кто такой андрей бадин

КТО ТАКОЙ АНДРЕЙ БАДИН Лидеры

Биография

Андрей Алексеевич Бадин – писатель из России, который добился признания и известности. Книги Андрея полюбились многим читателям, ведь они не рассчитаны на конкретную аудиторию, а интересны как мужской половине, так и женской.
Автор остросюжетных романов «Топтала», «Барби с пушкой», «Терминатор и Дюймовочка» и др.
Произведения написаны в жанре фантастического детектива, что стало главной изюминкой творчества. Книги автора совсем не похожи между собой: каждая книга – это история новых героев, имеющих собственный характер и формы поведения.

КнигиСмотреть 19

Киноработы: режиссура + гл. роль
1998. Суперхирург
2007. Помощничек

РецензииСмотреть 2

Сборник из двух произведений российской фантастики образца 1993 года. Не самой лучшей фантастики не самого лучшего года.

Кураторы

25 июля в петербургском видеосалоне Golyi Wood пройдет перформативный показ комедийного супербоевика «Суперхирург». О его авторе, писателе, бодибилдере и гении «низких» жанров Андрее Бадине рассказывает Глеб Колондо.


КТО ТАКОЙ АНДРЕЙ БАДИН

Но каким был портрет художника в юности? Что сформировало его личность и вкусы? Уточнить эти и некоторые другие обстоятельства, которые представляются важными для понимания творца и творимого, не получилось. Мой герой вежливо отклонил предложение дать интервью, сославшись на то, что ему «нечего сказать». Что ж, будем исходить из того, что есть в интернете.

Согласно страничке на сайте «Кино-театр.ру», Андрей Алексеевич родился в 1960 году в Москве. Получил высшее образование в Академии физической культуры и спорта. Также, по некоторым данным, учился актерскому мастерству у Всеволода Шиловского во ВГИКе — на этом настаивает анкета на сайте «Сфера-кино».

Можно сделать вывод, что свое призвание режиссер получил по наследству

С начала 90-х Бадин занимается жанровой литературой, публикуя приключенческие романы-боевики, детективы и фантастику. Дебютная книга, «Лабиринт смерти», вышла в 1993 году и включала в себя одноименную повесть и роман «Никто не вернется живым». Первый текст — энергичная фантазия на тему «Бегущего человека», чего автор не скрывает, присваивая главному антигерою фамилию Кинг. Второй — экзистенциально-депрессивный триллер, населенный созданиями, вызывающими тревогу своими хаотично устроенными организмами. К примеру:

Складки толстенной, грязной, шишковатой кожи свисали с этой уродливой трехпалой клешни. Она медленно повернулась, и все увидели в центре между пальцами больше отверстие, напоминающее рот. Лапа сделала движение в сторону людей, и Джон разглядел над когтями небольшие возвышения, оканчивающиеся блестящими шарами.

— Глаза! — невольно вырвалось у него. — Смотрите, на каждом пальце, над когтями, по глазу!

Словом, не только Тарантино вышел из палп фикшена.

В первых кадрах автобиографического ролика «Как я начал снимать кино» Бадин демонстрирует любительскую камеру «Кварц-2М» (производилась в 1963-1968 годах), которую купил его отец и «долгое время снимал на нее черно-белые, а потом и цветные фильмы». Отсюда можно сделать вывод, что свое призвание режиссер получил по наследству. Возможно, именно на «Кварц-2М» снималась первая работа Бадина из тех, что выложены в сеть — ролик «КРАСНЫЙ ПРУД 1985 год». Ностальгический бессловесный found footage с наложенными музыкой и титрами рассказывает о досуге атлетов эпохи перестройки — силачи купаются в ледяной воде, катаются на велосипеде, играют мускулами, балуются и корчат друг другу рожи.

Бадин возвращает искусство туда, откуда оно пришло

Следующее, условно «второе» видео, также посвящено эстетике мускулатуры — «КУБОК МОСКВЫ ПО БОДИБИЛДИНГУ 1989 год» вводит нас в закулисье мира профессиональных атлетов позднего СССР. Согласно титрам, Бадин выступил здесь в качестве мастера на все руки — он и в кадре, и за кадром, и режиссер, и монтажер, и интервьюер, и музыкант. Многофункциональность, присущая подлинно авторскому кино, в дальнейшем будет только усиливаться. Вот для примера фрагмент титров, бегущих в финале «Помощничка»:


КТО ТАКОЙ АНДРЕЙ БАДИН

«Помощничек». Реж. Андрей Бадин. 2007

Этот кадр — сам по себе законченное произведение изобразительного искусства. И, да, фильмы Бадина из тех, которые непременно следует досматривать до самого конца — там ждет не только подборка неудачных дублей в стиле фильмов Джеки Чана, но и факты об участниках съемочного процесса, позволяющие иначе взглянуть на картину в целом.

