Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 ноября 2018 года; проверки требуют 33 правки.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Аюшеев.
Дамба́ Бадма́евич (Васи́лий Бори́сович) Аюше́ев(бур. Аюшеев Бадмын Дамба; 1 сентября 1962, с. Бурсомон Красночикойского района Читинской области) — XXIV Пандито Хамбо лама — глава Буддийской традиционной сангхи России.
Регионы России со значительным буддийским населением
Буддизм в России — одна из распространённых на территории страны религий. Традиционными районами, где исповедуется буддизм, являются Бурятия, Тыва, Калмыкия, Республика Алтай и Забайкальский край. Также буддийские общины существуют в Санкт-Петербурге, Москве и других городах. Традиционным для России является тибетский буддизм школы Гэлуг, к которой принадлежит большинство буддистов России. Имеются также последователи других направлений буддизма Махаяны и Тхеравады.
ТАСС, 25 апреля. Выборы главы буддистов России состоялись в Бурятии, на еще один пятилетний срок на пост главы Буддийской традиционной Сангхи России переизбран действующий верховный иерарх — XXIV Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев. Об этом сообщила ТАСС пресс-секретарь Иволгинского дацана Алла Намсараева.
«Состоялось большое собрание Сугунды — съезд, в котором приняли участие 210 человек — это ламы, включая Ширээтэ лам (настоятелей дацанов — прим. Т АСС), мирян. Полномочия главы буддистов России XXIV Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева продлены на пять лет единогласно», — сообщила Намсараева.
24 апреля состоялось собрание Ширээтэ лам, которые заслушали и приняли отчет главы буддистов России. После этого они вынесли на Сугунды предложение о продлении срока полномочий Пандито Хамбо ламы. » Отчет включил в себя не только доклад о жизни Сангхи за прошедшие пять лет, на которые пришлись эпидемия коронавирусной инфекции, начало специальной военной операции, — пояснили в пресс-службе Буддийской традиционной Сангхи России. — Пандито Хамбо лама рассказал собравшимся также о новых проектах, в том числе об организации пошивочных цехов, о продолжении проекта «социальная отара» — создании кожмехцеха и цеха по переработке шерсти в войлок».
Институт Пандито Хамбо лам установлен в 1764 году императрицей Екатериной II и утвержден Указом Пограничной канцелярии. » Тогда на должность руководителя Ширээтэ ламами Восточной Сибири и Забайкалья был назначен лама Дамба Даржа Заяев. С этого момента буддизм Российской империи стал автокефальным (самостоятельным) от Тибета и Монголии», — отметили в пресс-службе.
Дамба Аюшеев родился в 1962 году в селе Шергольджин Красночикойского района Читинской области (прежнее название Забайкальского края). В 1980 году окончил Петровск-Забайкальское педагогическое училище. По направлению Агинского дацана в 1983 году поступил в Буддийский университет им. Дзанабадзара в Улан-Баторе (Монголия) и окончил его в 1988 году, специализировался по тибетской медицине. В разные годы служил эмчи-ламой (лекарем) в Иволгинском дацане, настоятелем дацана Балдан Брэйбун в селе Мурочи Кяхтинского района Бурятии.
В 1995 году Дамба Аюшеев был избран XXIV Пандито Хамбо-ламой, председателем Центрального духовного управления буддистов РФ, переименованного затем в Буддийскую традиционную Сангху России.
Аюшеев является членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Российской Федерации, входит в президиум Межрелигиозного совета России, а также в президиум Межрелигиозного совета стран СНГ.
Нельзя просто посмотреть фильмы и быть довольным этим, нет, говорю вам! Надо знать своих лидеров в лицо, а именно, всех первых лиц (ныне живущих, я надеюсь) в буддизме или Дхарме. Иногда люди путают буддизм с христианством или бон-по (тибетским шаманизмом), сразу говорю религиозных лидеров или лидеров-гуру нью-эйджа вы в списке не увидите, будут действительно главные персоны из буддиского мира, которые повлияли на человечество в целом и на развитие мира, на рост гуманизма, осознавания и развитие человечества. И даже могу не побояться этого слово ускорили приход нового Золотого Века и Будды Майтрей.
