самара в какой федеральный округ и приволжский федеральный округ

До 2010 года в области действовало самарское время (МСК+1): UTC+4 (стандартное время) и UTC+5 (летнее время).

Геологическое строение и рельеф

Физическая карта Самарской области

Располагается на Восточно-Европейской платформе. Территория Самарской Луки и примыкающие районы относятся к Жигулёвско-Пугачёвскому тектоническому своду, который является частью Волго-Уральской (Волжско-Камской) антеклизы. История геологического развития территории области охватывает раннедокембрийскую и рифейско-фанерозойскую эпохи.

Другими крупнейшими реками региона, помимо Волги, являются её левые притоки: Самара, Сок, Чагра, Чапаевка, Безенчук, Большой Иргиз, Большой Черемшан на севере области, и правый приток Уса. Также приток Самары Большой Кинель.

Самым крупным притоком реки Волга является река Самара. Из общей длины её водотока (594 км), на территорию Самарской области приходится 222 км.

Крупнейшие искусственные водоёмы области — два водохранилища на Волге: Куйбышевское и Саратовское. Также на реке Кутулук, левом притоке реки Большой Кинель, Кутулукское водохранилище. Значительным мелиоративным сооружением является недостроенный Куйбышевский обводнительно-оросительный канал, пролегающий в юго-западной части области. В 1970-е годы было построено 163 км канала — от реки Чагра у села Абашево до села Большая Дергуновка), но используется около половины длины канала.

Растительный и животный мир

Территория Самарской области находится в двух природно-географических зонах — лесостепной и степной.

Во флоре Самарской области свыше 1800 видов сосудистых растений, из них 281 вид включён в Красную книгу Самарской области. Архивировано из оригинала 3 февраля 2012 года. (2007).

Заповедники и парки

Жигулёвский природный биосферный заповедник

На конец 2012 года на территории Самарской области существуют ООПТ следующих категорий: государственные природные заповедники

, национальные парки

, биосферные резерваты

, ООПТ регионального значения (213), ботанические сады

, лечебно-оздоровительные местности

.

Скважина сульфидной воды, Тольятти

На базе Серноводского минерального источника действует курортная зона Сергиевские минеральные воды.

Наука, образование и культура

Область была дважды награждена орденом Ленина:

25 марта 1935 года постановлением ВЦИК СССР Куйбышевский край был награждён орденом Ленина. На следующий год его вручил сам М. И. Калинин.

  • Алексушин Г. В. Самарские губернаторы. — Самара: Самарский дом печати, 1996.
  • Атлас Самарской области / Сост.: В. В. Шнырёв, В. Н. Гнатишин, Г. С. Калёнов, В. И. Матвеев, С. В. Савина, Ю. В. Симонов, А. В. Виноградов, Л. Ф. Ляховская, Д. В. Магдеев, Н. Л. Небритов, В. П. Ясюк. — М.: Роскартография, 1999.
  • Физическая карта Самарской области / Отв. ред. В. В. Шнырёв. — Самара: Роскартография, 1999.

Метрополитен в городе Самара.

Пассажиропоток метро города Самара (загруженность метро Самара) составляет 16.23 миллионов человек за год.

Схема метро (карта метро) города Самара: Ссылка

В январе — июне 2008 года индекс физического объёма промышленного производства к уровню соответствующего периода 2007 года в действующих ценах составил 117,3 %.

В 2007 году уровень инфляции на потребительском рынке превысил прошлогодний уровень на 3,2 пункта и составил 111,9 % (декабрь 2007 года к декабрю 2006 года).

В 2007 году объём инвестиций в основной капитал увеличился относительно 2006 года на 22,4 % (в сопоставимых ценах) и составил 42,9 млрд рублей. По данному показателю Самара входит в пятёрку крупнейших городов России, опережая такие крупные города, как Нижний Новгород, Челябинск, Омск и Волгоград.

Самара является крупным центром машиностроения и металлообработки, пищевой, а также космической и авиационной промышленности. В городе работают более 150 крупных и средних промышленных предприятий. По данным информационной системы «Волга-Инфо», в Самаре производится 1/4 всех российских подшипников и 2/3 всех выпускаемых в России кабелей связи (см. Волгакабель).

Одно из крупнейших предприятий по производству железобетонных изделий ООО «ЖБИ-Поволжье».

