русская цивилизация

РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ Лидеры


РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Мы продолжаем рубрику «Гумпросвет», в которой беседуем с омскими учёными-гуманитариями. На этот раз нашим гостем стал Кирилл Демьянов — аспирант исторического факультета ОмГУ им. Достоевского, краевед, специалист научно-технического отдела университета и автор

Обязательно прочтите наш большой материал про омских потанинцев и обратите внимание на классные подборки об технарях и естественниках вы найдете ещё больше интересных материалов.

Время прочтения ≈ 12 минут

Кирилл, мог бы ты рассказать коротко о себе?

— Мне 24 года, родом я из Омска. Мою жизнь можно описать следующими словами: я человек ОмГУ имени Достоевского. Те регалии и должности, которые перечисляются, со временем меняются, я перехожу в различные состояния. Меня можно охарактеризовать тем, что я служу университету, в последнее время в научно-техническом отделе. Это структура внутри университета, которая курирует всю научно-исследовательскую деятельность в университете. Я занимаюсь научными журналами, научно-студенческой политикой, помогаю в организации различных мероприятий.

«Занимаюсь исторической наукой. Мой путь достаточно прост, не тернист. Привычная траектория — родился, пошел в школу рядом с домом, поступил в университет в своем городе»

Когда ты принял для себя решение заниматься историей?

— Я помню конкретный момент в своей жизни, когда решил, что я иду на исторический факультет. Но если расскажу его без контекста, то он будет непонятен. Всегда были разные тенденции, которые меня к этому побуждали. Любой человек в старшей школе задумывается, куда ему идти поступать, я хотел поступать на журналистику. Это был мой определенный путь, к которому я шел. Но в в какой-то момент я иду из школы, у меня не получалось организовать себе подготовительные курсы по литературе, и я подумал: «Ну его к черту! Пойду на истфак». Вот так возникло это решение, я просто шел октябрьским днем из школы на остановку.

«В целом интерес к истории даже сложно сказать с чего начался. Наверное, с детских книжек, которые случайно попадали в руки. Никогда не покупали ничего, целенаправленно связанного с историей»

Точно могу сказать, интерес к географии, который в дальнейшем выльется в интерес к исторической географии, заложил во мне отец. Он подарил мне в пять лет географический атлас. А исторические книжки приходили ко мне случайно. Родственники отдавали, знакомые давали почитать. Прекрасно помню книгу «Мифы древней Греции».

Содержание
  1. Мамонтова Марина Александровна
  2. Демьянов Кирилл Владимирович
  3. Овости
  4. Рекламная кампания
  5. Итоги проекта «Русская цивилизация» в 2022 году
  6. Итоги проекта ПКФИ
  7. Новая лекция ко Дню народного единства
  8. Итоги октября 2022 года
  9. Идет прием заявок!
  10. Старт мероприятий!
  11. Готовимся к мероприятиям!
  12. История как наука о будущем
  13. Опубликованы еще две лекции проекта
  14. Атериалы
  15. В этом году Омской области 200 лет. Какие места порекомендовал бы нашим читателям для посещения?
  16. А какой у тебя ТОП интересных мест в городе?
  17. Ты являешься потанинским стипендиатом. Расскажи про конкурс и про то, что он тебе дал
  18. Идеолекции
  19. Колониализм и неоколониализм
  20. Служилые люди Сибири
  21. Смута и День народного единства
  22. Минутный ролик о проекте «Русская цивилизация
  23. Омск как опора государства
  24. Геополитика
  25. Сибирь как часть русской цивилизации
  26. У тебя есть свой. О чем там пишешь?
  27. А изменились ли научные интересы за годы обучения? И если изменились, то как?
  28. Сейчас ты учишься в аспирантуре. Какие плюсы и минусы на разных ступенях высшего образования?
«Важную роль сыграли поездки, в которые меня отправляла мама в 2008-м году в Москву и 2009-м в Санкт-Петербург. Тогда у меня появился интерес к истории Романовых, истории дореволюционной России»

А как сформировался интерес именно к науке?

— Я помню свою первую научную статью. Она была про историю омского аэропорта

Это было 2 сентября 2015 года на вводной лекции Сергея Борисовича Криха про историю древнего мира. Как по щелчку произошло, он отчитал первую половину, вышел из аудитории, а я подумал, что я хочу быть как он. Сергей Борисович пробудил большой интерес к истории как к исследовательской деятельности. Что это не просто какие-то интересные истории, а что ты действительно можешь сам этим заниматься. Тот принцип, что я до сих пор исповедую в этом плане, сформулирован в виде вопроса: чем историческая наука отличается от игры «Что? Где? Когда?». В исторической науке нет одного правильного ответа.

