строительство головного атомного ледокола россия проект 10510

СТРОИТЕЛЬСТВО ГОЛОВНОГО АТОМНОГО ЛЕДОКОЛА РОССИЯ ПРОЕКТ 10510 Лидеры

23 апреля 2020 года подписан Государственный контракт №213/3133-Д на выполнение работ по строительству головного атомного ледокола проекта 10510 «Лидер

Государственный заказчик: ФГУП «Атомфлот».

Исполнитель: ООО «ССК «Звезда».

Цена контракта: 127 576 979 000 рублей.

Дата окончания работ: 15 декабря 2027 года.

Головному атомному ледоколу (ГАЛ) проекта 10510 присвоено имя «Россия».

Технический проект ГАЛ «Россия» разработан в 2017 году ПАО «ЦКБ «Айсберг» (г. Санкт-Петербург).

ООО «Судостроительный комплекс «Звезда» имеет лицензию № ГН-02-102-3965 на сооружение ядерной установки.

Судостроительный комплекс «Звезда» – первая в России верфь, которая выпускает крупнотоннажные морские суда. На территории предприятия размещены и работают блок корпусных производств (БКП), цех сборки блоков (ЦСБ), окрасочные камеры, тяжелый открытый достроечный стапель, крупнейший в стране сухой док (длина 485 м, ширина 114 м, глубина 14 м) с разнообразным транспортировочным и грузоподъемным оборудованием, включая два мостовых крана «Голиаф» (высота 120 м, ширина 189 м, грузоподъемность 1200 т).

Строительство ледокола в режиме реального времени (Камера 1).

(Примечание: г. Большой Камень находится на Дальнем Востоке, разница с московским временем + 7 часов.)

С 1 августа 2020 года открылось Представительство ФГУП «Атомфлот» в г. Большой Камень и начала работать группа наблюдения за строительством   ГАЛ «Россия». Основные задачи группы наблюдения: контроль за соответствием строящегося судна техническому проекту, контроль качества работ, рассмотрение и согласование технической документации, учет и контроль расходования финансовых средств.

6 июля 2020 года в блоке корпусных производств состоялась первая резка стали.

На церемонии присутствовали генеральный директор ФГУП «Атомфлот» М. М. Кашка и генеральный директор ООО «ССК «Звезда» С. И. Целуйко

24 ноября 2020 года состоялась закладка киля головного атомного ледокола «Россия».

23 декабря 2020 года получено Свидетельство о праве собственности на судно (строящееся судно).

Основные характеристики ГАЛ «Россия»:

Атомный ледокол будет оснащен двумя реакторными установками «РИТМ-400», мощностью 315 МВт. Комплектным поставщиком ядерной энергетической установки (ЯЭУ) судна (включая реакторные установки (РУ), паротурбинные установки (ПТУ), автоматизированную систему управления технологическими процессами (АСУ ТП) и вспомогательное оборудование) является АО «ОКБМ «Африкантов» (г. Нижний Новгород).

Секция № 06003 ГАЛ «Россия» в блоке корпусных производств; Секция № 06004 ГАЛ «Россия» в цехе сборки блоков

Секции № 06001, 06002, 06004 ГАЛ «Россия» в сухом доке

Мурманск 

31 мар, 09:57

«Росатом» оценил сроки строительства ледокола-лидера для Севморпути


СТРОИТЕЛЬСТВО ГОЛОВНОГО АТОМНОГО ЛЕДОКОЛА РОССИЯ ПРОЕКТ 10510

Госкорпорация «Росатом» в настоящий момент не рассматривает изменение сроков строительства ледокола-лидера проекта 10510 «Россия» из-за сложностей с поставками комплектующих, сообщает ИА «ПортНьюс» со ссылкой на заявление представителя компании. В корпорации уточнили, что строительство ледокола ведется в соответствии с условиями заключенного контракта.

Ранее СМИ сообщили, что стоимость строительства ледокола может вырасти на 40–60%, а сроки его строительства — сдвинуться. В частности, как информировал «Коммерсантъ», в настоящее время есть отставания по изготовлению крупных корпусных отливок, растут стоимость и сроки работ по производству отдельных частей ядерной энергетической установки ледокола. До конца апреля «Росатом» на основании данных «Роснефти» должен предоставить в Минпромторг доклад об увеличении стоимости и сроков работ. При этом в ведомстве пояснили изданию, что «только по результатам проведения экспертизы при необходимости можно будет аргументированно говорить об объективном увеличении срока и стоимости строительства».

