проект политические лидеры 21 века


Деловая игра «Лидер XXI века

Деловая игра «Политический лидер ХХ века: кто он?» с элементами практикума в рабочих группах проводится в 11 классе в рамках курса «Обществознание» в разделе «Проблемы социально-политической и духовной жизни» по теме «Политическая элита. Политическое лидерство» (2 часа). Кроме того, автором данной работы три года назад была написана программа элективного курса для 11 класса «Выборы: путь к власти», которая была напечатана Федеральным методическим журналом «Право в школе» №4/2009. Очень хорошо встраивается деловая игра «Политический лидер века: кто он?» в программу элективного курса в рамках политического практикума, который рассчитан на 2-х часовое занятие. проводить данную деловую игру и в рамках другого авторского элективного курса «Изучаем Конституцию». Два часа отводится на повторительное обобщение курса. Выбор темы урока определяется рядом посылов. Во-первых, эта тема позволяет не только обобщить имеющиеся у учащихся знания, но и выстроить их в систему. Во-вторых, предлагаемая тема деловой игры «Политический лидер ХХ века: кто он?» погружает старшеклассников в мир высокой политики, которая является неотъемлемой частью политической жизни страны и каждого из них, как граждан и будущих избирателей. В-третьих, к моменту проведения занятия учащиеся располагают значительным объемом знаний по вопросам, которые обязательно будут задействованы в ходе деловой игры: политическая идеология, типы политических режимов, политическая культура, человек в политической жизни, политическое участие, культура власти. В-четвертых, такая форма урока, как деловая игра, помогает формировать правовое сознание учащихся через моделирование политических ситуаций, коллективное обсуждение результатов работы в группах с текстами, рабочими листами, анкетами и тестами. Задачи деловой игры:

Общая популярность политического лидера рассчитывается по сумме набранных баллов. любого известного ученикам политического лидера. Группы сравнивают степень популярности Президентов РФ и США. Для обобщения данного задания учитель предлагает ответить на вопрос:Что роднит, а что различает политических лидеров России и стран Запада?1. Чем схожи и чем различаются по значению понятия 2. Перечислите те качества политического лидера, которые необходимы ему для того, чтобы управлять Россией? Поясните свой выбор. Дополнительные вопросы и задания1. Как соотносятся роль политического лидера и народных масс в историческом процессе?2. Каковы условия, содействующие возникновению культа личности политического лидера?написать небольшую политическую статью о любом актуальном политическом событии или политическом лидере (или эссе);оформить карикатуру на какое-либо политическое событие текущего года или политического лидера. Карикатура должна соответствовать следующим отражать политические симпатии ее автора,не унижать личного достоинства изображенного на ней человека или

5.7. С ОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР XXI ВЕКА: КАКОВ ЕГО ПОРТРЕТ?

Лагунова Ирина Сергеевна, старший преподаватель кафедры конституционного и муниципального права

Место работы: Нижегородский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России

Аннотация: состояние современного мира позволяет говорить о том, что сегодня, в начале XXI века, человечество стоит на пороге новой эпохи, в том числе политической. Каждая политическая эпоха имеет запрос на определенную модель социально-политического лидера, от которого зависят судьбы целых обществ и цивилизаций. Понимание этого запроса позволяет определить лицо, которое в конкретном государстве могло бы стать социально-политическим лидером, способным увеличить благосостояние и потенциал общества в широком смысле. Изучению вопроса о модели социального субъекта — политического лидера грядущей эпохи и посвящена настоящая статья.

В ходе изучения темы используются исторический, формально-логический, аналитический, сравнительный, про-гностический и иные частнонаучные и общенаучные методы исследования.

В заключение, автор отмечает, что в настоящее время научно-технический прогресс предоставил социально-политическому лидеру огромный ресурс для увеличения своей силы и реализации своих решений. Соответственно, возможности его влияния на социум становятся обширней. Автор делает предположение, что в случае реализации предложенного им портрета социально-политического лидера XXI века многие проблемы, стоящие перед мировым сообществом, могут быть решены.

Ключевые слова: социальный субъект, социально-политический лидер, политическая эпоха, развитие, творческое мышление, вызовы современности, мировоззрение, научно-технический прогресс, личность, общество.