«Тогда я понял, что история — это неоднозначная наука, и я захотел ей заниматься»

Ты сказал про омский аэропорт. Расскажи подробнее про эту статью.

— Была конференция в 2016-м году к 300-летию Омска, которую проводили в нашем университете. Главным был Анатолий Павлович Толочко. Это была моя вторая конференция, но научная статья первая. И в сборнике этой конференции есть эта статья.

«Большую часть своей жизни я прожил рядом с аэропортом. Но реальный интерес пробудился, когда я пошел в университет. Краеведческий интерес во мне сформировала Валентина Георгиевна Рыженко, мой научный руководитель. Она позволила мне понять, что дом, в котором я жил в детстве, находится в интереснейшем месте»

В статье я сделал вывод, что аэропорт формирует стойкое культурное пространство. Омский аэропорт уникальный и развивался совершенно уникально, потому что в итоге он остался внутри города. Люди из моего района ходят на территории бывшего аэропорта. Здания, которые кажутся нам непонятно чем, – это на самом деле постройки, рядом с которыми гулял , когда приземлялся в Омске, где обедал . Сейчас это обычные постройки вокруг аэропорта.

Откуда такой интерес к локальности?

— Я просто всегда пытался понять мир вокруг себя и место, в котором я нахожусь, улицы, по которым хожу. Понять откуда это взялось, почему это так называется, почему это построено вот так.

Ещё есть такой фактор, который не могу обосновать научно, но он сыграл важную роль. Я семь лет не выезжал за пределы нашей й области. Я понимаю, что долго пребывая только в Омске, испытал потребность понимать, где я нахожусь. Мышление уже складывалось историческое, и я хотел понимать это именно в историческом ракурсе.

«Приходя домой, я знаю когда этот дом построен, что на его месте было раньше, что его окружало раньше»

Возвращаясь к разговору о локальном краеведении: мы сейчас находимся на левом берегу Иртыша, а что было в этих краях раньше?

— Интересный момент связан с микрорайоном «Кристалл». Я помню, что «Кристалл» строился на мусульманском кладбище. Есть мусульманское кладбище на улице Крупской, оно сохранилось до сих пор. Я не занимался подтверждением этого факта, мне очень интересно, и когда-нибудь я это обязательно опубликую.

«Например, первые жители левого берега на пустырях рядом с МЕГА вообще картошку садили»

А если откатиться на двести лет назад, то мы сейчас находились бы за границей. На начало XIX века это место не было территорией Российской империи.

«Дорусская история Сибири достаточно изучена в отдельных научных работах, но мы её не осознаем как свою и не признаем. Это большая проблема»

Собрав достоверную информацию, историки Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского подали ее в увлекательной форме.


РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Мамонтова Марина Александровна

автор лекций, кандидат исторических наук, доцент ОмГУ

Демьянов Кирилл Владимирович

спикер, аспирант исторического факультета ОмГУ

Овости

Рассказываем о развитии проекта, анонсируем новые видеолекции и просветительские мероприятия


РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Рекламная кампания

10 маршруток с рекламой проекта курсируют по городу!
В дороге, перейдя по ссылке, можно послушать наши лекции.🇷🇺


РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Итоги проекта «Русская цивилизация» в 2022 году

Подводим итоги проекта «Русская цивилизация: характеристика, геополитика, история» в 2022 году!🇷🇺

Проект продолжается! Планируем записать еще 3 видеолекции и провести не менее 100 занятий для школьников в 2023 году. 🇷🇺

Приглашаем школы города Омска к сотрудничеству!


РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Итоги проекта ПКФИ

🇷🇺Сегодня подводим итоги проекта «Русская цивилизация: характеристика, геополитика, история» в рамках гранта от Президентского фонда культурных инициатив.

💥Наши лекторы провели уроки для 2000 омских школьников.

💥Методические материалы для педагогов для возможности тиражирования проекта по всей стране опубликованы на сайте проекта — русскаяцивилизация.рф
Информация о проекте была направлена во все районы Омской области, а также в Департаменты образования 13 регионов Сибири.