Объём отгружённых товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами обрабатывающего производства за 2017 год — 236,0
млрд рублей.

В отрасли промышленного производства города наибольшие объёмы отгруженной продукции имеют:

  • производство машин и электрооборудования, транспортных средств — 43,5 %;
  • производство продуктов нефтепереработки — 6,7 %;

Среди наиболее известных предприятий Самары, чей трудовой вклад отмечен на Аллее трудовой славы города, следующие:

27-этажный торгово-офисный центр «Вертикаль» — одно из высочайших зданий Самары

Ежегодно для организации осенней торговли в каждом районе города проводятся сельскохозяйственные ярмарки. Отводятся участки, где осуществляется сезонная торговля бахчевыми культурами, квасом, мороженым, прохладительными напитками и другими товарами.

За период с 2000 по 2005 год количество предприятий розничной торговли увеличилось на 670 единиц. На 1 января 2006 года торговая сеть Самары насчитывала 4091 единицу стационарных предприятий розничной торговли и мини-магазинов. Обеспеченность населения более чем высокая — 182,7 %, в том числе: по продовольственной группе — 208,3 %, по непродовольственной — 168,5 %. Активно развиваются крупные торговые центры.

Жилой комплекс «Ладья» на берегу Волги

Новая застройка в Ленинском районе города

Строительство и ЖКХ

В жилой застройке города преобладают здания кирпичные и панельные, составляющие порядка 94 % жилищного фонда, деревянные здания составляют 4 % и из прочих материалов — 2 %. По этажности жилищный фонд характеризуется следующим образом:

  • многоэтажные жилые дома составляют 47 %;
  • среднеэтажные безлифтовые — 36 %;

Динамика рыночных цен на жильё:

На текущий момент в Самаре насчитывается более 35 высших учебных заведений (включая филиалы иногородних вузов), из них треть — университеты. Количество ВУЗов (в связи с продолжающимся открытием филиалов иногородних высших учебных заведений) растёт.

В городе действует 12 государственных и 1 муниципальное высшие учебные заведения, наиболее известными из которых являются:

Среднее профессиональное образование

На текущий момент в Самаре насчитывается более 30 средне-профессиональных учебных заведений.

Среднее общее образование

По численности населения область занимает 2-е место в Поволжье и 12-е в России (июль 2010). По плотности населения — это 10-й регион в России (без учёта Москвы и Санкт-Петербурга), а по уровню урбанизации — 11-е место (без учёта автономных округов). По этим двум показателям область лидирует в Поволжье.

Положительный миграционный прирост остаётся единственным элементом, частично замещающим естественную убыль населения. Он формируется за счёт межрегиональной миграции внутри России и миграции со странами ближнего зарубежья. Значительная часть (46,5 %) миграционного прироста между областью и странами СНГ и Балтии приходится на Казахстан (290 человек) и Узбекистан (627 человек).

Пика количества населения область достигла в 1996 году, численность населения тогда составила 3 306 798, суммарный прирост населения на период с 1990-го года до 1996 года составил 70 428 человек. За период депопуляции с 1997-го до 2010-го года суммарная убыль населения составила 135 564 человек. В 2008—2010 депопуляция продолжилась, но заметно снизились её темпы.

До 80 % населения проживает в зоне третьей по численности в России Самарско-Тольяттинской агломерации.

В январе-ноябре 2014 года в Самарской области родилось 37085 человек (на 666 чел. больше, чем в январе-ноябре 2013 года), умерло 41841 человек (на 442 человека меньше, чем в январе-ноябре 2013 года). Рождаемость за январь-ноябрь 2014 года по сравнению с таким же периодом 2013 года выросла на 1,8 %, смертность снизилась на 1,0 %. Естественная убыль населения составила 4756 человек (в январе-ноябре 2013 года — 5844 человека).

В 2020 году Самарская область оказалась на 6 месте среди всех регионов РФ по темпам прироста смертности. В 2020 году смертность выросла на 25 % относительно 2019 года — то есть умерло на четверть больше людей, чем ожидалось. По данным Росстата, в 2019 году смертность в Самарской области составила 13,3 чел. на 1 тыс. населения, а в 2020 году — 16,6 человек, или 124,8 % от прошлогоднего результата.