SOCIAL AND POLITICAL LEADER OF THE XXI CENTURY: WHAT IS HIS PORTRAIT?

Lagunova Irina S., senior lecture of the cathedra of constitutional and municipal law

Abstract: the state of the modern world allows us to say that today, at the beginning of the XXI century, humanity is on the threshold of a new era, including political. Every political epoch has a request for a certain model of a socio-political leader, on which the fate of whole societies and civilizations depends. Understanding of this request makes it possible to identify a person who in a particular state could become a socio-political leader capable of increasing the welfare and potential of society in a broad sense. The present article is devoted to the study of the model of the social subject-the political leader of the coming epoch.

In the course of studying the topic, historical, formal-logical, analytical, comparative, prognostic and other particular scientific and general scientific methods of research are used.

In conclusion, the author notes that at present scientific and technological progress has given the social and political leader a huge resource for increasing his strength and realizing his decisions. Accordingly, the possibilities of its influence on the society become more extensive. The author makes the assumption that if the portrait of the socio-political leader of the 21st century, proposed by him, many of the problems facing the world community can be solved.

Keywords: social subject, socio-political leader, political epoch, development, creative thinking, challenges of our time, world outlook, scientific and technological progress, personality, society

Прежде всего, под политическим лидером (а равно социальным субъектом — политическим лидером) мы понимаем инициатора и носителя организационных ценностей какого-либо общества, обладающего, реализующего и развивающего способности вести за собой общество для достижения обозначенных перед ним целей, отражающего цивилизационные особенности данного общества и вписанного в систему его управления в качестве главного, руководящего лица.

Парадигма политического лидера во многом обусловлена потребностями, которые имеет общество на данном этапе своего исторического пути. Говоря о политическом лидере, можно сказать, что его образ диктуют особенности той политической эпохи, в которой он существует. Типология политических эпох, существовавших вплоть до начала XXI века, в различных трактовках «политической эпохи», является в той или

В этой связи, представляются наиболее удачными определение и классификация политических эпох, разработанные доктором философских наук А. В. Да-хиным и отразившие также определенный прогноз-видение политической эпохи XXI века.

1. Основе циклов центральной власти, то есть, социально-политических ресурсах, с опорой на которые влиятельные группы получают, легитимируют носителя высшей власти в обществе;

2. Мировоззренческой платформе власти, доминирующей в обществе форме мировоззрения, участвующей в функционировании и легитимации как системы власти, так и носителя высшей власти;

3. Социальной опоре власти — социальных группах, обеспечивающих общественную поддержку существования и легитимации власти правящей группы или лидера;

Опираясь на указанные критерии, А. В. Дахин выделяет следующие политические эпохи:

— эпоху древних мифо-династических государств (Древний Египет, Древняя Индия),

— эпоху религиозно-династического государства (государства европейского Средневековья и Нового времени Х11-Х1Х вв.),

— эпоху светского тоталитарного государства (тоталитарные государства XX века),

— эпоху светского демократического государства (демократические государства ХХ-ХХ1 вв.)

— и будущую эпоху светского социального или антропомер-ного государства (государство XXI в.).

Используя описанную классификацию можно предложить соответствующие эпохам образы политических лидеров.

В период существования первой из вышеназванных эпох представления о личности социального субъекта в целом базировались на религиозном и мифологическом мировоззрении. Его отражают такие памятники культуры, как Веды, Законы Ману, Артхашастра Ка-утильи, Дао Де Цзин, сочинения Конфуция, труды Платона и др. Социальный лидер понимался как наиболее сильный и мудрый член общества, обладающий качествами влияния на людей и, как правило, военной доблестью. Обычно социальным лидером был представитель родовой знати, воспитанный и обученный ритуально-символическим формам осуществления власти. Его личность сакрализовывалась. Целью его управления и политики в целом была реализация его личного видения устройства общества как лица высшего, божественного происхождения.