Так, в начале «Суперхирурга» пожилая женщина, наблюдая со стороны за действиями врачей, комментирует происходящее меланхоличным «ни фига себе!», а затем ни с того ни с сего вынимает изо рта (без помощи рук!) и демонстрирует зрителям вставную челюсть. Кто она и для чего ее показали? На титрах узнаём, что это «любимая бабушка режиссера, Горшкова Ксения Ивановна», которая дебютировала в кино в возрасте 96 лет. В одном из блуперов она устало просит снимающего ее оператора: «Убери меня, я уже не могу». Тем не менее, свой эпизод исполнила первоклассно — чего не сделаешь ради внука?

Если бы Терри Гиллиам или Джон Клиз посмотрели «Шоу Андрея Бадина», они распознали бы родственную душу

По счастью, Бадин позаботился не только о парадоксальной увлекательности и бескорыстной доступности, но и о систематизации своих произведений, создав на канале отдельный плейлист для полнометражных работ и указав в титрах год появления и порядковый номер всех основных игровых картин. Это позволяет составить условно «официальную» режиссерскую фильмографию, основанную на том, что, по всей видимости, сам автор склонен определять в качестве главных творческих свершений.

Полнометражные игровые фильмы Андрея Бадина:
1998 — «Суперхирург»
2007 — «Помощничек»
2009 — «ДАГ»
2018 — «Шоу Андрея Бадина»
2018 — «Черти что»
2020 — «Смехотворец»
2023 — «Ржакалэнд»

Лети в окно, не бойся — Наши Бэтмены

Следует учитывать, что последние четыре ленты — это киноколлажи, смонтированные из ранее снятых короткометражек. По схожему принципу создавалось «Нечто совершенно иное», первое кино «Летающего цирка Монти Пайтон». Вероятно, если бы Терри Гиллиам или Джон Клиз посмотрели «Шоу Андрея Бадина», они распознали бы родственную душу, пусть и существующую в совершенно иной эстетике. Бадин — это «пайтоны», перемешанные в миксере с программой «Городок» и приправленные русским хаосом бессознательного.


КТО ТАКОЙ АНДРЕЙ БАДИН

«Суперхирург». Реж. Андрей Бадин. 1998

Свои произведения малой формы сам Андрей Алексеевич называет клипами, хотя большую их часть хочется отнести, скорее, к категории жанровых миниатюр. Уютная старомодная неспешность многих из них, элементы слэпстика и постоянное участие одного и того же героя-маски, напоминают о короткометражках Чарли Чаплина — такие ролики как «Чудо-модельер» или «Мусорщик», где от завязки до основного гэга проходит больше минуты. А те, что посвящены экспериментам со спецэффектами и монтажом вызывают ассоциации с сюжетными опытами-трюками эпохи немого кино, от Мельеса до «брайтонской школы».

«Суперхирург» — самый документальный из игровых фильмов девяностых

У искусства абсурда, выросшего из фольклора, и у искусства кино, на заре своего существования пережившего так называемый «балаганный период», общие корни — народные. Можно сказать, что Бадин, как и многие другие режиссеры-любители и бесшабашные ютуберы, возвращает искусство туда, откуда оно пришло, восстанавливая историческую справедливость. Так же, как в свое время «Монти Пайтон» счистили с абсурда налет элитарности, нанесенный Беккетом и Ионеско, вернув его исконным хозяевам — народу.

Возвращение здесь — не деградация, а кольцевая композиция, мифологическое завершения пути героя (если герой — кино) там, где оно началось, согласно пропповской структуре мономифа. Кино совершило множество подвигов, раздобыло несметное количество сокровищ, как следует изменилось и вернулось домой — в пространство хоум-видео, кино-лубка, ар-брюта, наива и примитива. Но пройдет время, и оно опять отправится в путь — на поиски новых приключений.


КТО ТАКОЙ АНДРЕЙ БАДИН

Кровавая жижа из перемолотых крокодилов, лавкрафтианское проклятие капитана Новикова и говорящие тараканы для Дюймовочки с Терминатором. Продолжаем выводить читателей «Горького» из зоны литературного комфорта: сегодня у вас есть уникальный шанс познакомиться с творчеством Андрея Алексеевича Бадина — бодибилдера, сам себе режиссера и писателя, выпустившего начиная с 1993 года порядка двадцати книг с бескомпромиссным палп-фикшеном. Вы наверняка никогда не слышали ни о его хоррор-фантастике, ни о его неоготике категории «Б», ни о его крутых эротических детективах, так что самое время наверстать упущенное.

Все мы начиная с 24 февраля 2022 года оказались перед лицом наступающего варварства, насилия и лжи. В этой ситуации чрезвычайно важно сохранить хотя бы остатки культуры и поддержать ценности гуманизма — в том числе ради будущего России. Поэтому редакция «Горького» продолжит говорить о книгах, напоминая нашим читателям, что в мире остается место мысли и вымыслу.

