД — это тоже своеобразный сигнал востребованности поколения, к которому принадлежит Илатовский.
Трудовой путь Игоря Коваля в должности главы Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) занял всего семь месяцев. Коваля принято считать человеком Михаила Мишустина, а назначение его в Росжелдор вместо всесильного замглавы Минтранса Владимира Токарева воспринималось как стремление премьера-технократа установить контроль над казёнными денежными потоками, которые проходят через агентство в РЖД.
Наблюдатели указывают, что Коваль провёл аудит агентства, запустил шесть ж/д проектов в рамках ФЦП «Развитие Республики Крым и г. Севастополь», в том числе создание городской электрички в Севастополе. При нём была реанимирована работа по самой масштабной железнодорожной концессии страны — Северный широтный ход.
При этом в коридорах Белого дома шепчутся, что есть вероятность ликвидации Росжелдора, поэтому отставка Коваля — это превентивное решение премьера, который приготовил для своего протеже новое ответственное задание в транспортной отрасли. Им стало кураторство стратегических проектов в госкомпании «Автодор» в должности первого заместителя генерального директора.
Слова припева известной советской песни «Команда молодости нашей, команда, без которой мне не жить» — это буквально девиз жизни для молодых, амбициозных и очень перспективных менеджеров и госуправленцев, участников хит-парада vgudok.com.
О карьере Игоря Коваля читайте здесь.
Традиционно за скобками нашего несколько ироничного рейтинга мы выносим печальные события, которые произошли в отраслевой жизни в прошедшем году. На 68 году жизни скончался Вадим Морозов — последний в истории России министр путей сообщения. После упразднения МПС он был назначен первым вице-президентом РЖД и проработал в госкомпании 10 лет. Причиной смерти стал коронавирус: эта же инфекция унесла в 2020 году и жизнь замгендира РЖД — куратора Восточного полигона Виктора Зимина.
В конце минувшего года действующая со дня основания ОАО «РЖД» в 2003 году вертикаль управления во главе с президентом общества претерпела изменения. Привычная схема «президент – вице-президенты» по инициативе главы монополии Олега Белозёрова была изменена: президент стал генеральным директором, вице-президенты – замгендиректорами.
Изменения призваны были подчеркнуть в хорошем смысле наёмный статус руководства РЖД по отношению к государству, правительству, исключающий демонстрацию автономности и самостоятельности. То, в чём упрекали предыдущего главу РЖД Владимира Якунина.
Впрочем, сами изменения, по сути, вряд ли можно назвать радикальными. Как и кадровую политику Олега Белозёрова. По пришествии в РЖД в августе 2015 года, новый глава корпорации обещал, что масштабных перестановок не будет: «Революций не планирую. Всё, что можно сделать поступательно, эволюционным путём, будем делать». Подобный подход вряд ли продиктован природной осторожностью. Белозёров не привёл в РЖД свою команду, а кадровая революция в отсутствие «революционеров» невозможна.
Без перестановок и отставок, разумеется, не обошлось. Со своими должностями распростились представители старой якунинской гвардии: первый вице-президент Вадим Морозов, ответственный за хозяйственно-производственную деятельность РЖД, и вице-президенты Олег Атьков и Валерий Решетников, отвечающие, соответственно, за работу с общественными организациями и стратегическое развитие и реализацию реформы РЖД. Ушёл и вице-президент по безопасности Александр Бобрешов, которого считали доверенным лицом Якунина. Галину Крафт на должности главного бухгалтера сменила Елена Харыбина.
В управленческой верхушке РЖД (с известной долей условности) можно выделить несколько основных групп: «технари», «лоббисты», «технократы» и «смотрящие».
«Технари-железнодорожники» группируются вокруг представителя старой команды – первого заместителя гендиректора Анатолия Краснощёка. Из трёх «первых» он, безусловно, «первейший». При Белозёрове аппаратный вес Анатолия Анисимовича существенно вырос. Помимо вопросов организации перевозок, которыми он ведал в якунинскую эру, ему достался функционал отставного Вадима Морозова: то есть фактически целиком производственный блок.
В сферу влияния Краснощёка входят его бывшие сослуживцы по Октябрьской железной дороге: заместитель гендиректора – начальник Дирекции тяги Олег Валинский и заместитель гендиректора – начальник Центральной дирекции инфраструктуры Геннадий Верховых. В последнее время пошли в гору дела сразу нескольких протеже Анатолия Анисимовича: заместителя гендиректора – начальника Центральной дирекции управления движением Павла Иванова, молодого и амбициозного директора Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) и по совместительству коммерческого директора РЖД Алексея Шило, бывшего главы столичного метро, а ныне директора РЖД по пассажирским перевозкам Дмитрия Пегова и подчинённого ему Павла Бурцева – руководителя бизнес-блока «Пассажирские перевозки».