Первое почетное место в топ-10 буддийских лидеров мира занял тяжеловес по книгописанию и книгопроизводству — Его Святейшество Далай-лама 14 Тендзин Гьяцо. Лидер традиции желтых шапок — Гелукпы.
Среди его множества книг есть такие, которые наверняка знакомы любителям сериала «Секс в большом городе»:
Следующим вторым по популярности в нашем топе стал одиозный и харизматичный Лама Оле Нидал. Лидер одной из подшкол Кагью — Карма-Кагью (или Камцанг-кагью). Который известен широкой публике своими антимусульманскими выступленями и борьбой за права человека, а также пропагандой самого ККПОН и свободы сексуальности и самовыражения личности.
На третьем почетном месте второй буддийский тяжеловес по влиянию в мире — ЧЧНР или просто Намкай Норбу Римоче — лама и гуру традиции Ньингмпа. Великий проповедник или наставник, он практически первый (один из первых), кто на западе раскрыл учение Дхармы в традиции Ньингма (старая традиция, старых переводов).
На четвертом месте буддийский монах и представитель традиции Дзен — Тик Нат Хан. Это не просто человек, а персона своего времени, которая вдохновила многих не только в борьбе за свободу, но и Тик Нат Хань вдохновил многих и многих людей на духовной практике через свои книги и дела.
На пятом месте не безизвестный представитель лесной традиции отшельников Аджан Чаа — это яркий представитель традиции Хинаяны (Тхеравады). Аджан внес свой особый вклад в дело развития мира и буддизма, ну и, конечно, буддийской практике!
На шестом месте в нашем топе буддийских лидеров — стоит Хамбо Лама Дамба Аюшеев, представитель «Гелукпы», вице-президент всемирной буддийской организации и один из лидеров буддийской организации в России, глава БТСР (буддийской традиционной сангхи России), практически с нуля или с минимума — этот человек не только принялся восстанавливать буддизм, но и участвовал во всех всемирных буддийских организациях.
На седьмом месте представитель и духовный лидер бутанского буддизма — активист, вегетарианец, эколог, спортсмен и просто хороший человек: Лама Гьялванг Друкпа Римпоче. Его Святейшество участвует в различных программах по спасению экологии и животных, занимается пропагандой чистых технологий и ЗОЖ, является главой традиции Друкпа Кагью (официальной религии демократического королевства Бутан).
На восьмом месте замечательный человек, йогин, тантрик, учитель, лама и просто духовный лидер для многих и многих буддистов Его Святейшество Сакья Тридзин Римпоче — глава традиции Сакья, которая была одной из первых главных школ, которую приняли буддисты из Монголии и Джунгарии.
На девятом месте очень влиятельный и в тоже время популярный в среде Чода и ретритов — глава традиции Джонангпа Его Святейшество Богдо Геген.
И замыкает десятку, кто бы вы думали? Да тут действительно трудно выбирать последнего человека, чтобы он был еще и не последним и никто не обиделся, что его учителя не включили в список. Его Святейшество Еше Лодой Римпоче — лидер некоторых российских буддийских организаций и духовный мастер в Сутре и Тантре. Представитель сразу нескольких традиций: Кагью, Ньингма и Гелук.
Родился 1 сентября 1962 г. в с. Верхний Шергольджин Красночикойского района Читинской области (ныне Забайкальский край).
В 1980 г. окончил Петровск-Забайкальское педагогическое училище (ныне Петровск-Забайкальский филиал Читинского политехнического колледжа, Забайкальский край) по специальности «физическая культура».
Несколько месяцев работал учителем физкультуры в средней школе в с. Кункур Агинского Бурятского автономного округа (ныне Забайкальский край), затем был призван в армию. После службы вернулся в школу. Кроме физкультуры, преподавал также начальную военную подготовку.