В течение эпохи религиозно-династического государства господствовало религиозное (христианское), а затем

Третья эпоха — эпоха светского тоталитарного государства — характеризуется господством рационально-материалистического мировосприятия общества и личности, неверием (сомнением) в существование трансцендентного бытия. Лидер становится выразителем интересов общественного большинства, его социальное происхождение больше не играет первостепенной роли. Лидеры тоталитарных обществ представляли собой наиболее харизматичных (личностно влиятельных) представителей различных общественных организаций, в частности, политических партий. Целью социально-политического управления становится распространение, утверждение и реализация «правильной», по мнению лидера, идеи на как можно более обширном пространстве, включая мировое.

Четвертая эпоха — эпоха светского демократического государства — опирается на мировоззренческий плюрализм, предполагающий видение личности и общества, прежде всего, через призму их культурно-цивили-зационной принадлежности. Все люди, безусловно, признаются равными по рождению, однако неравными по статусу в социуме их делает различие в способностях, условиях и возможностях их реализации. Политическим лидерами в таких обществах становятся субъекты, наиболее способные и успешные, принадлежащие к политическим элитам, а также обладающие наибольшим капиталом. В период данной эпохи на первый план среди условий становления социального субъекта политическим лидером выходит опыт и умения в полити-

ческой профессии, а также его капитал. Профессиональный политик, как правило, обладающий достаточно большим для данного общества капиталом — вот облик лидера данной эпохи. Целью же его правления становится обеспечение индустриального (постиндустриального) развития общества.

Самой интересной видится пятая эпоха — эпоха светского социального или антропомерного государства, на пороге которой, на наш взгляд, мы и находимся сегодня. Современное мировоззрение также плюралистично, однако, в нем есть новое, по сравнению с предшествующей эпохой, а именно восприятие мира, всего мирового сообщества, с его проблемами и достижениями, как связанного, целого. Безусловно, это во многом обусловлено научно-техническим прогрессом, в том числе постоянно усовершенствуемыми возможностями глобальной сети.

Не повторяясь и не преследуя цели подробного рассмотрения черт современного общества, отметим его основные вызовы и потребности и, исходя из них, проанализируем образ политического лидера XXI века в целом.

К вызовам, направленным против человека, можно отнести: негативные последствия от неконтролируемого и обширного по времени и частоте пребывания человека в виртуальном пространстве, деградация таких неотъемлемых элементов становления личности, как умение писать, читать, творчески мыслить, установление потребления в качестве основного мотива деятельности, распространение болезней, обусловленных влиянием неблагоприятной окружающей среды и др.

Вызовы обществу включают деградацию базовых общественных институтов (таких, как семья), формирование так называемого «общества спектакля» (содержание которого было рассмотрено в нашей вышеупомянутой статье), межнациональные, межцивилиза-ционные столкновения, в том числе вследствие реализации политики господства рядом стран и др.

В третью группу можно включить проблему перенаселения планеты, исчерпаемости природных ресурсов, глобальное загрязнение природы отходами производств, военные конфликты и др.

Важно отметить, что современное мировое сообщество развивается в русле осознания и необходимости решения вопросов продления дальнейшей жизни на Земле человечества, сохранения и развития духовного человеческого потенциала, возникших перед ним опять же ввиду научного-технического прогресса и сильнейшего воздействия социума на природу.

Таковы в целом особенности мировоззрения, запросы и вызовы современных обществ в целом. Исходя из них, иными, по сравнению с социально-политическими лидерами предшествующих эпох, видятся социальная роль и особенности личностного развития современного лидера.

Говоря о социальной роли современного политического лидера, отметим, что два основных пространства ее реализации: международную сферу и национальную, внутригосударственную. До эпохи индустриализации целью социально-политического лидера на международной арене было упрочение своей власти и расширение территории своего государства, в период индустриального общества (преимущественно в первой половине ХХ века) его целью было расширение влияния на иные государства, то цель современного социально-политического лидера видится в установлении партнерства с иными государствами, обществами, осуществление межкультурного диалога различных государств, в том числе для решения общемировых проблем.