Здание самарского филиала ВолгаТелеком (ныне Ростелеком)

В 1993 году было образовано государственное учреждение УФПС Самарской области, 1 февраля 2004 года оно вошло в состав предприятия ФГУП «Почта России».

Стационарная телефонная связь появилась в городе в 1888 году, начала действовать первая телефонная сеть на 10 абонентов. 1 июля 1895 года в Самаре была открыта телефонная станция ёмкостью 300 номеров. Таким образом, к концу 1895 года уже более 120 жителей Самары имели телефонные аппараты.

На данный момент стационарную связь в городе осуществляют следующие компании и организации:

Фрагмент Эбсторфской карты с городом Самарха (Самара)

Самарская крепость в XVII веке. Гравюра из издания записок Адама Олеария

В XVII—XVIII веках Самара оказалась в центре двух так называемых крестьянских восстаний. В 1670 году Самара была захвачена войсками Степана Разина, а в 1773 году Самара была первым городом, перешедшим на сторону Емельяна Пугачёва.

План Самары 1903 года. Безчинский А. « Путеводитель по Волге». — Москва: Т-во И. Н. Кушнерев и К°, 1903

Памятник Александру II, установлен в 1889 году

Соборная улица, начало XX века

В это время Самарская губерния стояла на первом месте в Российской империи по количеству собираемой пшеницы. Активная торговля колониальными, мануфактурными и прочими товарами осуществлялась в 375 лавках. Еженедельно на двух площадях проводились базары. В течение года проходили три крупные ярмарки: Соборная (осенняя), Казанская и Воздвиженская (летние), которые длились по десять дней, на ярмарках торговали, преимущественно, зерном, салом, шерстью, лошадьми, кожами, скотом, верблюжьим сукном.

В 1874 году началось строительство Оренбургской железной дороги, в 1877 году прошедшей через Самару.
Самарская пристань признавалась одной из лучших на Волге, и ежегодно с неё уходило и прибывало до тысячи судов с различными грузами.

В 1915 году пущен электрический трамвай.

Самарский академический драматический театр им. М. Горького и памятник В. И. Чапаеву

Октябрьская революция 1917 года произошла в городе без единого выстрела. О победе советской власти объявил со сцены цирка-театра «Олимп» (теперь на этом месте филармония) В. В. Куйбышев.

В июне 1918 года большевики были свергнуты соединёнными усилиями городских повстанцев и чехословацкого корпуса из бывших военнопленных австро-венгерской армии. На 4 месяца власть перешла к КОМУЧу — эсеровскому комитету членов учредительного собрания, стремившихся восстановить в России демократию.
В этот момент была воссоздана Российская республика из нескольких губерний, занятых чехами, Самара стала её столицей.

Вход в бункер И. В. Сталина

Во время Великой Отечественной войны в июле — октябре 1941 года в город были эвакуированы ряд предприятий из западных регионов страны и их персонал с семьями (значительная часть предприятий и населения были размещены на Безымянке). По Постановлению Государственного Комитета Обороны СССР № ГКО-831 от 15 октября 1941 года «Об эвакуации столицы СССР г. Москвы» в город эвакуированы из Москвы СНК СССР, Верховный Совет СССР, дипломатические представительства, крупные учреждения культуры (например, Большой театр, Мосфильм). г. Куйбышев становится столицей СССР. 5 марта 1942 года в городе была дописана и впервые исполнена седьмая Ленинградская симфония Д. Д. Шостаковича. Для Верховного главнокомандующего Сталина был построен бункер. Однако Ставка Верховного Главнокомандования, Государственный комитет обороны (высший орган власти в стране), Генштаб РККА оставались в Москве. В 1941 году день Великой Октябрьской социалистической революции 1-й донецкий маршал СССР К. Е. Ворошилов провёл на главной площади города военный парад и войсковой смотр частей РККА перед сражением под Москвой.

Город внёс значительный вклад в победу над нацистской Германией. Было начато производство оружия и боеприпасов. За годы войны на куйбышевских авиационных заводах № 1 и № 18 выпущено около 28 тысяч штурмовиков Ил-2 и Ил-10 — около 80 % от их общего количества. В дни обороны Кавказа город обеспечивал армию и народное хозяйство горючим.