Начал активно интересоваться буддизмом и в 1983 г. по направлению Агинского дацана (буддийского монастыря) поступил в Буддийский университет им. Дзанабадзара (г. Улан-Батор, Монголия). В 1988 г. окончил его, специализировался по тибетской медицине. В течение года по поручению Центрального духовного управления буддистов СССР был куратором советских студентов, обучавшихся в Буддийском университете. Затем год работал эмчи-ламой (врачом тибетской медицины) в Иволгинском дацане (буддийский монастырский комплекс и центр религиозного обучения; Бурятская АССР, ныне Республика Бурятия).
В 1991 г. был назначен ширээтэ-ламой (настоятелем) старейшего и первого по важности дацана на территории современной Бурятии — «Балдан Брэйбун» в с. Мурочи Кяхтинского района. За годы его руководства на территории монастырского комплекса были проведены масштабные реставрационные работы, в частности заново отстроен его цокчен-дуган (главный храм).
28 апреля 1995 г. Дамба Аюшеев был избран на альтернативной основе председателем Центрального духовного управления буддистов России (ЦДУБ РФ), приняв титул ХXIV Пандито Хамбо-ламы. В этот период ЦДУБ РФ, бывшая прежде централизованной организацией, постепенно распадалась на самостоятельные структуры, утрачивая финансовый и идеологический контроль над отдельными дацанами.
В 1996 г. на сугунды (съезде) буддистов был принят новый устав, в соответствии с которым ЦДУБ РФ было переименовано в Буддийскую традиционную сангху России (БТСР). Устав также подтвердил, что БТСР является правопреемницей ЦДУБ РФ. В июне 1998 г. Б ТСР прошла перерегистрацию в Министерстве юстиции РФ. В настоящее время она является крупнейшей буддийской организацией в Бурятии и одна из самых многочисленных в России. В состав БТСР не входят буддийские общины Тувы и Калмыкии — регионов, где буддизм также является традиционной религией.
Хамбо-лама Аюшеев переизбирался на пост главы Буддийской традиционной сангхи России на съездах в 2003, 2008, 2013 гг.
С августа 1995 г. он является членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ.
С декабря 1998 г. входит в президиум Межрелигиозного совета России.
С марта 2004 г. — член президиума Межрелигиозного совета стран СНГ.
В 2006-2010 гг. был членом Общественной палаты РФ первого и второго составов по квоте президента РФ (утверждался указами главы государства).
За время пребывания Дамбы Аюшеева на посту главы БТСР были открыты новые дацаны и дуганы на территории Бурятии и соседних регионов, буддийские институты в Иволгинском и Агинском дацанах, буддизм был признан в качестве одной из четырех традиционных конфессий России.
С 2012 г. в Республике Бурятия и Забайкальском крае по личной инициативе Дамбы Аюшеева реализуется благотворительный проект «Социальная отара», направленный на возрождение животноводства в бурятских национальных традициях и поддержку сельских жителей. В рамках программы фермерским хозяйствам на безвозмездной основе передаются отары овец с условием сохранения их поголовья и передачи приплода другим фермерам.
В 2016 г. при поддержке главы БТСР в Бурятии начала работу радиостанция «Буряад ФМ», вещающая на бурятском языке. В 2017 г. также был запущен телеканал «Селенга ТВ», транслирующий в частности утренние молебны из Иволгинского дацана (главной резиденции главы БТСР).
Является автором иллюстрированного издания «За родную землю, где вы выросли, держитесь крепко, как кустарник!» (2014).
В 2017 г. под руководством и при активном участии Хамбо-ламы Аюшеева был издан бурятско-русский словарь на его родном диалекте — шергольджинском. В издание вошли 6,5 тыс. слов, а также религиозные термины, названия буддийских святынь и топонимов Шергольджина.
Награжден орденами Дружбы (2013), Почета (2023), «Полярная звезда» (Монголия, 2011). Отмечен благодарностью президента РФ (2010).