В национальной, внутригосударственной сфере современный социально-политический лидер, на наш взгляд, несет общую национальную идею, сплачивающую общество, позволяющую ему (обществу) чувствовать себя особенным, отдельным народом, самоидентифицироваться. Вместе с тем, эта идея не имеет оттенка превосходства или вражды к другим народам (что было в эпоху индустриальных обществ первой половины ХХ века). Данная особенность социальной роли социально-политического лидера современности обусловлена процессами глобального диалога культур. При этом деятельность современного социально-политического лидера обычно способствует не только развитию национального самосознания его народа, но и активному диалогу, мирному сотрудничеству различных культур и цивилизаций.

Как обозначено выше, иным представляется развитие личности политического лидера XXI века.

Остановимся, прежде всего, на телесной, физической составляющей личности современного (и будущего) социально-политического лидера. Научно-технический прогресс раскрыл перед миром определенные возможности менять параметры работы человеческого организма (обычно употребляемое в таком контексте слово «усовершенствовать» представляется весьма спорным) в желаемую сторону путем сращивания его с компьютером (киборгизации). В связи с этим, возникает резонный вопрос: следует ли социально-политическому лидеру использовать данные методы для изменения уровня своих способностей?

На наш взгляд, при ответе на данный вопрос следует обратиться к сведениям о человеческом мозге, которыми располагают современные науки. Один из наиболее видных ученых современности в области исследования мозга, доктор биологических наук, доктор филологических наук Т. В. Черниговская отмечает, что человеческий мозг является самой сложной структурой, существующей во Вселенной. Следовательно, все системы, которые бы он ни придумал (а человек,

Таким образом, на наш взгляд, использование элементов киборгизации будущими социально-политическими лидерами не было бы шагом вперед, по сравнению с лидерами предшествующих эпох, а наоборот, сделало бы их уязвимыми благодаря подвластности технической управляемости. Итак, по нашему мнению, политический лидер будущей эпохи -это по-прежнему субъект социальный, а не социально-технологический.

Однако, как же ему следовало бы развивать свои способности и силы?

Таким образом, на наш взгляд, современный социально-политический лидер решает вопрос об использовании в процессе развития своей личности элементов киборгизации консервативно отрицательно (мы не имеем в виду случаи использования техники для продления или сохранения жизни). Однако, стоит отметить, что дальнейшее повышение эффективности работы мозга человека во многом обусловлено развитием науки о мозге. В будущем представляется, что социально-политический лидер будет наилучшим образом осведомлен о последних достижениях этой научной отрасли, а также будет их реализовывать.

Социальная составляющая личности современного социально-политического также имеет ряд новых компонентов. Одним из них, является, на наш взгляд, высокий уровень образованности, который отнюдь не был определяющим (и даже в принципе значимым) для лидеров предшествующих эпох. Такое социальное требование (ожидание) логически вытекает их существующего научно-технического прогресса. Современный социально-политический лидер должен быть отлично осведомлен о передовых технологиях управления различными сферами жизнедеятельности общества и способен эффективно их применять. Сегодня, на наш взгляд, изменилось социальное основание лидерства: если ранее это была должность, то теперь им стало знание.

Кроме того, социально-политический лидер в современном обществе с необходимостью должен иметь обширный и успешный политический опыт управления, быть профессионалом в данной сфере — лишь в таком случае существующее информационное общество сможет доверить ему вопрос обеспечения своих нужд.

Другой новой чертой социальной составляющей современного социально-политического лидера, по сравнению с его предшественниками, можно назвать стиль принятия решений и осуществления управле-

ния, условно обозначенный нами как интерактивный. Так, если ранее при принятии решений целиком доминировала воля руководящего лица, которая, к примеру, в странах с официальной идеологией не терпела оспаривания, то теперь становится важен компонент учета мнения подвластного общества (не только через всевозможные референдумы, но и через пресс-конференции, встречи с представителями общества и др.). Такой учет мнения становится неотъемлемым компонентом мудрого лидера. Таким образом, современное лидерство основано на коммуникации.

Наконец, третьей чертой социальной составляющей личности современного социально-политического лидера, на наш взгляд, являются приоритеты в его управленческой деятельности. К ним мы относим первоочередное развитие науки (как одной из основных источников современного общественного развития), а также решение глобальных проблем человечества (с которыми в общем не сталкивались лидеры предшествующих эпох).

Духовный компонент личности современного социально-политического лидера — каков же он?