Почтовая марка. Серия «Города трудовой доблести». Самара. Самолет-штурмовик Ил-2

В город приезжали многие иностранные руководители, в том числе президент Франции Шарль де Голль.

Все советские и российские космонавты стартовали в космос на ракетах-носителях семейства Р-7, производимых самарским предприятием «ЦСКБ-Прогресс» (в том числе первый космонавт планеты Гагарин 12 апреля 1961 года; после приземления в районе Энгельса его привезли в Куйбышев, здесь он отдыхал 2 дня на даче областного комитета КПСС, отсюда докладывал по телефону главе государства Н. С. Хрущёву об успешном выполнении первого в истории человечества пилотируемого полёта в космос).

Помимо развития промышленности, происходят положительные изменения в социально-экономическом развитии города: высокими темпами осуществляется жилищное строительство (внедряется комплексная квартальная застройка), развиваются учреждения социальной сферы, строятся новые дороги.

Современный этап развития

С 2000 года в Самаре шло активное развитие строительного сегмента. При этом отсутствовала общая стратегия застройки города, что в итоге повлекло за собой явные нарушения в архитектурном стиле города, а также значительно ухудшило качество инфраструктуры. Город является одним из лидеров страны по замороженным объектам гражданского строительства — в каждом районе города количество недостроенных или несданных домов измеряется десятками. При этом отсутствует какая-либо политика со стороны региональных властей в решении данного вопроса.

В 2018 году Самара стала одним из городов-хозяев Чемпионата мира по футболу, матчи которого прошли на стадионе «Самара Арена».

2 июля 2020 года присвоено звание «Город трудовой доблести» г. Самара. 10 декабря 2021 года установлен Мемориальный комплекс на Аллее трудовой славы на проспекте Юных Пионеров. Центральным элементом мемориального комплекса стала стела из стекла и металла высотой около 26 метров.

История

Во время войны регион стал одним из центров оружейной промышленности страны — в 1941 году из Москвы и Воронежа были эвакуированы нефтеперерабатывающий завод в Сызрани, снабжавший армию топливом, и авиационные заводы в Куйбышеве, где было сосредоточено производство штурмовиков «Ил-2». В 1942 году через Сызрань проходила так называемая Волжская линия, которая служила для снабжения советских войск во время Сталинградской битвы. В период с 1941 по 1943 год в Куйбышеве располагались дипломатические представительства иностранных государств, а в 1941 году существовали планы переноса столицы СССР в Куйбышев в случае оккупации Москвы немецкими войсками.

В 1950-х и 1960-х годах регион был одним из ведущих центров нефтедобычи в СССР, а в 1945-1951 годах для переработки нефти были построены Куйбышевский и Новокуйбышевский нефтеперерабатывающие заводы. В то же время продолжалось строительство Жигулевской водоочистной станции, которое началось в 1955 году. В связи со строительством ГЭС город Ставрополь был затоплен и отстроен на новом месте, позднее Тольятти. Впоследствии строительная база, созданная при возведении электростанции, была использована для создания в Тольятти ряда других промышленных предприятий — завода минеральных удобрений «Куйбышев-Азот», Тольяттикаучукового завода синтетического каучука (1964-1966), Волжского автомобильного завода (1970), а также крупнейшего в стране производителя аммиака и р

В те же годы авиационное производство было расширено до центра периферии, и началось производство самого массового советского среднемагистрального пассажирского самолета Ту-154. Заказы также размещались в рамках советской ракетно-космической программы («Прогресс»). Резкое увеличение спроса на квалифицированных инженеров привело к развитию высшего образования, особенно в технической сфере. В то же время быстрое развитие промышленности и приток большого количества молодежи из других регионов страны (население региона более чем удвоилось в период с 1939 по 1990 годы) оказали значительную нагрузку на социальную инфраструктуру, которая развивалась гораздо медленнее. Например, население Самары к концу 1960-х годов превысило 1 миллион человек, и по советским стандартам город имел право на метро, но оно было открыто только в 1987 году. В Тольятти, население которого в конце 1980-х годов составляло более 600 000 человек, высшее образование было представлено только Политехническим университетом, хотя промышленное развитие города к тому времени практически остановилось.