Госконтракт стоимостью 127,6 млрд руб. на строительство головного атомного ледокола «Россия» был заключен в апреле 2020 года, его заказчик — «Атомфлот», дата окончания работ — декабрь 2027 года. Ледокол мощностью 120 МВт. Он обеспечит круглогодичную проводку крупнотоннажных судов по всей акватории Северного морского пути. Всего планировалось построить не менее трех ледоколов этого типа.

В феврале 2023 года Росатомфлот заключил контракт на новые универсальные атомные ледоколы для Севморпути проекта 22220. Ввод в эксплуатацию пятого ледокола запланирован на декабрь 2028 года, а шестого — на декабрь 2030 года. В настоящее время продолжается строительство третьего и четвертого серийных универсальных атомных ледоколов «Якутия» (контрактный срок сдачи — декабрь 2024 года) и «Чукотка» (контрактный срок сдачи — декабрь 2026 года).

Общество 

06 июл 2020, 12:58

В Приморье началось строительство атомного ледокола проекта «Лидер»


СТРОИТЕЛЬСТВО ГОЛОВНОГО АТОМНОГО ЛЕДОКОЛА РОССИЯ ПРОЕКТ 10510

Резка первых деталей корпуса для атомного ледокола проекта «Лидер»

На дальневосточной верфи «Звезда» в Приморском крае началось строительство сверхмощного атомного ледокола «Россия» проекта «Лидер». Об этом сообщила пресс-служба «Росатомфлота» (предприятие госкорпорации «Росатом». — РБК).

Первая резка металла ледокола для строительства состоялась 6 июля в городе Большой Камень. Государственным заказчиком судна является «Росатом», застройщиком стал «Атомфлот», а судостроительный комплекс «Звезда» — единственный исполнитель контракта, передает пресс-служба. Согласно условиям договора, ледокол планируют ввести в эксплуатацию в 2027 году. Судну проекта 10510 присвоили название «Россия».

«Судно проекта 10510 не имеет аналогов. Уникальный атомный ледокол обладает исключительными техническими характеристиками, которые позволят ему гарантированно обеспечить круглогодичные проводки в восточном районе Арктики», — заявил генеральный директор «Атомфлота» Мустафа Кашка.

Ледокол длиной 209 м и шириной 47,7 м построят по техническому проекту центрального конструкторского бюро «Айсберг». По данным пресс-службы, ледокол оснастят атомной энергетической установкой РИТМ-400, разработанной предприятием «Росатом» — «ОКБМ Африкантов». Также судно будет иметь паротурбинную установку с четырьмя турбогенераторами по 37 МВт каждый и систему электродвижения с четырьмя гребными электродвигателями по 30 МВт каждый.

Ранее издание «Коммерсантъ» писало, что 23 июня 2020 года самый мощный мире ледокол «Арктика» отправился на ходовые испытания. Осенью «Атомфлот» готовится получить судно в промышленную эксплуатацию. Собеседники «Коммерсанта» заявили, что после ходовых испытаний еще около месяца потребуется на ревизию механизмов.


СТРОИТЕЛЬСТВО ГОЛОВНОГО АТОМНОГО ЛЕДОКОЛА РОССИЯ ПРОЕКТ 10510

Ледокол «Урал» проекта 22220.

Время гигантов еще не наступило

Начать непростую историю стоит с осознания факта хронической нехватки в России ледокольного флота. В первую очередь по причине роста перевозок по Северному морскому пути.

По итогам 2022 года поток грузов превысил 34 млн тонн, что рекордно – такого не было ни в советскую эпоху, ни в современной России. Основные потоки идут от ямальского СПГ «Новатек», Новый Порт «Газпромнефть» и Арктик СПГ-2 «Новатек». При этом снижение грузоперевозок не планируется – в 2023 году должны быть достигнуты более 40–45 млн тонн, а в 2025 году – сразу 90 млн.

В настоящее время более половины грузопотока Северного морского пути составляет сжиженный природный газ. Наличие мощного ледокольного флота в освоении Северного морского пути критически важно. Несмотря на неизбежное глобальное потепление, темпы отступления льдов на север недостаточны, и атомные ледоколы еще долго будут актуальны.

Можно построить современные терминалы и порты, закупить газовозы и танкеры, но остаться без ледокольных судов. Работать многомиллиардное хозяйство будет считанные месяцы в году. Для осуществления круглогодичной навигации в России запущено строительство целой серии ледоколов.