Прежде всего, необходимым качеством лидера сегодня, в эпоху информационных скоростных технологий и открытой, доступной информации, является постоянное саморазвитие — своих способностей, знаний и умений, как в сфере управления, так и в иных. Это качество корреспондирует постоянным, быстрым социальным трансформациям, информационной текучести с мировом пространстве.

Обозначенные изменения в социальном и личностном содержании политического лидера современного общества позволяют говорить о становлении нового типа социального субъекта — социально политического лидера. Социально-политический лидер — это социальный субъект, достигший высокой степени социальной и личностной реализации, манифестирующий ценности, соответствующие цивилизационным особенностям окружающего общества, имеющий богатый опыт социально-политической коммуникации, на основании и благодаря которым он приобрел формальный статус руководителя в системе управления обществом, реализуемый через социальную коммуникацию.

Итак, в настоящий момент все мировое сообщество переживает новый этап своего развития. Достигнув

невероятно высокого уровня своей организации, осознания равенства всех людей, признания общечеловеческих ценностей, достигнув постоянно расширяющихся возможностей повышения благосостояния человека, вместе с тем, оно столкнулось с неведомыми ранее глобальными проблемами, угрожающими самому главному — жизни человека. Решение же этих проблем во многом зависит от деятельности социально-политических лидеров — носителей и инициаторов об-щецивилизационных ценностей и ориентиров, способных вести за собой общество к осуществлению поставленных перед ним целей и осуществляющих руководство им. Сегодня бесконтрольное, волюнтарное правление сменяется на интерактивное правление, неотъемлемым субъектом которого являются институты гражданского общества. Вместе с тем, последствия решений социально-политического лидера могут гораздо сильней и быстрей повлиять на судьбу всего общества, и не только национального: такую силу и ресурсы обеспечил научно-технический прогресс.

Вызовы современного времени возникли относительно недавно, а происходящие глобальные изменения насчитывают всего несколько десятков лет, поэтому, можно предположить, что в течение XXI века мир будет развиваться в обозначенном в начале XXI века направлении. Соответственно, образ современного социально-политического лидера, вполне вероятно, станет прототипом социально-политического лидера XXI века в целом. Он представляется человеком, имеющим высокий уровень образования, сведущим в последних достижениях науки в сфере технологий, а также профессиональным политиком. Его развитие, становление, реализация как лидера осуществляются через коммуникацию с социумом. Его личность отличают постоянное саморазвитие в различных сферах и относительный консерватизм в образе жизни: неприятие компьютерного усовершенствования интеллектуальных способностей, творческое мышление и физическая активность. Его социальная роль охватывает не только управление обществом, но и решение общегуманитарных, глобальных проблем современности. В случае, если наш прогноз-портрет реализуется, мировое сообщество в XXI веке сумеет решить многие проблемы стоящие перед ним. Остается верить, что это будет так.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 94,23%.

1. Martin U. Dzh. Informatsionnoye obshchestvo (Referat) // Teoriya i praktika obshchestvenno-nauchnoy informatsii. Yezhekvartal’nik / AN SSSR. I NION; Redkol.: Vinogradov V. A. (gl. red.) i dr. — M., 1990. — № 3. — S. 115-123

2. Bell D. Gryadushcheye postindustrial’noye obshchestvo. M.: Akademiya, 1999. 788 s.

3. Druker P. F. Landmarks of Tomorrow. A Report on the New «Post Modern» World. N.Y.: Harper, 1996. s. 54 ISBN:9781560006220

4. Bek U. Obshchestvo riska. Na puti k drugomu modernu. M., 2000. 383 s.

5. Napso M. D. Obshchestvo potrebleniya i teatralizatsiya sovremennoy zhizni // Psikhologiya i Psikhotekhnika. — 2015. — №12. — C. 1214 — 1219. D OI : 10.7256/2070-8955.2015.12.17375.