Андрей Алексеевич Бадин — человек, чей портрет можно смело поместить в словарь пословиц и поговорок русского языка напротив выражения «на все руки от скуки». Он и спортсмен, и тренер по бодибилдингу, и актер-режиссер-сценарист в одном лице.

Александром Александровичем Невским (при всем к нему уважении) вряд ли будет здесь уместно. По счастью, Бадин не замечен в тривиальном стремлении покорить Голливуд, втиснув широкие плечи в прокрустово ложе блокбастерных стандартов. Его «Суперхирург» (1998) — один из самых необычных фильмов, снятых в России в 1990-е. Если не видели, посмотрите хотя бы вот эту  — они Андрею Алексеевичу особенно удаются. « Помощничек» (2007; это там, где детина, забравшись на закорки к девочке, от автомобиля), «Даг» (2009; пришельцы из параллельных миров гоняются друг за другом по Москве, стреляя разноцветными лучами), а также короткометражные ютуб-комедии (поедание супа вилкой и прочие опыты) не хуже: это восхитительно нешаблонный, одновременно срамной и абсурдистский жанровый артхаус.

На фоне Бадина-кинематографиста и Бадина-физкультурника несколько затерялся Бадин-литератор. Между тем писать книги наш герой начал даже раньше, чем снимать кино — всего их у него около двадцати штук. Первая, согласно доступным в сети библиографиям, вышла в 1993 году, то есть в текущем 2023-м у Андрея Алексеевича юбилей — 30 лет в мире печатного слова. Но отмечать круглую дату никто, кажется, не намерен. Хорошо ли это?


КТО ТАКОЙ АНДРЕЙ БАДИН

Фото и краткая биография Андрея Бадина на обороте книги «Пуля догонит»

Ну да не станем гнать лошадей — ведь и Буковски распробовали не сразу. Будем надеяться, что лет через дцать Бадинсдэй станет таким же привычным, а главное любимым явлением, как Блумсдэй. А пока предлагаем наш топ-5 книжек мастера русского криминального чтива — в самом прямом и чистом смысле, а не как у вашего постмодернистского насмешника Тарантино.

«Лабиринт смерти» (1993)

Повесть — явный реверанс (хотя в случае Бадина корректнее было бы называть это дружеским похлопыванием по плечу) Стивену Кингу, роману «Бегущий человек» и его экранизации 1987 года. Бадин этого и не скрывает, называя главного антагониста в честь «Степки Короля».

Безумный шоумен Джон Кинг решает устроить реалити-шоу с многочисленными увечьями и смертельными исходами, для участия в котором заполняет лабиринт группой кинематографичных крепышей в духе 1980-х — от детин вроде Шварценеггера до пронырливых азиатов а-ля Брюс Ли. Чаще всего образы собирательные, но встречаются и прямые портреты. Дяденька, у которого «прямые русые волосы свисали до плеч», а «такие же свисающие до подбородка густые усы придавали голове какие-то угловатые формы», похоже, срисован с Халка Хогана.

В своем дебютном произведении Андрей Алексеевич демонстрирует умение не только мастерить брутальный сюжет, но и собирать внутри него безумные механизмы высокой степени отвратительности. Вроде необъятной мясорубки, которая перемалывает полуживых-полумертвых крокодилов и акул: часть хищников разорвало гранатами, а оставшиеся, погибая, из последних сил пожирают друг друга — все это Бадин именует многократно повторяемым емким русским словом «жижа».

Вдруг под илом заработал какой-то механизм, кровавая каша колыхнулась и густой волной покатилась в сторону акульего хода. За первой волной пошли вторая и третья, а уровень жижи все уменьшался. Через секунду обнажились ребра огромного червячного механизма, который гнал эти волны.

Внизу на расстоянии нескольких метров чавкала, ходила ходуном и бултыхалась кровавая зловонная жижа. Мари старалась не смотреть на это кошмарное месиво».

Или уже не мясорубочный, а буквальный «червячок» — большущая гусеница-убийца со множеством лапок, которая даже пролезла на обложку книги во всей своей тревожной красе. К слову, поклонникам Бадина-ютубера наверняка будет любопытно узнать, что, закончив собирать бомбу, которая должна уничтожить это чудище, Сергей — главный герой повести и, вероятно, до некоторой степени альтер эго автора — выдает фирменное бадинское: «Атааааас!».


КТО ТАКОЙ АНДРЕЙ БАДИН

Еще больше чудного и чудовищного в произведении «Никто не вернется живым». Группа конфликтующих сотрудников спецслужб — несколько мужчин-качков и одна женщина, тоже качок, — попадает в далекое динозавровое прошлое. У них есть призрачный шанс вернуться домой, ради которого они шагают вперед по доисторическим джунглям.