Парадоксально, но младшие ледоколы проекта 22220 являются самыми большими и мощными в мире. В соответствии с программой три судна уже спущены на воду, а четыре на стадии строительства. Точнее на воду спущены даже четыре ледокола – «Арктика», «Сибирь», «Урал» и «Якутия», но последняя будет достраиваться на плаву до конца следующего года.


СТРОИТЕЛЬСТВО ГОЛОВНОГО АТОМНОГО ЛЕДОКОЛА РОССИЯ ПРОЕКТ 10510

Строящийся ледокол «Якутия» проекта 22220.

На Балтийском заводе с 2020 года строится «Чукотка», а в 2024 и 2025 году заложат соответственно «Камчатку» и «Сахалин». Серия ледоколов разрабатывалась специально для Северного морского пути и отличается универсальностью, то есть способностью работать как в море, так и в руслах рек. Обеспечивается это переменной осадкой, то есть адаптацией ледокола к речному мелководью и к морским глубинам.

Суда проекта 22220 должны постепенно заменить ледоколы еще советского периода – «Вайгач», «Таймыр», «Ямал» и «50 лет Победы». Как утверждает заместитель председателя Правительства России Александр Новак, всего через семь лет количество ледоколов на Северном пути составит 13 единиц, из которых не менее девяти будут относиться к классу суперсовременных.

Но не ледоколами едиными живут северные моря – к 2030 году Россия намерена выпустить в эксплуатацию 132 судна арктического класса. В этой же программе строительство 46 кораблей для аварийно-спасательного флота и специальной авиации. Первые птички уже есть – офшорный Ми-171А3 для нефтяников и газовиков работает в небе с 2021 года.

Главными игроком на Северном морском пути должны стать атомные ледоколы проекта 10510 «Лидер». Силовая установка кораблей развивает рекордные 120 МВт, что в два раза больше, чем у ледоколов проекта 22220. Для сравнения: совокупная мощность авианосца «Адмирал Кузнецов» лишь немногим больше – 148 МВт.

В планах построить не менее трех «Лидеров», предназначенных в первую очередь для скоростной проводки по льдам крупнотоннажных судов. Еще одно сравнение – ширина самых больших в мире ледоколов проекта 22220 составляет 34 метра, а у строящегося «Лидера» – 47,7 метра. Провести по льдам супертанкер наподобие Knock Nevis вряд ли получится, но вот для прохода какого-нибудь Maersk Peary и нескольких его старших собратьев места вполне хватит.

Планов, как видим, просто громада, и все они должны реализоваться не позднее 2030 года. Но на этом хорошие новости отечественного судостроения заканчиваются.

Соблюсти сроки вряд ли получится

Тревожный звонок прозвучал год назад, когда Владимир Путин призвал не терять набранный темп и соблюдать сроки ввода в эксплуатацию новых ледоколов. Президент озвучил данное требование накануне запуска в работу ледокола проекта 22220 «Урал» в декабре 2022 года.

Но даже в случае соблюдения всех планов производства, ледокольного флота все равно не хватит. Темпы роста перевозок по Северному морскому пути растут стремительнее, чем ожидалось, что требует больше судов. Если с транспортными судами еще как-то можно разобраться, например, закупить корабли «условно ледового класса», то с ледоколами так не получится.

Алексей Чекунков, руководитель Минвостокразвития, утверждает, что к 2030 году требуются еще шесть ледоколов вдобавок к заложенным и запланированным. Иначе к обозначенному времени добиться ежегодного трафика в 200 млн тонн грузов не получится. При этом все отечественные верфи загружены заказами на годы вперед.

Чекунов предлагает, пока не поздно, обратиться за помощью к судостроителям Индии и Китая. Но это только половина беды.

В конце концов, ничего критического не произойдет, если к 2030 году не появятся шесть дополнительных ледоколов – просто грузооборот в Ледовитом океане не будет расти столь стремительно.


СТРОИТЕЛЬСТВО ГОЛОВНОГО АТОМНОГО ЛЕДОКОЛА РОССИЯ ПРОЕКТ 10510

Ледокол проекта 10510 еще только в планах, но уже успел подорожать с 128 до 200 млрд рублей.

Настоящие сложности начались, когда посчитали стоимость строящихся ледоколов.

Суда и до международных санкцией были недешевыми – каждый суперледокол «Лидер» тянул на 130 млрд рублей, а класс 22220 – на 60 млрд. В ценах 2023 года каждый «Лидер» оценивается в 200 млрд рублей. При этом смещается вправо срок принятия судна в эксплуатацию.