Самые влиятельные буддийские лидеры в России
Ну, кто на свете самый главный по влиянию и славе, среди буддистов в России? Такой топ сродни топу самых важных буддийских школ в России, но повествование нынче пойдет именно о главных и самых влиятельных буддийских лидерах в России — это своеобразные духовные супер-гуру в духовном мире Дхармы в настоящее время (тут мы не говорим про прошлых лидеров и настоящих и не сравниваем их).
Первое место в нашем топе занимает естественно Тендзин Гьяцо — мейнстримный лидер традиции Гелукпа (Далай-лама 14), самой многочисленной буддийской традиции в мире среди последователей тибетского буддизма. При голосовании в нашем топ-10 буддийских лидеров — Далай лама 14 набрал больше всего голосов и отзывов по поводу своей активной жизненной позиции и активной социальной деятельности (написании книг, проведению лекции и тп). Далай-лама считается воплощением активности бодхисаттвы Авалокитешвары.
Второе место занимает Богдо-геген 9-тый (Джампэ́л Намдро́л Чо́кьи Гьялцэ́н), лидер буддийской тибетской традиции Джонангпа и духовный лидер Монголии (Богдо-хан и Джебдзун-Дамба-хутухта (Халха Джецун Дампа Ринпоче), основатель нового университета для обучения женщин — «Ваджрайогини» и активный буддийский деятель. Богдо-геген является перерождением и эманацией махасиддхи Таранатхи и ученика будды Ананды.
Третье место согласно вашим голосам занимает всем известный лидер традиции Карма-Кагью — Лама Оле Нидал. Датчанин, активист, пропагандист Алмазного пути, ярый критик Далай-лам и Гелукпы и просто харезматичная личность, которая принесла в умы людей такое понятие как Ваджраяна и Махамудра.
Четвертое место занял не менее уважаемый человек и просто отличный учитель Дзогчена Чогьял Намкай Норбу Римпоче. Один из важных персон в традиции Ньингма, главный носитель передачи поучений от Гуру Римпоче и терма, традиции Еше Цогьял. Намкай Норбу — был одним из первых, кто рассказал популярно о традиции Ньингма и передаче тантрических учений Дзогчен.
Кармапа 17 — здесь мнения уже разделись, какого Камапу считать настоящим, а какого фальшивкой. Один вроде настоящий от Далай-ламы 14 и другой вроде настоящий от Ламы Оле Нидала. Кто настоящий вопрос сложный решайте сами. Но в топе этот духовный лидер в пятерке самых влиятельных среди буддийских лидеров в России и мире.
Тем не менее, данный духовный лидер прочно занимает по влиятельности пятое место.
Шестое место — занимает лама и Гуру многих и многих буддистов Тулку Еше Лодой Римпоче. Это очень знаковое лицо в буддийской среде, которое очень много сделало для развития буддизма в России наряду с Оле Нидалом, Геше Джампой Тинлеем и другими лицами, что не вошли в том, по причине малого количества голосов. Перерождение Тилопы, занимал различные важные должности в прошлых своих рождениях в таких традициях как: Кагью, Ньигмапа, на сегодняшний день практикует в традиции Гелук.
Седьмое место — Хамбо-лама 24 Дамба Аюшеев (Василий Борисович) — один из основателей новой буддийской организации в России (БТСР), раскольник российской буддийской Сангхи (активный сторонник конфликта между тибетцами и бурятами), но в тоже время герой для многих и многих буддистов из числа бурятских регионов России (Иркутская область, Читинская область и Бурятия).
Были враги стали друзья
С 90-х годов активно поднимает буддийское учения — приемущественно через строительство храмов и ступ, а также подготовку священнослужителей, вероятно, что в будущем в Бурятии снова появятся ламы и институты традиции Гелукпа.
Восьмое место — Тело Тулку Римпоче — третье лицо по важности и влиянию для монгольских буддистов, лидер буддистской сангхи России (БСР), перерождение Тилопы, активист по возрождения буддийской практики и храмов в Российской Федерации и на территории Республики Калмыкия.
С подачи олигархических кланов Калмыкии был назначен верховным ламой Калмыкии (Шаджин-лама). При активной деятельности Тело Тулку уже было построено 29 религиозных сооружений для буддистов.