Вскоре выясняется, что прошлое им досталось «забагованное» — в него проникли представители внеземной цивилизации и населили планету хаотично организованными сородичами. Если к встречам с более-менее знакомыми по кино динозаврами понемногу удается привыкнуть, то общение с гигантами, у которых глаза на пальцах, а между пальцами рот — это уже как-то совсем:

Складки толстенной, грязной, шишковатой кожи свисали с этой уродливой трехпалой клешни. Она медленно повернулась, и все увидели в центре между пальцами больше отверстие, напоминающее рот. Лапа сделала движение в сторону людей, и Джон разглядел над когтями небольшие возвышения, оканчивающиеся блестящими шарами.

— Глаза! — невольно вырвалось у него. — Смотрите, на каждом пальце, над когтями, по глазу!»

С другой стороны, пришельцы — хоть какой-то разумный социум. Острее текст воспринимается, когда их в повествовании еще нет, а значит, весь мир — одно бескрайнее, в биологическом и других смыслах, бесчеловечное пространство.

Все профессиональные и личные противоречия героев стираются, поскольку среда, к которой они имели отношение, даже не уничтожена апокалипсисом (в таких случаях всегда теплится надежда найти уцелевших и восстановить утраченное), а в принципе еще не родилась. Название «Никто не вернется живым» звучит здесь особенно тревожно: значит, речь не о том, что все друг друга перебьют или будут съедены тирексами, как мы могли бы подумать, а о том, что, даже выжив в этой робинзонаде, персонажам ничего не останется, кроме как валять ваньку до самой смерти.

«Пуля догонит» (1998)

Пусть вас не смущает украшающая книжку легкомысленно одетая барышня. Повесть «Пуля догонит» — это настоящая готика категории «Б» в мягкой обложке. Фильм с подобным сюжетом вполне мог бы снять кто-нибудь из соответствующих классиков — например, Марио Бава или Хесус Франко.


КТО ТАКОЙ АНДРЕЙ БАДИН

Поздней московской ночью команда бравых милиционеров обнаруживает труп молодой женщины, избавленный маньяком от внутренних органов. Все, в том числе центральный персонаж — капитан Виктор Новиков, оказываются к такому зрелищу не готовы и по очереди бегают тошниться в ближайшие кусты. Здесь автор заостряет наше внимание на том, что, когда Новикова вывернуло наизнанку, он сперва вытер губы носовым платком, затем тщательно осмотрел рубашку, убедился, что не испачкался, и только потом вернулся к коллегам. Так-то: в МВД работают не только ранимые, но и чтящие красоту ногтей дельные люди.

Вскоре при поддержке бывшего коллеги, Александра Беляева, капитан выходит на след художницы Надежды Верхошанской: из внутренностей жертв она делает специальную краску, которой пишет авангардные произведения. Дело закрыто? Нет, все только начинается.

Оказывается, художница злодействует не сама по себе: ее в некотором смысле гипнотизирует загадочная картина, которая хранится у нее в мастерской. Беляеву, который, так уж совпало, работает телохранителем Надежды, «посчастливилось», почти как в сказке о Синей бороде, в отсутствие хозяйки проникнуть в кабинет и сорвать ткань с загадочного полотна. И увидел он там совсем не портрет Дориана Грея, а красочное лавкрафтианское безумие, которое внушает ему, что история мира — это история зла. И вообще, что все вокруг — зло.

„Мистическая энергия картины демонстрирует мне сцены эволюции зла на земле“.

И правда, теперь уже он с содроганием наблюдал, как вокруг него люди убивают людей: мужчина убивает женщину, молодая женщина убивает пожилую, ребенок убивает старика, двое мужчин стреляют друг в друга, и оба падают замертво.

Вдруг масштабы происходящих событий изменились.

Между тем смертельная вакханалия переместилась в космос.

Энергия зла демонстрировала Александру будущее: космические корабли прорезали лучами космические станции, уничтожали планеты, звездные системы, галактики, вселенные.

Наблюдая за всей этой мистерией, он вдруг начал испытывать какое-то радостное возбуждение.

„Еще, еще! Сильнее, больше, злее!“ — он страстно желал, чтобы его взору предстала чудовищная гибель множества людей.

— Убивай, убивай больше! — заревел он. Голова у него закружилась, и он упал».

Конечно, языку Бадина не хватает изящества, а местами и складности, зато энергии в написанном хоть отбавляй. А вы говорите, суп вилкой.

Став новым рабом картины, — что одновременно и дар, и проклятие, — Беляев бесчинствует направо и налево, одновременно пытаясь вернуться в нормальное состояние. В итоге клубочек повествования делается каким-то очень уж спутанным, почти как в «Упыре» А. К. Толстого, и в конце концов приводит нас к открытому финалу. Что ж, как писал Белинский о все том же «Упыре», «несмотря на внешность изобретения, уже самая многосложность и запутанность его обнаруживают в авторе силу фантазии». А это самое главное.