Проект продолжается!
Помимо лекции про Смуту и День народного единства в ближайшие 10 дней мы презентуем еще две — о служилых людях Сибири и о колониализме и неоколониализме, не пропустите!
#пфки #грантдлякреативныхкоманд #русскаяцивилизация #историяроссии #культура


РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Новая лекция ко Дню народного единства

Публикуем новую видео лекцию ко Дню народного единства, а также статью на канале проекта в Яндекс. Дзен. :

Всех с празником!


РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Итоги октября 2022 года

После каникул продолжим!


РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Идет прием заявок!

20 октября 2022 года стартовал прием заявок на 1 грантовый конкурс 2023 года. Не пропустите!

Мы обязательно продолжим проект «Русская цивилизация», потому что считаем его нужным и важным!


РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Старт мероприятий!

Сегодня начались очные лекции в рамках проекта «Русская цивилизация: характеристика, геополитика, история».
В качестве лекторов выступают студенты старших курсов ОмГПУ.
Приглашаем школы Омска к сотрудничеству!


РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Готовимся к мероприятиям!

Со следующей недели начинаем очные мероприятия для школьников Омска.
Занятия будут проводить студенты старших курсов ОмГПУ.
Приглашаем школы к сотрудничеству!


РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

История как наука о будущем

В Омске стартует просветительский проект «Русская цивилизация: характеристика, геополитика, история».

В нем примут участие школьники 5–11 классов, учителя истории, обществознания, классные руководители, а также омичи всех возрастов, интересующиеся историей.

Планируется проведение различных образовательных мероприятий, в том числе онлайн-лекции для школьников. – Недавно мы провели исследование и выяснили, что предмет «История» интересен большинству школьников – 69,2 процента, а события Великой Отечественной войны – 79,5 процента респондентов! Но, несмотря на явный интерес к истории, фактические знания о Великой Отечественной войне катастрофически малы. Школьникам известны названия только нескольких крупнейших сражений. Про оборону Брестской крепости вспомнило только 1,3 процента опрошенных, – рассказала руководитель проекта, президент некоммерческой организации «История семьи в истории Отечества» Валерия Шибарская. – Школьники плохо информированы о мотивах оказания помощи Советскому Союзу в годы войны и о традиционном противостоянии западной цивилизации с нашим государством. Все это является благодатной почвой для различных исторических манипуляций. История – это наука не о прошлом, а о настоящем и будущем. Авторы проекта разработали цикл просветительских занятий. С августа по сентябрь в Омске для учащихся 5–11 классов будет организована серия лекций, в рамках которых до них донесут достоверную информацию о месте России в мировой истории и истоках современной международной ситуации, об истории войн против России, феномене Сибири в отечественной истории и роли Омска как опоры государства. В рамках проекта будут не только организованы лекции и уроки, но и подготовлены методические материалы, а также начнет работу тематический сайт.

Проект реализуется на средства Президентского фонда культурных инициатив.


РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Опубликованы еще две лекции проекта

Уважаемые зрители!
Сегодня мы опубликовали две новые лекции, которые были записаны в ходе реализации проекта «Русская цивилизация: характеристика, геополитика, история», ставшего победителем второго спецконкурса от Президентского фонда культурных инициатив.

Всего было записано 4 лекции:
1. » Русская цивилизация: характеристика»
2. » Геополитика»
3. » Сибирь как часть Русской цивилизации»
4. » Омск как опора государства».

Атериалы

Мы разработали методические материалы в помощь преподавателям по всей России. Они сэкономят время и помогут подготовиться и провести урок, посвященный ценностям русской цивилизации, основам геополитики истории захватнических войн против России, феномене Сибири в Отечественной истории и роли Омска в жизни страны


РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

В этом году Омской области 200 лет. Какие места порекомендовал бы нашим читателям для посещения?

— Давай назову два места. Политотдел — место попсовое, но просто попытайтесь приехать не на базу отдыха, а на все вокруг. Есть сама деревня очень интересная, с интересной историей. Там же есть филиал краеведческого музея, который называется «Музей сказки». И это одно из самых живописных мест в области  на небольшом расстоянии от Омска.

Второе место связано с археологической экспедицией. Это деревня Черноозерье. В этом месте находится единственный в нашем регионе палеолитический памятник. Древнейшее место пребывания человека на территории Омской области. Датировки уходят за десять тысяч лет до нашей эры. Там находится палеолитическая стоянка. Будучи студентом, я «копал там мезолит». Это была очень ювелирная работа. Мы копали маленькими лопаточками, чтобы найти небольшие фрагменты каменных отщепов.