Несколько особняком стоит фигура Сергея Кобзева, заместителя генерального директора – главного инженера ОАО «РЖД», опытного 53-летнего специалиста, работавшего ещё в центральном аппарате МПС при Геннадии Фадееве.
Явно в противовес влиянию блока Анатолия Краснощёка, О. Белозёров повысил статус руководителя финансово-экономического блока Вадима Михайлова. Михайлов пришёл в РЖД при Якунине из московского офиса «Эрнст энд Янг», аудитора и консультанта корпорации, но именно при новом руководстве из старших вице-президентов он перешёл на ступень первого.
Под его опёку после ухода вице-президента Салмана Бабаева перешёл коммерческий блок, которым г-н Михайлов управляет весьма уверенно. Всё чаще Михайлов делает заявления, касающиеся стратегического развития монополии. Именно он защищал интересы монополии во время тарифной компании на 2018 год, выступая её представителем на переговорах с ФОИВами и членами Совета потребителей РЖД. И стоит отметить, что его авторитет и влияние заметно выросли после утверждения тарифов в практически неизменном виде от предлагаемого монополией.
Своим «технократизмом» Михайлов близок к гендиректору компании Олегу Белозёрову. Вместе с тем положение Михайлова нельзя оценить однозначно. Вадим Валерьевич, находясь на ключевой позиции, остаётся чужаком в корпоративной среде, отношение к нему со стороны железнодорожников-технарей, можно сказать, саркастическое. Да и ему, тонкому ценителю антиквариата и искусств, не о чем поговорить с коллегами, прошедшими всю карьерную лестницу от обходчика до ж/д генерала. К тому же, г-н Михайлов является ключевой фигурой на переговорах с правительством и крупнейшими клиентами монополии по дотационной и доходной части бюджета компании.
К этой же «технократической» группе можно отнести заместителя гендиректора – начальника Департамента безопасности движения Шевкета Шайдуллина, заместителя гендиректора по капстроительству Олега Тони, заместителя гендиректора по социальным вопросам Дмитрия Шаханова, а также начальника Правового департамента Вадима Бынкова.
«Смотрящие» призваны контролировать деятельность других подразделений компании с позиции интересов Олега Белозёрова. Прежде всего, это Анатолий Чабунин, заместитель генерального директора – директор по внутреннему контролю и аудиту, которому вдобавок переподчинён блок конкурсных процедур, что значительно повышает его уровень влияния в компании. Тем более, что именно вопрос закупок и наведения порядка в этой сфере является наиболее болезненным вопросом как для компании в целом, так и лично для Олега Белозёрова, перед которым при назначении была поставлена задача оптимизировать расходы корпорации.
Искоренение потенциально-коррупционных схем закупок и заказов, о чём неоднократно писали СМИ и даже аудиторы компании, способно сэкономить десятки и сотни миллиардов рублей. Утечки в СМИ, которые периодически происходят, свидетельствуют о том, что внутри корпорации идёт ожесточённая внутренняя борьба за контроль над расходованием финансовых ресурсов, и ключевую роль здесь играет главный контролёр Чабунин.
Заместитель гендиректора Андрей Старков курирует вопросы корпоративного управления и распоряжением имущества, возглавляет советы директоров ключевых дочерних обществ РЖД. Другой зам, кадровый сотрудник спецслужб Николай Федосеев, отвечает за корпоративную безопасность. Директор по экономике и финансам Ольга Гнедкова, хотя и относится к якунинской команде, очевидно, пользуется доверием Белозёрова.
И, наконец, группа «лоббистов». Их задача – обеспечить благоприятную среду для деятельности компании, доказывая различным представителям федеральных и региональных органов власти и обществу значимость РЖД. Результатом являются принятые решения по малым региональным и мега-проектам, бюджетным ассигнованиям и законодательным и регулятивным решениям, выгодных для компании. К ним относится «третий» первый заместитель генерального директора Александр Мишарин. « Калиф на час», в течение которого, благодаря загадочной информационной диверсии в 2013 году, Александр Сергеевич оказался на месте самого Якунина.