Для начала разберемся с тем, кто такой топтала. Речь о милиционере или частном сыщике, который в течение длительного времени топчется след в след за преступником, осуществляя всеохватную слежку. Сочное словцо, да и книжка тоже ничего себе.

В 2008 году Дин Махаматдинов снял по мотивам «Топталы» боевик «Бумеранг» с Алексеем Кравченко и Олесей Судзиловской. В титрах Бадин указан в качестве одного из авторов сценария. Хочется верить, что участие в создании экранизации было номинальным: не мог же Андрей Алексеевич собственными руками превратить свое детище, удалой полуэротический экшн, во что-то до такой степени понурое.


КТО ТАКОЙ АНДРЕЙ БАДИН

«Топтала» — это территория свободной любви. Частный детектив Сергей Краснов получает от состоятельной дамы Анны Фрейн необычный заказ: следить за ней день через день, записывая все ее похождения на видео, а затем предъявлять записи. Врач говорит, что это должно помочь Анне справиться с амнезией. Следует замечательный диалог:

«— Отчего у вас начались провалы в памяти?

Краснов берется за дело, не без удовольствия фиксирует на камеру романтические похождения клиентки и одновременно сам занимается сексом со всеми, кто встречается у него на пути. Сцены любовных утех в изложении Бадина можно цитировать бесконечно. Вот, например, небольшой эпизод, в котором Андрей Алексеевич в течение нескольких коротких абзацев использует аж три разных эвфемизма для наименования мужского полового органа, один другого ярче:

«Анна облизала его с ног до головы, равно как и он ее. Когда же его губы, язык и измученный бешенной скачкой резвый скакун выдохлись, он продолжил игру пальчиками. Наконец, отдохнувший меч любви воспрял духом, и Сергей вновь бросился в бой.

Анна Фрейн — дама без комплексов. Она стонала, когда его упругий жезл вонзался глубоко и мощно, доставлял ей наслаждение и мимолетную боль.

— Второго мужчину взять негде, поэтому попробуем это, — выдохнула она и подала Краснову силиконовый фаллос. — Хочу сразу обоими.

„Ну и дела“, — подумал Сергей».

Как говорится, если уж искать отношений, то с человеком, после ночи с которым остается лишь констатировать: «Ну и дела».

Вскоре оказывается, что никакой амнезии у Фрейн нет: она использовала обладателя упругого жезла, чтобы устранить своего мужа, крупного бизнесмена Германа Фрейна. Краснову удается вывести злодейку на чистую воду с помощью любимых им средств для видеозаписи. « Я всегда с собой беру видеокамеру» — девиз и Андрея Бадина, и некоторых его персонажей, которому они следуют всегда и везде. И, хочется верить, будут продолжать в том же духе.

«Терминатор и Дюймовочка» (2003)

Этот свой роман Бадин решает начать с пейзажной экспозиции — как истинный русский прозаик:

«На дворе стоял жаркий августовский день. Он донимал горожан вонью помоек, укусами слепней и мух, липким соленым потом и удушливым надоедливым пухом. Именно в этот день, ровно в полдень, в московский двор, что на Сретенке, въехали старые, обшарпанные, можно сказать „убитые“ „Жигули“ первой модели».


КТО ТАКОЙ АНДРЕЙ БАДИН

Мы знакомимся с главными героями, в которых все, кто знаком с «Суперхирургом» и «Помощничком», сразу узнают Леху Коновалова и Витю — парочку бесшабашных корешей. На этот раз они решили похитить дочь малоприятного богатея Альфреда Репутатского, Катеньку, чтобы затребовать за нее выкуп. Цель — не обогащение, а оплата дорогостоящей операции для дочери Виктора, которую в срочном порядке требуется сделать в одной из зарубежных клиник. То есть здесь мы видим не только жанровую составляющую, но и социально-критическую.

Во многом, если не во всем, книга повторяет сюжет романа «Малолетка», выпущенного в 1999 году: за четыре года история сменила имя на более броское и потолстела на несколько десятков страниц. Чтение «Терминатора и Дюймовочки» — редкий опыт путешествия сквозь головокружительно «палп-фикшеновое» пространство. Однако в его сводящей с ума нескончаемости и густой объективной «плохости» есть, пожалуй, что-то большее, нежели в иных хороших, но при этом совершенно ординарных книгах «со смыслом», где за толстым слоем рассудочной яблочной кожуры не чувствуется и следа раскаленного хаоса.