Первоначально первый ледокол проекта «Лидер», который несет гордое имя «Россия», должен был появиться в декабре 2027 года. Теперь его появление на Северном морском пути не ждут ранее 2029 года. Причин множество – нехватка рабочих рук на верфи «Звезда», задержка с поставками и элементарное недофинансирование.

Корабли проекта «Лидер» неожиданно дорожают до 200 млрд рублей каждый, что влечет за собой ворох проблем, главная из которых – рост тарифов за проводку судов. В самом сложном случае это нивелирует всю привлекательность Северного морского пути, прежде всего, для иностранных судовладельцев.

Самое удивительное, что отставание в темпах сборки «России» связано со сложностями отливок крупных частей корпуса и сборкой узлов ядерной установки. Эти элементы вообще никак не должны зависеть от импортного оборудования и тем более от курса доллара. Но что есть, то есть – ледовой зуб, элементы руля и гребных винтов предполагалось изготавливать на заводе «Энергомашспецсталь» в Краматорске. По имеющимся данным и понятным причинами, завод сейчас не в состоянии произвести необходимые узлы – часть предприятия разрушена.

Не лучшим образом обстроит дело с младшими братьями «России» – ледоколами класса 22220 «Арктика». Корабли «Чукотка» (заложен в декабре 2020 года) и «Камчатка» (закладка в планах в 2024 году) могут подорожать в два раза. Это соответственно пятый и шестой ледоколы серии. О том, насколько вырастет в цене финальное судно «Сахалин», пока даже не заикаются.

Дальше – больше.

Непростая ситуация в экономике заставляет снижать государственное финансирование строительства кораблей. При этом еще в прошлом году Михаил Мишустин подписал постановление о выделении 118 млрд рублей на пару дополнительных ледоколов и 25 млрд на корабль обеспечения. Финансирование предполагалось освоить к 2030 году.

Но сейчас финансисты всерьез задумались об экономии. В проекте бюджета на 2024–2026 гг. затраты на постройку ледоколов серии 22220 и 10510 несколько ужаты. В общей сложности экономия должна составить 9–10 млрд рублей. Отщипнут немного от каждого строящегося ледокола – в среднем по 2 млрд рублей. Катастрофой, на первый взгляд, не пахнет, но с учетом подорожания каждого судна сроки ввода в эксплуатацию заметно сдвинут вправо.

К сожалению, это становится неким трендом современности. Сначала переписали программу по гражданскому авиастроению, сместив добрую часть производства ближе к 2030 году. Сейчас дойдет дело до атомного ледокольного флота.

Насколько это критично в действительности, нам только предстоит осознать. Похоже, и в промышленном секторе придет время непростых и жестких решений. Главный вопрос – когда?

«Лидер» для Севморпути. Чем интересен новый ледокол?

Атомный «Лидер» за работой. Графика ГК «Росатом» / rosatom.ru

15 января правительство приняло постановление о строительстве головного атомного ледокола пр. 10510 «Лидер». Проект уже готов, и в этом году открывается финансирование строительства. Через несколько лет судно встанет в строй и даст нашей экономике новые возможности на арктическом направлении. Все эти результаты будут получены благодаря применению современных технологий и перспективных решений.

Участники и сроки

Проектирование перспективного атомного ледокола пр. 10510 / «Лидер» / ЛК-120Я стартовало несколько лет назад и велось силами нескольких организаций. Головным разработчиком стало ЦКБ «Айсберг». О КБМ им. И.И. Африкантова отвечало за разработку ядерной энергоустановки. Часть исследовательских и проектных работ взял на себя Крыловский государственный научный центр. Эти организации не впервые объединяются для создания нового судна, но на этот раз им предстояло разработать особо масштабный проект.

К настоящему времени почти все основные работы завершены. В течение нескольких лет проводились различные испытания и проектирование. К примеру, с 2017 г. К ГНЦ неоднократно проводил испытания модели корпуса ледокола с имитацией различных условий и разной толщины льда. Опытные изделия успешно справлялись с поставленной задачей и проводили за собой модели танкеров.

В соответствии с постановлением правительства №11 от 15 января 2020 г., государственным заказчиком нового строительства назначена госкорпорация «Росатом». Застройщиком назначено ФГУП «Атомфлот», отвечающее за эксплуатацию всего российского флота атомных ледоколов. Судно заложат на судостроительном комплексе «Звезда» в Большом Камне.