6. Debor G. Obshchestvo spektaklya / per. s fr. C. Ofertasa i M. Yakubo-vich. M., 1999. 224 s.

7. Bzhezinskiy Z. Mezhdu dvumya vekami: rol’ Ameriki v eru tekhnotroni-ki. M., 1972. 30S s.

S. Gelbreyt, Dzh. K. Novoye industrial’noye obshchestvo. M., 2004. 60s s.

9. Dakhin A. V. Politicheskiye epokhi: k voprosu ob istoricheskom meste politicheskoy sovremennosti // Elektronnyy nauchnyy zhurnal «Vestnik Nizhegorodskogo instituta upravleniya RANKhiGS». — 2017. — №3. — S. 49-55 URL: http://old.niu.ranepa.ru/nauka/wp-content/uploads/2017 /06/2017_3_z10_Dahin.pdf

10. Gurevich P. S. Filosofiya cheloveka. M., 1999-2001. S. 149, 204 11.

11. Lagunova I. S. Kakova sovremennost’ dlya sovremennogo cheloveka // Filosofskaya mysl’. — 2017. — № 4. — S.70-S3. D OI: 10.7256/2409-S72S.2017.4.22327. U RL: http://e-notabene.ru/fr/article_22327.html .

12. Veber M Kharizmaticheskoye gospodstvo / / Sotsiologicheskiye is-sledovaniya. 1988 №5. S. 139 13.

13. Lagunova I. S. Evolyutsiya predstavleniy o lichnosti i sovremennaya transformatsiya soznaniya // Filosofskaya mysl’. — 2017. — № S. — S.52-60. D OI: 10.7256/2409-S72S.2017.3.22226. U RL: http://e-notabene.ru /fr/article_22226.html

14. T. Chernigovskaya. Pochemu izucheniye mozga zaymet tsen-tral’noye polozheniye v 21 veke?// TED, Perm’, 2015 URL: http:// www.pryamaya.ru/tatyana_chernigovskaya

15. T. Chernigovskaya. Iskusstvo i mozg// Publichnyye lektsii v lektorii «Pryamaya rech’» (Moskva). 2015 URL: http:// www.pryamaya.ru/tatyana_chernigovskaya

16. Dilts, R., Deering A., Russell J. Alpha Leadership: Tools for Leaders Who Want More From Life. John Wiley & Sons, London, England, 2002.

на статью Лагуновой И. С. « Социально-политический лидер XXI века: каков его портрет?» Старшим преподавателем НИУ РАНХиГС Лагуновой И. С. представлена на рецензирование научная статья социально-философской направленности «Социально-политический лидер XXI века: каков его портрет?».

Настоящая статья посвящена анализу изменения социальной сущности политических лидеров в контексте смены политических эпох, наибольший интерес из которых представляет будущая эпоха, зарождению которой мы являемся очевидцами. Представляя социально-политическую характеристику современности, автор создает образ социально-политического лидера xXi века.

Актуальность избранной Лагуновой И. С. темы не вызывает сомнений, поскольку решение проблем, стоящих перед современным мировым сообществом во многом зависит от деятельности политических лидеров, а она, в свою очередь, обусловлена их социальным содержанием и смыслом. Кроме того, проблематика политического лидера XXI века является в настоящее время предметом широкой научной дискуссии.

На основе междисциплинарного подхода автором проведено исследование субъективных (личностных) характеристик, а также социальной роли современного политического лидера в связи с перечисленными в настоящей статье вызовами современности.

Достоинством работы, на наш взгляд, данная автором оригинальная оценка социального содержания современного политического лидера, которая позволила автору сформулировать новое понятие «социально-политический лидер». Вместе с тем, следует отметить, что обозначенная проблематика, безусловно, не исчерпывается представленным анализом и предполагает дальнейшее развитие.

Работа Лагуновой И. С. « Социально-политический лидер XXI века: каков его портрет?» соответствует всем требованиям, предъявляемым к научной статье.

С учетом вышеизложенного, указанная статья рекомендована к публикации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кандидат юридических наук, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Нижегородского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России

Слайды и текст этой онлайн презентации

Политические лидеры новейшей эпохи
Работу выполнила ученица 11 «А» класса Кузюкина Екатерина

Слайд 2

Понятие
Политический лидер — ведущее лицо политического процесса, осуществляющее функции объединения и сплочения социальных сил, задающее направление деятельности государственным и общественным институтам, политическим движениям, во многом определяющее особенности курса на политические преобразования в стране.