Девятое место — Кьябдже Гарчен Римпоче — один из лидеров традиции Дрикунг Кагью в Алмазном Пути (Ваджраяна), основатель многих буддийских центров на Западе и в России. Активист, постоянно путешествует и дает различные учения для своих учеников.
Десятое место в топе занимает важное лицо в буддизме для йогинов и тантриков — Лама Йонтен Гиалцо — приемник Богдо-гегена на посту распространителя и проповедника йогической традиции Джонангпа.
https://youtube.com/watch?v=y0LImoj7U94%3Fversion%3D3%26rel%3D1%26showsearch%3D0%26showinfo%3D1%26iv_load_policy%3D1%26fs%3D1%26hl%3Dru%26autohide%3D2%26wmode%3Dtransparent
Ранние годы
Далай-лама XIV родился 6 июля 1935 г. в деревушке Такцер на северо-востоке Тибета, был девятым из шестнадцати детей в семье (имя при рождении Лхамо Тхондуп, тиб. «богиня, исполняющая желания»; по традиции не учитывался пол младенца). В 1937 г. в Такцер прибыла группа лам (религиозные учителя), искавших новое воплощение далай-ламы XIII, скончавшегося в 1933 г. (далай-лама — теократический правитель Тибета). Это было связано с тем, что после смерти далай-ламы монахи организуют поиски его следующей инкарнации — маленького ребенка, который должен обладать определенными признаками и пройти ряд испытаний. Лхамо Тхондуп был признан реинкарнацией далай-ламы XIII и отправлен сначала в монастырь Кумбум в провинции Амдо, а в 1939 г. — в Лхасу (до 1950 г. столица Тибета), где проходил обучение под руководством опытных наставников.
Образование
В феврале 1940 г. в возрасте 5 лет Лхамо Тхондуп был признан преемником далай-ламы XIII и получил имя Джецун Джампел Нгаванг Йеше Тензин Гьяцо (среди возможных переводов – «Великомилосердный», «Океан мудрости»). С шести до 24-х лет он обучался таким дисциплинам, как логика, тибетское искусство и культура, санскрит, медицина, буддийская философия, в программу обучения также входили поэзия, музыка и драматическое искусство, астрология и словесность. В 1959 г. по результатам успешной сдачи предварительных экзаменов в трех главных монастырских университетах ему была присвоена ученая степень доктора буддийской философии.
Участие в урегулировании тибето-китайского конфликта
Когда в октябре 1950 г. китайская армия вошла в Тибет, который с 1913 г. существовал фактически как независимое государство, чрезвычайная сессия Национальной ассамблеи Тибета обратилась к 15-летнему Тензину Гьяцо с просьбой принять на себя полномочия политического лидера. 17 ноября 1950 г. состоялось его возведение на престол духовного и светского правителя Тибета (по традиции — в 18-летнем возрасте).
В 1951 г. он был вынужден заключить соглашение с Китаем, по которому восточная часть Тибета стала национальным автономным регионом КНР. Затем в течение восьми лет предпринимал попытки достичь мирного сосуществования с КНР: в 1951-1959 гг. он был членом Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая (совещательный орган при руководстве КНР), в 1953-1959 гг. — депутатом Всекитайского собрания народных представителей (парламент), вел переговоры с Мао Цзэдуном и другими китайскими лидерами, в 1955 г. возглавил подготовительный комитет по созданию Тибетского автономного района в составе КНР. Однако его усилия по урегулированию тибето-китайского конфликта были сведены на нет жесткой политикой Пекина, что повлекло за собой народные волнения. 17 марта 1959 г., после подавления антикитайского восстания в Тибете, Тензин Гьяцо был вынужден оставить Лхасу. За ним последовало около 80 тыс. тибетцев, осевших впоследствии на территории Индии, Непала и Бутана.