В ведении Мишарина находятся вопросы развития скоростного и высокоскоростного движения. Собственно, а кто, как не Мишарин, должен отвечать за данное направление: именно Александр Сергеевич в 2009 году, в бытность губернатором Свердловской области, выдвинул идею строительства ВСМ «Москва – Казань – Екатеринбург». Несмотря на обширную критику и даже скептические высказывания на этот счёт Владимира Путина, а также провал запуска ВСМ к ЧМ-2018, тема высокоскоростного сообщения не закрыта. И очень даже живо обсуждается в различных вариантах. Значит, лоббистские усилия монополии не пропадают даром. А в том, что они будут только усиливаться, сомнений нет – слишком высока ставка. Например, стоимость строительства ВСМ «Москва – Казань» превышает 1 трлн рублей. К тому же служебный интерес здесь подчас неотделим от личного. Так, по данным «Ведомостей», близкие Мишарину люди руководят институтом Мосгипротранс, который получил заказ на 22 млрд рублей в рамках проекта магистрали «Москва – Казань – Екатеринбург».
О многообразной деятельности Петра Кацыва vgudok.com подробно рассказывал. Несмотря на скандальный шлейф. Кацыв не выпал из руководящей обоймы РЖД, получив пост заместителя генерального директора – начальника Центра по развитию Московского транспортного узла. Слишком большое значение имеет вхожесть Петра Дмитриевича в коридоры власти столицы и Подмосковья. И слишком большие деньги на кону. В инвестиционной программе РЖД текущего года на развитие железнодорожной инфраструктуры Московского узла предусмотрено почти 11 млрд рублей. Это, конечно, не триллионы ВСМ (в большей степени гипотетические), зато это реальные деньги и конкретная перспектива на несколько лет вперёд.
Лоббистской деятельностью (в том числе и за рубежом) по своим должностным обязанностям занимаются статс-секретарь – заместитель гендиректора Анатолий Мещеряков и ещё один зам Белозёрова глава «железнодорожного МИДа» Вячеслав Павловский. В актив лоббистам корпорации по итогам минувшего года можно занести несколько громких аппаратных побед в сфере GR. Это и выступление главы государства на Железнодорожном съезде, и прошедшие без сучка и задоринки дни РЖД в Госдуме, что неудивительно, учитывая, что Комитет по транспорту Госдумы контролируется ж/д монополистом. В отличие от комитета предыдущего созыва Думы, в котором верховодили ж/д операторы. Главным антагонистом железнодорожного гиганта в 2017 году выступила ФАС. Впрочем, регулятор в кулуарных боях проиграл вчистую и под занавес года согласился практически на все предложения РЖД по тарифам на 2018 год и долгосрочную перспективу.
Отдельно скажем о личных советниках генерального директора Олега Белозёрова. Среди них по-прежнему хватает представителей «старой гвардии», таких как Геннадий Фадеев, Вадим Морозов и Валентин Гапанович. Есть советники на общественных началах, такие как экс вице-президент РЖД Сергей Мальцев, о котором мы уже подробно рассказывали. Хотя это, скорее всего, дань политесу, и влияние коммерсанта Мальцева внутри руководства РЖД близится к нулю.
Среди советников генерального есть незаменимые тяжеловесы, которые участвуют в принятии практически всех важных решений, входящих в сферу их деятельности. К таким относится Тамара Ивановна Стебунова (бывшая замглавы ФСТ), которая в РЖД отвечает за методологическое обоснование тарифной политики монополии и Прейскуранта 10-01. Она привела в корпорацию целую команду специалистов во главе с Владимиром Варгуниным, для которого в монополии был создан целый департамент — методологии тарифообразования. Тамара Ивановна вместе со своим замом составляют аргументрованные ответы на претензии, которые возникают к РЖД со стороны ФАС. И работы у советников, судя по большому числу конфликтов между монополией и регулятором, хватает.
Есть люди, которые топ-менеджменту и самому генеральному директору дают советы несколько другого толка. И контролируют такие тонкие материи, как PR, к примеру, в том числе личный. Здесь стоит вспомнить Светлану Крыштановскую, которая пришла вслед за Олегом Белозёровым из Минтранса. Кое-кто называет советницу конфидентом главы РЖД.
Несмотря на постепенность кадровых перемен в монополии, они демонстрируют один очевидный тренд в управленческой политике РЖД – контроль за активами и финансовыми потоками всё более обособляется в отдельное направление и приобретает ключевое значение, отодвигая на второй план собственно производственную деятельность.
Захар Максимов
В публикации использованы материалы Института исследования проблем железнодорожного транспорта