Слайд 3

Политология как наука сформировалась в 20 веке, и теорией лидерства стали заниматься более кропотливо. Наиболее известные исследователи — М. Вебер, Г. Моска, В. Парето и Р. Михельс. Весомый вклад в изучение этого вопроса внес Макс Вебер, который разработал типологии лидерства. Существуют несколько типов политического господства : традиционное, харизматическое, рационально-легальное.
М. Вебер Г. Моска В. Парето Р. Михельс

Слайд 4

Типы политического господства по М. Веберу
1) Традиционное лидерство опирается на механизм традиций, ритуалов, силу привычки. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции и передачи власти по наследству. Право же на господство лидер приобретает благодаря своему происхождению. Этот тип лидерства олицетворяет правление вождей, старейшин, монархов
2) Харизматическое лидерство основано на вере в богоизбранность или в исключительные качества конкретной личности. Харизма – это способность увлекать за собой массы без помощи инструментов власти. Особенность харизматической власти состоит в том, что она лишена каких-либо объективных оснований, т.е. не опирается, например, на закон или традицию, а существует благодаря исключительным личным качествам харизматического лидера, веры в него
3) Рационально-легальное лидерство опирается на представление о разумности, законности порядка избрания лидера, передачи ему определенных властных полномочий

Слайд 5

Представители традиционного лидерства
Аятолла Хомейни-
иранский религиозный, духовный, государственный и политический деятель, великий Аятолла, лидер Исламской революции 1979 г в Иране. Высший руководитель Ирана с 1979 по 1989 год.

Слайд 6

Представители харизматического лидерства
А. Гитлер
Б. Муссолини
Ф. Кастро
Мао Цзедун
Ленин
Сталин
 Ш. де Голль
(Франция)

Слайд 7

Представители Рационально-легального лидерства
В. Путин
А. Лукашенко
Дж. Буш
(Американский политик)
Д. Медведев
Ф. Рузвельт
Г. Шредер
(Германия)
 Ж. Ширак (Франция)
Т. Блэр (Великобритания)

Слайд 8

Сравнение типов политического господства на двух конкретных примерах
Продолжая идею Муссолини, в страницы истории вписал свое имя еще один видный и кровопролитный лидер – Адольф Гитлер. Оба этих лидера иллюстрируют тип харизматического лидерства. Адольф действительно имел талант руководителя, который позволил ему подняться на вершину власти в его стране. За имиджем стояло нечто конкретное. Больше того, он верил в миф о своих сверхчеловеческих способностях как лидера, особенно в военной сфере. Стремился возбуждать в людях страх. Концентрируя свою внутреннюю силу, Гитлер старался вызвать благоговение и преданность.
Ф. Рузвельт. Его лидерство было основано на добровольном выборе народа путем избрания президента. При нем США вышли на Новый курс, упешно вышли из кризиа, и Рузвельт был избран президентом четыре раза, что говорит об уникальном доверии граждан к нему.

Слайд 9

Ведущие признаки и существенные  характеристики политического лидера:
Наличие собственной политической программы или новаторской стратегии и политики.
Способность выражать и отстаивать интересы той или иной социальной группы.
Определенные черты характера, проявляющиеся в деятельности по реализации программы и объединении своих сторонников (настойчивость, воля, мужество и др.)
Необходимый уровень политической культуры
Популярность и ораторские способности
Наличие команды «помощников» и исполнителей
Умение быть подобным своим сторонникам и избирателям
Наличие поддержки со стороны народных масс, властных структур
Имидж руководителя, отвечающий нормам морали, принятым в данном обществе, группе

Слайд 10

Вывод:
Каждая политическая эпоха имеет запрос на определенную модель социально-политического лидера, от которого зависят судьбы целых обществ и цивилизаций. Понимание этого запроса позволяет определить лицо, которое в конкретном государстве могло бы стать социально-политическим лидером, способным увеличить благосостояние и потенциал общества в широком смысле. В настоящее время научно-технический прогресс предоставил социально-политическому лидеру огромный ресурс для увеличения своей силы и реализации своих решений. Соответственно, возможности его влияния на социум становятся обширней.

Оцените статью
Лидеры России