Странно, что наряду с существованием культа «плохого кино» у нас до сих пор нет схожего по значимости дискурса о «плохих книгах». Для чего он нужен? Ровно для того же. В книге «Плохое кино» киновед и философ Александр Павлов пишет:

Если заменить «кино» на «литературу», в сказанном тоже будет смысл. Другое дело, что путешествие к этим самым горизонтам, как и в случае всякого рода первопроходческих экспедиций, может быть сопряжено с опасностями. Готовы ли вы, к примеру, к внезапному вкраплению магическо-энтомологического реализма? В «Терминаторе и Дюймовочке» в квартире Лехи и Вити обитают говорящие тараканы:

«Как только Катя включила свет, то моментально по стенам в разные стороны ринулись здоровенные рыжие тараканы. Они толкались на бегу, подбадривали друг друга бойкими фразочками типа „Не спи — замерзнешь“ и шуршали лапками. Девочка подумала, что в доме огромного Коновалова и тараканы огромные».

«Книжные полки Андрея Бадина. Альбом»

Нет почти никаких сомнений, что в будущем Бадин-писатель будет изучаться, цитироваться и переиздаваться. У каждого уважающего себя интеллектуала дома появится многотомное собрание сочинений Андрея Алексеевича, включающее как его романы с повестями, так и киносценарии.

Должно найтись место и для качественно изданных фотоальбомов, один из которых наверняка будет называться как-нибудь вроде «Книжные полки Андрея Бадина». В нем появятся кадры из фильмов и ютуб-роликов, на которых можно разглядеть домашнюю библиотеку нашего героя. Вот некоторые из них:


КТО ТАКОЙ АНДРЕЙ БАДИН

КТО ТАКОЙ АНДРЕЙ БАДИН

КТО ТАКОЙ АНДРЕЙ БАДИН

КТО ТАКОЙ АНДРЕЙ БАДИН

КТО ТАКОЙ АНДРЕЙ БАДИН

Кадр из ролика «Коты и книги»

На кончиках вилки

Если говорить о чем-то одном, что объединяет все фильмы Бадина, привлекая одних и отталкивая других, то это, конечно, свобода. Отнюдь не бессмысленная, но в своем роде беспощадная.

Путь кинематографиста-аутсайдера нелегок, но есть в нем и несомненный плюс — полная свобода. Андрей Алексеевич — воистину сам себе режиссер, который всегда берет с собой видеокамеру. Пусть не всем по душе произведения «тренера с киноаппаратом», но своя аудитория у него точно есть, и она его любит.

«Мы не банальны, мы прекрасны» — О фильмах Глеба Колондо

Как известно, футбол бывает двух видов: первый, который по телевизору, с миллионами фанатов, игроками-звездами и большими деньгами, а второй, когда есть ты, твой мяч, твои друзья и пара железных ворот в твоем дворе. Какой из них настоящий — большой вопрос. И то же самое с кино.

В последние десятилетия существует устойчивая тенденция к «реабилитации» и легитимизации разного рода кино-чудаков-самородков. Тим Бёртон воспел Эдварда Вуда-младшего, Джеймс Франко «Горе-творца» Томми Вайсо и его «Комнату», Владислав Баханович и Максим Лукьянец — «Бездомного с киноаппаратом» Игоря Коновалова (интересно, родственник Лехи или просто однофамилец?) — и это только первое, что приходит на ум. Подобные фильмы обладают, как правило, идентичными финалами — кинозал, успех, аплодисменты и долгожданное признание. Не пора ли снять что-то подобное о Бадине? А заодно вытащить его фильмы из подвала с интернет-мемами и отнести в светелку серьезной критики. Пускай для начала не полную ложку, но хотя бы несколько крупных наваристых капель на кончиках вилки.

Пора не пора, но почему бы и нет. Нам, синефилам-аутсайдерам, этого бы очень хотелось.

Работа над остросюжетными книгами

Многие читатели знакомы с творчеством Андрея Бадина по его книгам. Автор опубликовал более десятка произведений. ЛитРес предлагает познакомиться с наиболее популярными работами прозаика:

Читатели ценят творчество писателя за динамичность и оригинальность. Благодаря спортивным навыкам автору хорошо удается передавать сцены драк. Многие отмечают, что эти книги напоминают фильмы-боевики.

«ДАГ»

В третьем и, на сегодняшний день, последнем «полноценном» фильме Бадина, мы снова встречаемся с Лехой. Правда, здесь его зовут ДАГ, и он — охотник из параллельного мира, который пытается спасти нашу планету от полного уничтожения.

Фантастический боевик, полный нарисованных взрывов, разноцветных порталов и выстрелов из лазерных пушек, немного напоминает «Ночной Дозор», который в свое время стал курсовой работой отечественного кинематографа по дисциплине «специальные эффекты». « ДАГ», конечно, куда интереснее — как минимум, из-за того, что высокотехнологичных визуальных примочек мы уже наелись досыта, а вот спецэффектный примитивизм не надоест никогда.