В изгнании
С 1959 г. далай-лама живет в Индии (с 1960 г. в Дхарамсале, штат Химачал-Прадеш). По его предложению здесь были созданы тибетские правительство и парламент в изгнании (впоследствии, также по его инициативе, парламент был расширен и наделен полномочиями избирать правительство). Благодаря его активной деятельности в Индии для тибетских беженцев была создана система обучения языку и культуре, открыты институты тибетских исследований и тибетских видов искусства.
Далай-лама неоднократно обращался в ООН с просьбой об оказании помощи в решении тибетского вопроса. Результатом его действий стало принятие Генеральной Ассамблеей ООН трех резолюций (1959, 1961, 1965 гг.), призывающих Китай уважать права человека в Тибете и право тибетцев на самоопределение. В 1987 г. им был предложен «План мира из пяти пунктов», предусматривающий объявление Тибета зоной мира, прекращение массового переселения в Тибет китайцев, восстановление прав и свобод человека, сохранение уникальной экологии и запрет на утилизацию в Тибете ядерных отходов. За этот план в 1989 г. он был удостоен Нобелевской премии мира. Официальный Пекин расценил этот шаг как демонстрацию недружественной политики Запада в отношении КНР. Китайские власти отрицают существование «тибетского вопроса» и рассматривают нынешнего далай-ламу как «сепаратиста, угрожающего единству нации».
В марте 2005 г. он признал необходимость дальнейшего развития Тибета в составе КНР. Заявил, что продолжает переговоры с китайским правительством через посредников (начаты в 1978 г., прерваны в 1993 г., возобновлены в 2002 г.), не добивается независимости Тибета от КНР и готов принять существующую формулу автономии в рамках КНР при условии сохранения в неприкосновенности тибетской культуры, духовности и окружающей среды. В 2007 г. в Китае были разработаны правила, согласно которым кандидатуру будущего лидера тибетцев должны утверждать в Пекине (преемник Тензина Гьяцо будет выбран руководством компартии Китая из числа лояльных Пекину представителей духовенства). В связи с этим Тензин Гьяцо предложил провести референдум по поводу своей следующей реинкарнации, а также не исключил, что может сам выбрать преемника еще при жизни или что следующим его воплощением могла бы стать женщина.
Еще в 2001 г. Тензин Гьяцо передал часть своих светских полномочий избранному правительству, объявив, что теперь находится «наполовину в отставке». В марте 2011 г. он полностью отказался от политической власти, оставив за собой роль духовного лидера буддистов и сохранив титул далай-ламы (первые три далай-ламы также были только духовными лидерами).
Лидер буддистов является фигурой международного значения. Он активно путешествует (неоднократно посещал и нашу страну), встречается с политическими лидерами, известными учеными, принимает участие в межконфессиональных богослужениях (ни один из его предшественников не выезжал за пределы Азии). Его учения признаны многими институтами и университетами как основа мирных решений внутригосударственных и международных конфликтов, разрешений вопросов по правам человека.
Личные сведения
Помимо Нобелевской премии мира, имеет высшую награду США — Золотую медаль Конгресса, а также награды различных фондов, общественных организаций и университетов ряда стран (более восьмидесяти различных наград, почетных премий и ученых степеней).
Помимо санскрита и тибетского языка, владеет также английским и китайским.
Снялся в нескольких научно-популярных фильмах, автор книг, среди которых – «Моя земля и мой народ» (1962), «Буддизм Тибета» (1990), «Свобода в изгнании» (1992), «Этика для нового тысячелетия» (2001), «Как дарить любовь» (2007).
Буддийские храмы и монастыри в России
Названия и места написаны на тувинском языке
Названия написаны на алтайском языке
Поддержка российского нападения на Украину
Особняк Всеволжских, Остоженка, 49 — постоянное представительство БТСР в Москве
Первые свидетельства о существовании буддизма на территории современной РФ относятся к VIII веку н. э. Они связаны с государством Бохай, которое в 698—926 занимало часть сегодняшних Приморья и Приамурья. Бохайцы, чья духовная культура испытывала большое влияние соседних Китая, Кореи и Маньчжурии, исповедовали буддизм одного из направлений Махаяны.