Регион с населением 3167,2 6 тысяч человек (июль 2010 года) занимает второе место в Поволжье и 12-е место в России по этому показателю. Область занимает 10-е место по плотности населения (59,7 чел./км²) в России (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) и 11-е место по урбанизации (80,3% городского населения) (за исключением автономных округов). По этим двум показателям регион находится на первом месте в Поволжье.

Положительный миграционный прирост остается единственным элементом, частично замещающим естественную убыль населения. В нем преобладает межрегиональная миграция внутри России и миграция из соседних стран. Значительная часть (46,5%) прироста миграции между регионом и странами СНГ и Балтии приходится на Казахстан (290 человек) и Узбекистан (627 человек).

Экспорт в страны дальнего зарубежья в 2018 году составил 69 % от общего объёма экспорта, в странны СНГ — 31 %; импорт — 90 % и 10 % соответственно.

Экспорт и импорт важнейших товаров:

Коэффициент специализации (душевого производства) по объёму промышленной продукции 1,9 — второй после Якутии среди регионов России (без авт. округов), по розничному товарообороту — 1,6 (2-е место после Москвы). По видам промышленной продукции наилучшие среднедушевые коэффициенты по выпуску легковых автомобилей — 34 (второе место среди всех учитываемых видов промышленной продукции по регионам России), аммиак синтетический — 10, первичная переработка нефти — 4,2, кирпич строительный — 1,8.

Ведущие предприятия топливно-энергетического комплекса Самарской области: Волжская ГЭС в г. Жигулёвске (2300 тыс. к Вт), крупнейшие тепловые электростанции — Новокуйбышевская и Тольяттинская ТЭЦ (по 250 тыс. к Вт каждая). В Самаре находится штаб-квартира «Волжской территориальной генерирующей компании», куда входят все тепловые электростанции области.

На октябрь-декабрь 2018 года численность рабочей силы составила 1733,9 тыс. человек, или 64,6 % от общей численности населения Самарской области (возраст 15 лет и старше).

По природно-климатическим условиям Самарская область относится к Средневолжскому

региону наряду с Пензенской и Ульяновской областями, Республиками Татарстан и Мордовия.

Растениеводство специализируется на выращивании пшеницы, ячменя, проса, гречихи, подсолнечника, овощей и картофеля. Животноводство представлено разведением КРС мясо-молочного направления, свиноводством, птицеводством.

На 1 января 2023 года поголовье крупного рогатого скота составило 210,4 тыс. голов, в том числе коров – 98,8 тыс. голов, свиней – 82,4 тыс. голов, овец и коз – 152,4 тыс. голов.

За 2022 год произведено в хозяйствах всех категорий скот и птица на убой (в живом весе) 134,9 тыс. тонн (+3,1%), молока 453,2 тыс. тонн (-0,5%), яйца 117,1 млн штук (+7,7%).

В 2022 году валовый сбор зерновых и зернобобовых культур (в весе после доработки) составил 3575,5 тыс. тонн (рост в 1,8 раза), при урожайности 32,0 ц/га (рост в 1,8 раза). Валовый сбор подсолнечника 825,2 тыс. тонн (-17,2%), при урожайности 15,5 ц/га (+13,9%), валовый сбор картофеля 245,4 тыс. тонн (-0,1%), при урожайности 160,9 ц/га (+3,1%).

Лидер по грузообороту — трубопроводный, по пассажирообороту — автомобильный.

В таблице указаны крупнейшие автодороги области и их характеристики

Конфигурация дорожной сети проектировалась и строилась в основном в 1960—1980-х годах и имеет характерную для той эпохи ярко выраженную радиальную структуру. Подобная структура в современных условиях недостаточно эффективна из-за увеличения протяжённости маршрутов движения и концентрации транспортных потоков на радиальных направлениях и перегрузки в районах крупных транспортных узлов.

Специалистами разработано теоретическое обоснование строительства современных автодорог по оптимальным направлениям, но о планах осуществления подобного реформирования не известно.

Структура автомобильных перевозок в Самарской области для транспорта отраслей экономики и транспорта общего пользования составляет 79,6 % и 19,6 % соответственно. Отраслевой транспорт характеризуется малым расстоянием перевозок (по России в целом на 40 % меньше, чем автотранспортом общего пользования), однако его вклад в суммарный грузооборот существенно выше. По Самарской области этот показатель составляет 80 %.