«Черноозерье прекрасно своей природой, уникальными историческими вещами, и в июле там происходят археологические раскопки. Если вам интересно, то можно приехать и посмотреть. Черноозерье – это две деревни. Одна типичная российская деревня с интересной архитектурой, а рядом, на берегу озера Инберень, находится экопоселение, жители которого осознанно отказались от большинства благ цивилизации, живут в гармонии с природой»

Автор фото Никита Кудрявцев

Автор материала Алексей Ремыга

А какой у тебя ТОП интересных мест в городе?

— У меня три таких места. Первое место — это Аграрка, территория бывшей сельхозакадемии, территория СибНИИСХоза. В целом эта часть внутри города прекрасна, и это жемчужина Омска. И там каждый омич должен побывать. Я очень люблю приезжать на эту территорию погулять. Она очень насыщена историей, там много что можно изучать.

Второе место менее очевидное — привокзальный район. Все, что за ЖД и примыкающие городки бывшей части города Ленинск-Омский (о развитии строительства Омска читайте

«Ленинск-Омский можно рассматривать как отдельный город, и это очень интересно. В первую очередь это отразилось на топонимике. Там очень много интересной железнодорожной дореволюционной инфраструктуры. Многоквартирный дом, который стоит на привокзальной площади — это первый кирпичный многоквартирный дом в Ленинск-Омском»

Третье место — самое неочевидное. Это . Территория между бульваром Архитекторов и метромостом, частный сектор — это аул Каржас. Он существовал ещё до . Город включил в себя старое казахское поселение, и оно по-прежнему существует внутри города. Это уникальный пример, когда город может что-то поглотить и не разрушить.

Ты являешься потанинским стипендиатом. Расскажи про конкурс и про то, что он тебе дал

«Когда я ехал на потанинку, мне было всё очень интересно, всё нравилось. Я познакомился с ребятами из своего же университета, которых не знал. Эти знакомства мне дали многое. Потанинская стипендия – это про обучение тебя и тому, что тебе нужны люди. И я прошёл через всю программу с большим удовольствием и интересом»

Идеолекции

Колониализм и неоколониализм

Служилые люди Сибири

Смута и День народного единства

Минутный ролик о проекте «Русская цивилизация

Омск как опора государства

Геополитика

Сибирь как часть русской цивилизации

— За последние пять лет, что я активно куда-то езжу, могу точно сказать, что Омск заметно улучшился. Для меня сейчас в ближайшем окружении нашего пояса городов: Новосибирск, Тюмень и Томск — Омск самый удобный и комфортный город. Самый динамично развивающийся, даже в сравнении с Тюменью. Там больше вопрос ресурсов, а я ценю человеческий потенциал, и мне кажется, что он в Омске сильнее.

«Если ты активный путешественник, то в Омске жить удобно. Очень хорошая сетка путешествий — из Омска можно много куда улететь для регионального аэропорта»

Омск — город для машин. Передвигаться на автомобиле гораздо комфортнее в городе, чем на общественном транспорте или на . Ехать из старого Кировска в Нефтяники на работу — это не для каждого. И соответствующей инфраструктуры может не хватать. В Омске, в отличие от других городов, всегда есть где поставить машину, и в нем на самом деле нет пробок.

Ещё я бы отметил Иртыш и уникальную ситуацию – у нас сохранилась огромная зелёная полоса вокруг Иртыша. На левом берегу прибрежная территория до сих пор не застроена. Легко можно оказаться в центре города в лесу, и это прекрасно.

«Несмотря на принадлежность к инфраструктуре города, он достаточно дикий, и это его главное достоинство»

У тебя есть свой. О чем там пишешь?

— Я пока только начинаю его вести, поэтому ещё не продумал до конца что буду делать. Но есть потребность излагать свои мысли и делиться опытом, который возникает у меня в процессе работы в отделе, участия в академической жизни и исследовательской траектории. Я понимаю, что у меня нет сил и времени на выпуск больших материалов, о чём я тоже думал. Телеграм-каналы показались мне хорошим средством для оперативного изложения своих мыслей.