Как живая традиция буддизм в его тибетской форме существует в России с начала XVII века, когда некоторые калмыцкие племена приняли российское подданство.
Ко времени установления российско-китайской границы по Кяхтинскому договору 1727 года буддизм играл заметную роль в жизни бурятского общества.
В 1764 году Екатерина II учредила пост Пандита-хамбо-ламы — главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья. Это событие считается признанием буддизма одной из государственных религий России.
В 1766 году бурятские ламы, в свою очередь, признали Екатерину Великую воплощением Белой Тары на Земле.
Манифестом императора Павла Петровича от 18 марта 1797 года и указом императора Александра Павловича от 22 июля 1822 года вновь было подтверждено разрешение свободного исповедания и распространения буддизма.
Доля буддистов по уездам и округам Российской империи по данным Первой всеобщей переписи населения 1897 года
В 1914 году под протекторат России перешёл Урянхайский край (ныне — Республика Тыва), где были давние буддийские традиции. Распространение буддизма в Туве началось ещё в XIII веке, после присоединения края к России власти в духовные дела территории не вмешивались, в 1917 году в Тыве проживало около трёх тысяч лам и послушников.
В 1917 году буддизм занимал одно из господствующих мест в духовной жизни народов Забайкалья. Его исповедовало почти всё проживающее здесь бурятское население (около 160 тысяч человек). Действовало 44 дацана, 144 малых храма, в которых насчитывалось около 16 тысяч монахов-лам.
В 30-е годы, в «пятилетку безбожия» правительство СССР предприняло меры, направленные на борьбу и с буддизмом. К началу 1941 года в стране не сохранилось ни одного действующего дацана, большая часть духовенства была репрессирована. Храмы разрушались, священные изображения и книги уничтожались.
Таким образом, к концу 30-х годов с буддизмом в СССР, как одной из официальных религией, было покончено.
Частичное возрождение буддизма в СССР началось в 1945 году, после поражения Японии в Советско-японской войне, когда по просьбе верующих был построен и начал действовать Иволгинский дацан, а в 1946 году правительством СССР было принято «Положение о буддийском духовенстве в СССР», в соответствии с которым этот дацан стал резиденцией главы буддистов СССР.
В 1972 году Б. Дандарон был арестован и обвинён в «организации буддийской секты». Вместе с ним были арестованы его четверо учеников, у остальных взяли подписку о невыезде. В 1974 году Дандарон умирает в лагере в возрасте 60 лет.
В общей сложности он провёл в заключении около 18 лет, в том числе по обвинению в шпионаже на Японию в 1937 году.
Последующая либерализация религиозной политики властей СССР и РФ позволила российским буддистам различного происхождения выйти из подполья и открыто заниматься религиозной деятельностью. В 1990 году за короткий срок открылось более 10 дацанов и велось строительство ещё нескольких.
Наличие трёх буддийских регионов в составе империи и непосредственная близость других стран с буддийской культурой во многом способствовали тому, что в XIX — начале XX века в России сформировалась одна из самых сильных в мире востоковедческих школ.
Буддийский храм в Санкт-Петербурге
В университетах Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Харькова, а также других крупных научных центрах открывались кафедры санскритологии, тибетологии, синологии, переводились важнейшие буддийские трактаты, снаряжались экспедиции в Азию. Труды В. П. Васильева (1818—1900), Ф. И. Щербатского (1866—1942), Е. Е. Обермиллера (1901—1935) и других выдающихся отечественных востоковедов служат образцом для учёных всего мира. При активном содействии ведущих буддологов и поддержке царского правительства бурятский лама Агван Доржиев (духовный наставник и посол Далай-ламы XIII) в 1915 году построил Буддийский храм в Санкт-Петербурге.
В 1930-е годы наступил период гонений как на буддизм, так и на буддологию. Почти на два десятилетия в России прекратились буддологические исследования.