В бессчетном количестве разноцветных цифровых мазков есть что-то трогательное, тем более, когда они рисуются поверх знакомой отечественной действительности. Нет ничего стыдного в том, чтобы честно признать: «ДАГ» (и «Звездный ворс» группы «НОМ») — редкий пример русской народной фантастики, которую мы действительно заслужили.

А еще в «ДАГе» пришельцы из иных измерений все время чешутся. И это замечательно, потому что никак не объясняется — ну просто чешутся и всё. На 35-й минуте главный герой между делом бросает, что «попа после перемещений сильно зудит», но это, понятное дело, не ответ. Что происходит в процессе телепортации? Может, где-то между мирами живут космические комары или другие насекомые, укусы которых вызывают раздражение кожи? Мы не узнаем — и хорошо.

Если говорить о чем-то одном, что объединяет все фильмы Бадина, то это, конечно, свобода


КТО ТАКОЙ АНДРЕЙ БАДИН

«ДАГ». Реж. Андрей Бадин. 2009

Кто-то скажет, что это глупость — вроде приколов Вити в «Суперхирурге». Ну что ж, а я процитирую Олега Альбертовича Ковалова, который как-то заметил в интервью:

Не то чтобы мне хотелось убедить читателя в том, что Андрей Бадин — это не только ученик Гоголя, но и идейный продолжатель Достоевского (а уж про гоголевскую шинель, из которой вышел не только Достоевский, писало много умных людей). Поверьте, мне достаточно, что я убедил в этом самого себя. А вы уж смотрите сами.


КТО ТАКОЙ АНДРЕЙ БАДИН

Спортивная карьера и увлечение кинематографом

Андрей Алексеевич Бадин родился в Москве 6 августа 1960 года. После школы он поступил в Академию физической культуры и спорта, где получил специальность «тренер-преподаватель по бодибилдингу». Бадин – кандидат в мастера спорта по пауэрлифтингу. Его ученики неоднократно становились чемпионами Москвы, а также призерами чемпионата России.

Андрей Алексеевич также проявил себя в творчестве: последние годы он увлекается созданием кино – продюсирует, занимается режиссурой, пишет сценарии для различных проектов. Кроме того, он самостоятельно снимается в комедийных фильмах.

«Суперхирург»

Врачи-хирурги Виктор Кровопусков и Алексей Коновалов работают дуэтом: один режет, второй зашивает. Как-то раз Витя, выпив на работе спирта, случайно ампутировал половой орган криминальному авторитету по кличке Мотовила. Теперь бандиты преследуют незадачливых медиков, но те не унывают — ведь у них есть сила Лехи и нестандартное мышление Кровопускова, живущего по принципу «чем смешнее — тем моднее».

«Суперхирург» может напомнить эпизод «Маски в больнице» из украинского скетчкома «Маски-шоу» или белорусский ситком «Ускоренная помощь» — хотя, разумеется, оба эти «референса» уступают фильму Бадина в раскованности и безбашенности, поскольку снимались для телевидения. А утрата существенной части туловища с проистекающей из этого кутерьмой как будто проистекла из «Носа» Гоголя — тем более, что, по утверждению фрейдистов и шутников, Николай Васильевич имел в виду вовсе не орган дыхания. Правда, у Бадина потеря по городу не гуляет, но тоже претерпевает несколько превращений, меняя хозяев, прикидываясь едой и так далее.

Чем чуднее — тем моднее

Сложно сказать, каким бы получилось кино, если бы сценарий «Суперхирурга» взялся воплощать «нормальный» режиссер, обладающий хотя бы бюджетом. В самом деле, какой смысл, снимая кино в 90-е — и про 90-е — создавать детальную имитацию панельных окраин и темных подворотен в кинопавильоне, если все это есть у вас за окном? Зачем приглашать артистов, которые будут изображать гангстеров, чудаков, колоритных обывателей и маргиналов, если на районе такого народа пруд пруди — достаточно взять камеру и отправиться с ней на улицу. По большому счету, Бадин так и поступил. Возможно, «Суперхирург» — самый документальный из игровых фильмов 90-х, и в этом смысле самый убедительный.


КТО ТАКОЙ АНДРЕЙ БАДИН

Конечно, мы не можем утверждать, что некоторые артисты играли в «Суперхирурге» самих себя или хотя бы близко к этому. Мы ничего про них не знаем. Тем не меее, на экране каждый из них органичен эпохе: многие ловко ботают по фене и свободно управляются со стволами. При этом они невероятно обаятельны — и это не столько «обаяние зла», сколько умиление от простых «небогемных» людей, которые не нашли ничего зазорного в том, чтобы сняться в самодельном полуторачасовом кино с погонями, потасовками и множеством диалогов.