Архитектура энергоустановки. Графика ГК «Росатом» / rosatom.ru

Бюджетные инвестиции в строительство головного «Лидера» начнутся уже в этом году. График финансирования запланирован на 2020-27 гг. Соответственно, сроком сдачи судна назначен 2027 г. Общая сумма расходов на ледокол – 127 577 млн рублей.

Технические особенности

Задачей «Лидера» станет круглогодичная работа на Севморпути с целью обеспечения навигации и проводки военных, торговых или научных судов. С этим связан ряд характерных технических требований, выполнение которых связано с применением современных и перспективных технологий.

В соответствии с техническим заданием, ледокол пр. 10510 должен преодолевать при постоянном движении с минимальной скоростью льды толщиной не менее 4 м. Для льдов толщиной 2 м скорость постоянного хода задана на уровне 12 узлов. Необходимость проводки крупнотоннажных судов привела к высоким требованиям по ширине корпуса. Также требовалось обеспечить высокую автономность по запасам и срок эксплуатации в 40 лет.

Согласно проекту, новый атомный ледокол должен иметь длину 209 м при максимальной ширине ок. 48 м. Полное водоизмещение – более 71 тыс.т. Как и другие суда своего класса, «Лидер» получает характерную высокую надстройку. Носовая палуба выполнена закрытой. На корме организуется вертолетная площадка; там же имеются места для установки специального оборудования или вооружения.

Во льдах. Графика ГК «Росатом» / rosatom.ru

Энергоустановка для пр. 10510 строится на основе двух водо-водяных реакторов РИТМ-400 с тепловой мощностью по 315 МВт. Реактор нового типа создан на основе изделия РИТМ-200 для ледоколов типа ЛК-60Я. При максимальной унификации с предшественником, РИТМ-400 имеет вдвое большую мощность. Ресурс – 40 лет при необходимости замены топлива через 5-7 лет.

Электроэнергия от ЯЭУ будет поступать на четыре двигателя, приводящие в движение четыре гребных винта постоянного шага. Общая мощность на валах – 120 МВт. Судно сможет развивать максимальную скорость до 22-24 узлов (на чистой воде); прокладка каналов будет осуществляться на меньших скоростях. Дальность плавания – практически неограниченная.

Судно получит комплекс современного радиоэлектронного оборудования, обеспечивающего эффективную навигацию во всех широтах и в различных условиях. Также будут использованы средства наблюдения за обстановкой, связи и т.д.

В кормовой части корпуса предусматриваются места для размещения груза или специального оборудования. Для работы с грузами «Лидер» получит два подъемных крана. За счет полезной нагрузки в кормовом отсеке ледокол сможет решать научно-исследовательские, спасательные или иные задачи. Также не исключается возможность установки вооружения – при наличии соответствующих угроз.

Испытания модели ледокола, 2017 г. Фото АО «ОСК» / aoosk.ru

Управлять судном будет экипаж из 130 человек. При необходимости ледокол сможет взять на борт научную группу или других пассажиров. Автономность по запасам провизии задана на уровне 8 месяцев. Как и другие отечественные атомные ледоколы, новый «Лидер» будет отличаться улучшенными бытовыми условиями для экипажа и пассажиров.

Проект 10510 / ЛК-120Я предусматривает строительство самого крупного и тяжелого атомного ледокола в отечественной и мировой практике. Такое судно будет существенно крупнее и в разы тяжелее других современных ледоколов, что обеспечит преимущества в основных характеристиках. По сути, в распоряжении «Атомфлота» появится уникальный инструмент для решения особых задач в суровых условиях Арктики.

Впрочем, строительство ледоколов «Лидер» может быть связано с известными затруднениями. Проект весьма сложен и требует совместных усилий целого ряда отраслей. Кроме того, он предъявляет особые требования к судостроителям. Наконец, новые суда отличаются рекордной стоимостью. Для сравнения, строящиеся сейчас ледоколы пр. Л К-60Я стоят порядка 50 млрд рублей.

Польза для экономики

Еще несколько лет назад, до завершения разработки пр. 10510, стали известны цели и задачи нового ледокола. Кроме того, активно обсуждался его потенциал и влияние на морские перевозки в Арктике. По разным расчетам, атомный ледокол типа «Лидер» сможет заметно повлиять на эксплуатацию Севморпути и повысить его основные показатели. Появление нескольких таких судов еще больше скажется на экономике.