По объёмам перевозок транспортом общего пользования Самарская область находится на третьем месте среди регионов Приволжского федерального округа, а по общему объёму — на четвёртом. В области начинается или заканчивается около 185 от общего объёма автомобильных внешнеторговых перевозок Приволжского федерального округа.

Пассажирский автомобильный транспорт осуществляет все виды перевозок: внутригородские, пригородные, междугородние, международные. Во всех городах области. а также в посёлке Безенчук осуществляется внутригородское сообщение. Хотя сохраняется тенденция к сокращению объёма пассажирских перевозок, Самарская область занимает третье место среди регионов округа по их объёму.

Туристы едут на Грушинский фестиваль

В Самарской области находятся железные дороги, принадлежащие ОАО «РЖД» и относящиеся к Куйбышевской железной дороге. В 2005 году протяжённость железнодорожных путей Самарской области составила 1378 км. По абсолютной длине это пятый показатель в Приволжском федеральном округе, а по густоте железнодорожных путей область в округе лидировала.

Потенциал годового грузооборота по Куйбышевской железной дороге составляет по Самарской области региону более 38 млн тонн. Наиболее загруженным участком дороги является участок Самара — Октябрьск. Однако в целом, провозные способности дороги используются не более чем на 50 %, только на отдельных участках загрузка доходит до 85 %.

На железной дороге в пределах Самарского региона объём отправления превышает прибытие. Грузооборот — 29 % от всех видов транспорта. По отправлению грузов преобладает северо-западное направление (Московский и Санкт-Петербургский регионы) — более 25 % (77 % составляют грузопотоки нефти и нефтепродуктов), затем идёт западное направление (Белгородский регион) — 5 % (76 % нефть и нефтепродукты), южное (Краснодарский край) — 6 % (85 % нефть и нефтепродукты). По прибытию грузов преобладает восточное направление (Челябинская область и Башкортостан) — около 18 %, затем следует южное: Казахстан (через Оренбургскую область) — 8 %. Местные перевозки составляют около 21 % от объёма.

По объёму отправленных грузов в 2005 году Самарская область занимала десятое место среди регионов России. По количеству перевезённых пассажиров область находилась на двенадцатом месте.

Общая протяжённость водных судоходных путей Самарской области составляет 685 км. Магистральное судоходство осуществляется по Волге, а местное судоходство по рекам Самара, Сок, Чапаевка, Кривуша, Уса, Безенчук.

Реки связывают Самарскую область с Москвой (канал им. Москвы), Западным Уралом (реки Кама, Белая), Европой (Дунай), Чёрным морем Волго-Донской канал), Балтийским и Белым морями (Волго-Балтийский водный путь, Беломорско-Балтийский канал). На долю речного транспорта приходится 6—7 % от общего объёма перевозок в регионе.

Располагаясь на стыке транспортных направлений «Запад-Восток» и «Север-Юг» Самарская область имеет развитую транспортную инфраструктуру, позволяющую не только перевозить грузы, но и организовывать мультимодальные перевозки. В регионе имеется 3 речных порта: ОАО «Самарский речной порт», ОАО «Порт Тольятти» и Сызранский речной порт — филиал ОАО «Самарский речной порт» с развитыми подъездными автомобильными и железнодорожными путями. Однако пропускные способности портов используются только на 25—30 %. К другим предприятиям водного транспорта относятся АО «Волжское нефтеналивное пароходство Волготанкер» и АО «Самарский судоремонтный завод», «Тольяттинская БТОФ» Волжского пароходства, ряд частных судоходных компаний.

Период навигации в регионе длится с апреля по декабрь, продолжительностью около 250 суток. Порты готовы к приёму всех типов речных судов и судов «река-море» с осадкой до 4 метров.

По объёму отправленных грузов внутренним водным транспортом общего пользования Самарская область занимает первое место в России. Основными грузами являются строительные материалы (песок, щебень), нефть, нефтепродукты, металл, зерно, минеральные и химические удобрения.

В области существует и обслуживается 23 пассажирских пристани (15 Самарским портом, 7 Тольяттинским, 1 Сызранским). Имеется 6 оборудованных причалов для приёма транзитного пассажирского флота: Винновка, Волжский Утёс, Самара, Сызрань Тольятти, Ширяево. В портах Самары и Тольятти работают речные вокзалы, возможно комплексное обслуживание транзитных судов. Порт Самары способен одновременно принять и обслужить 9 крупнотоннажных пассажирских судов, порт Тольятти — 3 судна.