Частичное возрождение буддизма и буддологической традиции началось в 1950-е и в 1960-е годы, но на официальном уровне они были реабилитированы лишь на рубеже 80—90-х годов. Бидия Дандарон смог в семидесятые годы организовать среди учёных-буддологов небольшую буддийскую группу, против которой начался судебный процесс. В 1972 году Дандарон был осуждён, и власти стали относиться к буддологии с большой подозрительностью.
Вместе с тем, дзен (чань-буддизм), как прежде всего эстетическое направление, стал популярен уже к середине 70-х годов, особенно в кругах интеллигенции, ленинградской и московской. Этому во многом способствовала мода на Западе тех лет, современное искусство, музыка фильмы, творчество таких известных авторов как Дж. Д. Сэллинджер и Джек Керуак. Работы Д. Т. Судзуки, Алана Уотса и других авторитетов были относительно доступны в самиздате. Академия Наук издавала классическую литературу в этой области, чань-буддизм продолжал оставаться в сфере исследования современной буддологии, а популярность дзен до начала 80-х не воспринималась властями как «опасность», в силу своего узко элитарного характера.
В 1989 году создается группа буддологии Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН под руководством В. И. Рудого — первое со времен Щербатского официально оформленное буддологическое направление. С тех пор появились отделения и кафедры буддологии в нескольких университетах, и процесс восстановления востоковедческой науки идёт быстрее.
В 1997 г. Б ИОН СО РАН переименован в Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской Академии наук (ИМБТ СО РАН).
Развитие буддизма с 1990 года
В Бурятии, Калмыкии, Туве, Санкт-Петербурге восстанавливаются уцелевшие буддийские храмы и открываются новые, при монастырях создаются учебные заведения, приглашаются тибетские учителя.
В России буддизм обретает популярность среди русских и других народов.
В настоящее время в России представлены многие буддийские школы: тхеравада, несколько направлений махаяны, в том числе японский дзэн, корейский сон и практически все школы тибетского буддизма.
Буддизм в Российской Федерации провозглашён одной из четырёх традиционных для России религий, наряду с православием, исламом суннитского толка и иудаизмом.
с Дмитрием Медведевым в августе 2009
с Владимиром Путиным в декабре 2000
В 1980 году окончил Петровск-Забайкальское педагогическое училище. Затем работал учителем в Кункурской средней школе Агинского Бурятского автономного округа.
По направлению Агинского дацана в 1983 году поступил в Буддийский университет им. Дзанабадзара в Улан-Баторе (Монголия) и окончил его в 1988 году. Специализировался по тибетской медицине.
В течение года по поручению ЦДУБ СССР был куратором советских студентов, обучавшихся в Буддийском университете. После этого работал эмчи-ламой в Иволгинском дацане.
В 1991 году назначается ширээтэ-ламой (настоятелем) возрождаемого к тому времени дацана «Балдан Брэйбун» в улусе Мурочи Кяхтинского района, первого дацана на территории этнической Бурятии. В течение двух лет под его руководством был заново отстроен на месте разрушенного в 1930-х годах новый цогчен-дуган, размерами сопоставимый с прежде существовавшим.
28 апреля 1995 года Дамба Аюшеев на альтернативной основе избирается XXIV Пандито Хамбо-ламой, председателем Центрального духовного управления буддистов РФ (ЦДУБ), впоследствии переименованного в Буддийскую традиционную сангху России.
За время пребывания Дамбы Аюшеева на этом посту был вновь возведён дацан на Верхней Берёзовке (Улан-Удэ) в качестве второй резиденции Пандито Хамбо-ламы, открыты два буддийских института (в Иволгинском и Агинском дацанах). В них преподают бурятские, тибетские и монгольские учителя. Открыты новые дацаны и дуганы на территории этнической Бурятии. Буддизм признан в качестве одной из четырёх традиционных конфессий России, широко развиваются международные связи.
С 2 августа 1995 года является членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Российской Федерации.
С 23 декабря 1998 года входит в президиум Межрелигиозного совета России.
С 3 марта 2004 года входит в президиум Межрелигиозного совета стран СНГ.
Дамба Аюшеев является вице-президентом Азиатской буддийской конференции за мир.