Выгодное сочетание основных характеристик и габаритов позволит «Лидеру» проводить через льды суда шириной до 35-40 м и дедвейтом до 180-200 тыс.т. В первую очередь, ожидается проводка танкеров или газовозов ледового класса. В зависимости от разных условий, прохождение судов по всей длине Севморпути за ледоколом пр. 10510 будет занимать не более 15-20 суток.

Макет будущего «Лидера». Фото ЦКБ «Айсберг» / iceberg.sp.ru

Таким образом, появление нового тяжелого атомного ледокола позволит ускорить перевозки по Севморпути и оптимизировать их экономическую составляющую. В конечном итоге это положительно скажется на общем грузообороте. Наша страна сможет нарастить свои перевозки и торговлю, а также заработать на обеспечении прохождении чужих судов.

Согласно известным расчетам, оптимальные показатели Севморпути могут быть получены при наличии трех атомных ледоколов типа «Лидер». Строительство двух серийных судов пока относят к отдаленному будущему – их служба начнется не ранее тридцатых годов. Получение трех тяжелых ледоколов позволит «Атомфлоту» реализовать все преимущества как самих судов, так и стратегически важных арктических маршрутов.

Ледоколы будущего

«Лидеры» смогут повлиять на экономику только в отдаленном будущем, а пока главной задачей промышленности является подготовка к строительству головного судна. Этот процесс уже завершается, и вскоре начнутся работы по сборке первых агрегатов корпуса будущего ледокола. Строительство завершат в середине десятилетия, затем проведут необходимые испытания и передадут ледокол заказчику. К моменту его сдачи в 2027 г. промышленность должна начать строительство двух серийных судов.

По результатам этого строительства к середине тридцатых у нашей страны будет три выдающихся во всех отношениях ледокола – не считая ряда других современных судов этого класса. В основе ожидаемых результатов будут лежать самые новые и перспективные технологии и наработки в разных областях. Именно они будут определять будущее Севморпути и освоения Арктики в целом.

А́томные ледоко́лы прое́кта 10510 «Ли́дер» (ЛК-120Я) — проект российских универсальных двухосадочных атомных ледоколов мощностью 120 МВт с ядерной силовой установкой.

Главные задачи данных судов: обеспечение круглогодичной навигации по Северному морскому пути и проведение экспедиций в Арктику. За счёт увеличенной ширины корпуса предполагается проведение крупнотоннажных судов.

Разработкой ледокола занимаются:

Всю энергию судно получит от атомной паропроизводя́щей установки, состоящей из двух реакторных установок «РИТМ-400» тепловой мощностью по 315 МВт каждая. Движителем судна служат четыре четырёхлопастных гребны́х винта фиксированного шага.

Согласно требованиям Министерства промышленности и торговли Российской Федерации:


СТРОИТЕЛЬСТВО ГОЛОВНОГО АТОМНОГО ЛЕДОКОЛА РОССИЯ ПРОЕКТ 10510

В Большом Камне Приморского края на судостроительном комплексе «Звезда» начато строительство головного большого линейного атомного ледокола проекта 10510 (ЛК-120Я, шифр «Лидер»). Церемония резки стали для ледокола прошла 6 июля в блоке корпусных производств «Звезды».

Как ранее сообщалось, всего планируется постройка трех ледоколов нового проекта. В январе этого года российское правительство выделило на строительство головного ледокола в период с 2020 по 2027 годы из федерального бюджета 127,576979 млрд рублей. Для постройки двух других ледоколов серии средства пока не изысканы, но время еще есть, их закладка запланирована на 2023 год.

Ледоколы «Лидер» будут предназначены для круглогодичной проводки крупнотоннажных грузовых судов по Севморпути.

Согласно проекту полное водоизмещение новых ледоколов составит 71,4 тысячи тонн при длине 209 метров, ширине 47,7 метра и высоте 20,3 метра. Судно получит два ядерных реактора РИТМ-400 мощностью 120 мегаватт на винтах и тепловой мощностью 315 мегаватт каждый.

Как заявили разработчики проекта из Санкт-Петербургского ЦКБ «Айсберг», ледокол «Лидер» сможет развивать скорость до 24 узлов на чистой воде и до 12 узлов по льду толщиной до 2 метров. Максимально преодолеваемая толщина льда — 4 метра. Срок службы такого ледокола рассчитан на 40 лет. Экипаж — 127 человек. Автономность ледокола по запасам провизии составит 8 месяцев.

Оцените статью
Лидеры России