По количеству пассажиров отправленных внутренним водным транспортом общего пользования Самарская область занимает первое место в округе и четвёртое место в России. На географии пассажирских перевозок негативно сказались реформы в области монетизации льгот. После того как перевозчики лишились части дотаций за льготных пассажиров были закрыты пристани Зольное, Солнечная поляна, Лбище и прекратила существование транспортная межрегиональная линия Москва — Астрахань.

В Самарской области воздушным транспортом осуществляются перевозки как внутри области, так и внутри России, а также на международных авиалиниях. В регионе действуют аэропорты «Курумоч», «Смышляевка», «Безымянка», «Кряж», «Рождествено». Имеются недействующие посадочные полосы для малой авиации: Тольятти, Нижнее Санчелеево и Верхнее Санчелеево.

На территории области находится авиатранспортный комплекс, обслуживающий регион с населением 11 миллионов человек. В 2005 году из аэропорта «Курумоч» было отправлено 456 тысяч человек — это девятый показатель среди аэропортов России. В аэропорту имеется две взлётно-посадочные полосы, семь рулёжных дорожек, перрон, стояночные места на 50 судов, аэровокзал с пропускной способностью 450 чел./час. Аэропорт удобно расположен в транспортном плане: нет ограничений по росту территории, нет воздушных препятствий и крупных населённых пунктов в полосах воздушных подходов, федеральная автодорога проходит всего в 2 км от аэропорта, подходит ветка железнодорожной магистрали.

На долю трубопроводного транспорта приходится 55,2 % общих грузоперевозок Самарской области. Общая протяжённость трубопроводов по территории области составляет около 2 тысяч км.

Основу инфраструктуры составляют магистральные трубопроводы большого диаметра (1420 и 1220 мм), занимающиеся транспортировкой нефти и газа из Сибири и Средней Азии в центральные регионы России и за рубеж. Среди прочих по территории области проходит нефтепровод «Дружба» (в селе Лопатино находится одна из четырёх головных перекачивающих станций)

Развитая добыча газа и нефти в регионе привела к появлению обширной сети трубопроводов местного значения. Транспортные трубопроводные коридоры обычно проходят параллельно основным автомобильным и железнодорожным магистралям.

По области проходит 300-километровый участок магистрального аммиакопровода Тольятти—Одесса.

Город Самара разделён на девять внутригородских районов (в скобках указано число жителей):

Изображение князя Засекина на лицевой стороне проездного жетона в Самаре, выпущенного в 1996 году

Алабин, Пётр Владимирович

Одним из наиболее известных городских голов был Пётр Владимирович Алабин (1824—1896) — русский государственный и общественный деятель, военный писатель и журналист, действительный статский советник, почётный гражданин города Самары. Алабин способствовал становлению Самары как крупного промышленного и культурного центра.

С 1866 года Алабин был переведён в Самару управляющим губернской палатой государственного имущества. Во время войны на Балканах в 1876—1877 годах Алабин предпринимал ряд акций по организации материальной помощи и моральной поддержки болгарскому народу в борьбе за свержение турецкого ига. Пётр Владимирович и его жена Варвара Васильевна приняли активное участие в реализации идеи гласных Самарской городской думы о создании знамени для вручения болгарским повстанцам, сражавшимся с турками. Самарское знамя вышивалось монахинями Иверского монастыря. Алабин лично передал его 3-й дружине болгарского ополчения около города Плоешти. После освобождения Болгарии был первым гражданским губернатором Софии.

Администрация Самары является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара. Во главе администрации до 2014 года находился глава городского округа, избираемый на муниципальных выборах сроком на пять лет.

В сентябре 2014 года Самарская губернская дума приняла закон, отменяющий прямые выборы главы городского округа. Первым руководителем города, согласно этим изменениям, должен стать глава администрации (сити-менеджер), назначаемый путём конкурсного отбора. При этом в конкурсной комиссии 50 % мест должно быть закреплено за представителями губернатора Самарской области. 14 октября 2014 года соответствующие поправки в устав городского округа внесла дума Самары.

В декабре 2014 года конкурсной комиссией Думы городского округа Самара Олег Фурсов утверждён на должность Главы Администрации городского округа Самара.