Текстовая форма, которая мне привычна и удобна — я нашёл это в телеграм и решился создать канал. Это такое средство выражения себя, но я стараюсь не позиционировать, что я его веду. Мне интересно, чтобы была независимая площадка для выражения мыслей о том, что происходит в науке. Она повторяет мой взгляд. Я там пишу и про Омск, и про сибирскую ситуацию в региональном компоненте. У нас очень мало региональных научных СМИ. Канал больше для молодых учёных, что для меня кажется очевидным, потому что я ещё администратор, а для моих друзей, знакомых, коллег такие вещи не очевидны. Не потому, что они хуже меня, а потому, что у науки есть оборотная сторона с инфраструктурой науки, которая тоже играет большую роль. Я решил, что хочу поделиться этим опытом.

«В телеграме мне нравится культура текста. Мне достаточно изложить мысли в текст, чтобы они воспринимались другими людьми, которые заходят почитать, а не посмотреть интерактивный контент»

Нескучные видеолекции и методические материалы о прошлом нашего Отечества. Рассказываем об истории Омска и России в целом

А изменились ли научные интересы за годы обучения? И если изменились, то как?

— Очень хороший вопрос. Начал я исследовательскую деятельность с краеведческого интереса. С аэропортов, которые быстро переросли в топонимику. Сначала это была топонимика Омска на первом курсе. Топонимика — это наука о названиях. Я изучал названия улиц в историческом ракурсе, как они сложились в нашем городе, как менялись. Моя работа была посвящена преимущественно этому. Там ещё вклинивался грант Валентины Георгиевны Рыженко, который позволил больше к локальному опуститься.

«Статья, которую ты написал, обретает собственную жизнь. Очень интересно за этим наблюдать. Ты уже совсем об этом не думаешь, сам уже не уверен в своей статье, передумал десять раз, но она живет, и эти идеи развиваются, но ты уже совершенно их не придерживаешься»

Важный контекст, который на меня влиял — это империология, школа . Я эти идеи освоения имперского пространства пытался переложить на советскую действительность. Это было первое влияние.

Когда ты студент, на тебя больше влияния преподаватели оказывают. У нас лекции читала Наталья Геннадьевна Суворова, потом я познакомился со Светланой Анатольевной Мулиной, но она у нас не преподавала, и это было не такое прямое влияние.

На четвёртом курсе началась историография. У историографии есть два определения. Первое для всех историков в стране — совокупность написанных по этой теме трудов. Второе значение — история исторической науки. По большому счету историография — это история историков. В нашем университете сложилась историографическая школа, которая десятилетиями изучает историю историков. Это самое заметное явление на пространстве России, которое может о себе заявлять на одном уровне с ведущими научными центрами в стране. Омскую историографическую школу прекрасно знают в Москве, Питере и других городах. О ней пишут, что существует Омская историография школа, но сами члены этой школы не признают ее существования. Дело в том, что «научная школа» – это своеобразный термин, его сильно растиражировали за последние лет двадцать, но при этом есть научное понимание «научной школы». Буду отсылать к монографии одного из моих преподавателей — Антона Вадимовича Свешникова. У него есть книга в двух изданиях, посвящённая Ивану Михайловичу Гревсу и его научной школе. Во введении есть список характеристик и критериев научной школы. Сами преподаватели говорили, что у нас нет научной школы. Это очень тонкий момент — взгляд изнутри и взгляд снаружи. Но при этом влияние, которое эта интеллектуальная мысль оказывает на студента было велико, и я не смог его избежать. Меня это захватило, ещё на первом или втором курсе мне это не было интересно — это был поворотный момент. Я стал больше общаться с преподавателями – историографами, читать их книги. И в итоге вышел на проблематику через сложный путь в магистратуре. У меня сложилась ситуация, что когда я уже заканчивал работу по старому гранту у Валентины Георгиевны и когда мы общались с городами, связанными с темой советской топонимики, то в это же время меня взяли в проект по историографии, по истории советской исторической науки с Ольгой Вадимовной Метель. Мне было поручено заниматься проработкой и изучением сибирского регионального компонента. При этом я подумал, что у меня должно быть третье, своё направление в магистратуре. Я тогда отвлекся на внутренние семейные интенции, проблему послевоенного голода. У меня был свой проект, я под него выиграл внутриуниверситетский грант для молодых ученых.