И ностальгический портал в прошлое, и разрушитель романтического мифа о «моем 2007-м»

Еще одно замечательное свойство «Суперхирурга» — абсурдистская спонтанность, свойственная в той или иной мере почти всем героям, но прежде всего, конечно, Вите Кровопускову. Без какой либо рациональной необходимости, исключительно по воле сердца, он раз за разом забирается домой к Лехе в его отсутствие, чтобы затем напугать хозяина. При этом, если в ответ шугануть его самого — обижается, поскольку творит свой дестрой не в отместку, не с какими-нибудь иными утилитарными целями, а искусства ради.

Если бывают художники слова, то Витя — художник дела и поступка. Для него жест — как мелодия для композитора или стихотворение для поэта. Одна из лучших сцен в фильме: Кровопусков, обидевшись на Леху, играет Бетховена. То, что он это умеет, удивляет не меньше, чем то, что в пространстве фильма откуда-то взялось пианино. Леха, размышляя о чем-то невыразимом, разглядывает резиновую зеленую маску монстра, в которой его товарищ любит просто так, нипочему, гулять по улице.

Credo quia absurdum. Хлопок одной ладонью. Чем чуднее — тем моднее.


КТО ТАКОЙ АНДРЕЙ БАДИН

«Помощничек»

На первый взгляд, перед нами практически утопия: Витя с Лехой, оставив медицину и криминал, зависли в убаюкивающем летнем безвременье московского спального района. Наконец-то можно неторопливо есть мороженое, отмечать праздники, тренироваться в спортзале, дрессировать кота и ходить в сауну. Даже звуки ударов во время нарочито китчевых сцен с поединками своей обильной ритмичной монотонностью напоминают шум моря, по-своему успокаивая.

Но постепенно замечаешь, что из мира как будто выкачали жизнь — лихой нерв 90-х сменила сонная апатия нулевых. Классический парадокс: у героев теперь есть всё, что им нужно для счастливой жизни — Витя даже обзавелся волосами (в «Суперхирурге» персонажа играл лысый Николай Лойко, в «Помощничке» его сменил волосатый Андрей Лойко) — но самой жизни, с большой буквы «жэ», теперь словно нет.

«Откувалдившись», герои остаются невредимы и скоро возвращаются к привычной жизни, будто ничего и не было

У мухи тоже лапки — «Жвалы» Кентена Дюпье

Кровопусков больше не трикстерствует, а возится в гараже или ленится, сваливая на Леху семейные заботы — помочь тетке с переездом, забрать племянницу из школы. Брошенный гаечный ключ теперь не летит, вращаясь и жужжа, как муха, а с печальным звоном падает на землю. Изредка к Виктору ласкается живая покрышка, но вместо того, чтобы приручить ее он пугается, упуская возможность предвосхитить «Шину» Кентена Дюпье. Витя из 1998 года так бы не поступил.

И даже сгущающийся экшн по-настоящему не выводит из равновесия. Подумаешь, вместо тетки в старом доме обнаруживается выживший из ума баскетболист-убийца, а маленькая девочка по-взрослому лупит незнакомого мужчину в лицо и живот ногами за то, что с ней не играют в салки. Вероятно, в этом правда про нулевые — время, когда на проблемы было не принято обращать внимание, лишь бы удержать на плаву собственную зону комфорта. « Помощничек» — это и ностальгический портал в прошлое, и разрушитель романтического мифа о «моем 2007-м».


КТО ТАКОЙ АНДРЕЙ БАДИН

Эдем, которого не было, разбивается вдребезги. Самый зловещий обитатель панельной вселенной «Помощничка» — сантехник-садист, сыгранный Виктором Шаховым, готов за тысячу рублей разбить человеку голову кувалдой, которую он носит в штанах чуть ниже живота. Настигнув Леху в подъезде его дома, сантехник обрушивает ему на затылок удар, а затем почему-то огревает этой же кувалдой самого себя. На заднем плане, на замызганной стене видны строчки — кто-то накорябал маркером стихотворение «Родное», известное по фильму «Брат-2», переделав текст на наркоманский лад:

Я узнал, что у меня
Есть огромная семья
Мак и белый порошок
Конопли большой мешок
Водка, пиво разливное
Это все мое родное
Это родина моя
Наркоман, наверно, я

При этом «Помощничек» — это еще и своего рода супергероика, наш ответ Marvel. « Откувалдившись», герои остаются невредимы и скоро возвращаются к привычной жизни, будто ничего и не было. А может, и правда ничего не было? Весь пессимизм неминуемо отступает, когда ты снова запускаешь сцену погони, смотришь ее и улыбаешься, покачиваясь в объятиях невозвратного 2007-го года.


КТО ТАКОЙ АНДРЕЙ БАДИН

Об авторе

Андрей Бадин – российский писатель, спортсмен, режиссер, актер и продюсер. Автор остросюжетных романов и сценариев для телепроектов.

Оцените статью
Лидеры России