Администрация городского округа Самара на улице Куйбышева

После свержения в России самодержавия было принято новое положение, по которому правом выставлять кандидатов на выборы в городскую думу имели только партии. В сентябре 1917 года город получил думу в следующем составе: 34 места имели большевики, 32 — эсеры, 40 мест — мелкие партии.

Параллельно с думой начал свою деятельность городской совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Вскоре дума перестала существовать. Её вновь возродили лишь на два месяца в июле 1918 года, когда город заняли чехословацкие войска.

В октябре 1918 года появился новый представительный орган власти — городской Совет народных депутатов. Он активно действовал во многих сферах городской жизни: от назначения муниципальных чиновников до распоряжения городской собственностью. В октябре 1993 года Совет был распущен.

В марте 1994 года состоялись первые выборы во вновь созданную городскую думу Самары. Глава города был избран всеобщим голосованием. Он являлся также и председателем городской думы.

С 2006 года в соответствии с новым Федеральным Законом о принципах местного самоуправления исполнительную и представительную ветви власти не может возглавлять один человек. На заседании думы четвёртого созыва 27 октября 2006 года председателем думы городского округа был избран Виталий Ильин, с 15 октября 2010 года председателем думы являлся Глава города Александр Фетисов, в 2015 году думу возглавила Галина Андриянова, в 2018 году пост председателя представительного органа власти занял Алексей Дегтев.

Соглашение между Администрацией города Самары и Администрацией города Стара-Загора об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве от 30 октября 1992 года.

Дружеская связь между Самарой и Болгарией существует с 1877 года. Самарское знамя, вышитое монахинями Иверского женского монастыря, было подарено жителями Самары болгарским ополченцам во время Русско-турецкой войны. Знамя было вручено болгарским ополченцам недалеко от города Плоешти 18 мая 1877 года самарской делегацией, возглавляемой Ефимом Кожевниковым и Петром Алабиным. С самарским знаменем ополченцы сражались в битве за Стара-Загору и Нова-Загору, за Шипку и Шейново.

Партнёрство с зарубежными городами

Партнёрство с городами России

Среди городов России Самара сотрудничает с Волгоградом, Нижним Новгородом, Калининградом, Екатеринбургом, Санкт-Петербургом, Пермью, Астраханью, Феодосией на основании следующих документов:

(улица Степана Разина, 71А; визовый центр: ул. Льва Толстого, 29)

(Московское шоссе, 4А)

(ул. Чапаевская, 189)

(улица Мичурина, 78)

Членство в организациях

Самара расположена в Среднем Поволжье, на левом берегу Саратовского водохранилища. Климат в Самаре умеренно-континентальный и имеет некоторые особенности, обусловленные ее расположением. Зимы в Самаре холодные, часто дуют холодные ветры. Первый снег выпадает в конце октября — начале ноября, а постоянный снежный покров образуется в конце ноября. Зима в Самаре долгая и снежная. Температура ниже нуля может держаться до начала апреля. Снег полностью растает к середине весны.

Самарская крепость

Весенний сезон в Самаре очень короткий. Снег тает в середине апреля. В мае погода быстро теплеет. Средняя температура месяца составляет +17 градусов по Цельсию. Уже в мае в Самаре часто бывает по-летнему жарко. Жаркие периоды с южными ветрами могут сменяться холодной и дождливой погодой. Основное отличие от климата средиземноморских регионов России — жаркое и довольно влажное лето. Наибольшее количество осадков выпадает в июне и июле. Средняя температура самого жаркого летнего месяца июля достигает +24 градусов. Нередки длительные волны жары с дневной температурой до 32 градусов. Исторический максимум температуры составляет +43,9 градусов в тени. В начале осени погода в Самаре еще теплая и мягкая. Солнце светит часто, а средняя температура месяца составляет +16+18 градусов. В октябре погода становится холодной, дует холодный ветер и может выпасть первый снег. В ноябре в Самаре постоянно держится минусовая температура.

Когда лучше всего посетить Самару? Экскурсионные туры по городу возможны в любое время года. Однако из-за быстро меняющихся погодных условий и таяния снега следует избегать низкого сезона. Идеальное время для посещения города — поздняя весна и ранняя осень.

Оцените статью
Лидеры России