Изначальная идея проекта в том, чтобы поехать по области и провести серию интервью. Проект не получилось реализовать по двум причинам. Первая причина в том, что я распылялся по трем исследовательским направлениям, а еще административная работа в университете и учеба в магистратуре — меня физически не хватило. А вторая причина заключалась в ковидном карантине, который совпал с запланированными экспедициями. Поэтому его пришлось трансформировать, и он ушёл в интеллектуальную историю. Я ушёл в историю памяти. В магистратуре защитил диссертацию по проблеме памяти о послевоенном голоде — практически забытом периоде нашей истории.

«Моя бабушка 43-го года рождения. Её рассказы из детства всегда были сильным моментом, и я захотел изучить это»

Но получилось изучить только то, как мы воспринимаем это, а не как было в действительности. К аспирантуре я решил, что мне нужно какое-то одно направление, в которое я могу вклиниться и буду точно понимать, что я смогу защититься и есть опора. Была большая потребность куда-то вписаться, потому что я в своём поиске сильно терялся из-за смены тем. И я зацепился за спасительный якорь в виде историографии. В магистратуре мне удалось совместить три темы, которые я вынашивал все эти годы: историография, история Сибири и история памяти. Я пишу биографию советского сибиреведа

У него интересная судьба. Он начинал учиться Томском университете в 1918 году, когда был создан историко-филологический факультет. Доучился Шунков в Москве на факультете общественных наук, созданном вместо истфака. Он так и остался в Москве. Долгое время не мог быть историком. Не было академических структур, с которыми он мог бы связать свою работу. Этот учёный из первого поколения советских историков и защитил кандидатскую диссертацию, когда ему было сорок. Лично мне он интересен тем, что большую часть своей карьеры работал как администратор. Это напоминает мою жизнь, я в университете работаю как администратор. Из-за этого испытываю душевные терзания, что надо бросить все и заниматься наукой, но в то же время понимаю, что надо работать. Сложная проблема для молодого исследователя. И на примере другого человека я могу посмотреть, как он с этим всем справлялся.

Сейчас ты учишься в аспирантуре. Какие плюсы и минусы на разных ступенях высшего образования?

— Бакалавриат находится в оптимальном состоянии. Не согласен с критикой, которая на него обрушивается. Я сравнивал программы специалитета и бакалавриата по историческому образованию, сравнивал нагрузку расписания, и она практически ничем не отличается. Специалисты на истфаке последний семестр не учились, это время было отведено на подготовку диплома, а среди недели у них был библиотечный день.

«Библиотечный день — свободный день, когда у вас нет интернета в 90-х и вы вынуждены ходить в библиотеку. Вас в группе 20 человек и таких три группы, берёте одну книжку, читаете ее по очереди и пишете конспекты»

Это касательно бакалавриата. Я не поддерживаю его критику, но буду более ревностным критиком магистратуры. Я оказался в ситуации, когда магистратура повторяет бакалавриат. Также это жуткий рассинхрон и несогласованность программы. У нас на первом курсе одновременно на трёх дисциплинах читалась одна и та же тема про французскую школу — первое поколение школы анналов, про Блока и Февра. Это оставило сильное впечатление. Бакалавриат существовал в логичной системе, которая досталась от специалитета и логика курсов всегда была соблюдена. Раньше у преподавателей были учебно-методические семинары, где они обсуждали как согласуют темы. Сейчас такого нет и каждый читает, что хочет. Также магистратура страдает тем, что у тебя ведут курсы преподаватели одной кафедры. Хорошо, что ты плотно работаешь с этими людьми, но хочется интеллектуального разнообразия.

«Магистратура — это круто, когда ты хочешь сменить специальность. Ты получишь другую специальность и диплом, получишь реальные знания, навыки и удовольствие. И отношения к магистрантам другое»

И наконец, аспирантура. Тут не обойтись без исторического контекста. Многие знают, что аспирантура последние 10 лет подвергается сильным деформациям. Только на моей памяти аспирантура была сначала ступенью образования, затем была удалена, снова возвращена и сейчас снова убирают.

Правила игры в аспирантуре меняются очень часто, даже с моего первого курса за эти шесть лет очень многое поменялось. В итоге аспирантура страдает некой архаичностью. Это связано с кандидатскими экзаменами, со всей системой подготовки. Надо понимать, что аспирантура — это не совсем образование. И это очень важный момент. При этом я знаю университеты, где аспирантура очень плотная, где вы очень много учитесь. Но классическая аспирантура — это когда у тебя есть иностранный язык, философия науки и специальность. Ты сдаешь эти три кандидатских экзамена.

Оцените статью
Лидеры России