- Координационный совет по законотворческой деятельности и Экспертно-консультативные советы фракции
- Аппарат Федерального собрания
- Издания Федерального собрания
- В Алтайском крае ветеранам СВО дадут земельные участки
- Распределение депутатских мандатов между списками кандидатов
- Зарплата и льготы депутатов
- Возможности роспуска Государственной думы
- Представители президента РФ в Государственной думе Федерального собрания России
- Председатели Государственной думы
- Комитеты Государственной думы по созывам
- Совет Государственной думы
- Фракции Госдумы прежних созывов
- Лоббизм в Государственной думе
- Думские фракции поделились с “Ъ” своими планами на весеннюю сессию
- Какие отзывы получили законодательные инициативы депутатов
Координационный совет по законотворческой деятельности и Экспертно-консультативные советы фракции
Координационный совет по законотворческой деятельности фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе и экспертно-консультативные советы фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по направлениям деятельности являются коллегиальными органами, образованными для широкого экспертного обсуждения законопроектов, подготовленных к внесению в Государственную Думу депутатами Государственной Думы – членами фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ», фракциями «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и по решению Президиума фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» иными инициаторами.
Координационный совет и экспертно-консультативные советы осуществляют также иные функции в соответствии с настоящим Положением.
Возглавляет Координационный совет первый заместитель руководителя фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Андрей Исаев. В состав Координационного совета входят руководители Экспертно-консультативных советов фракции.
Экспертно-консультативные советы фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:
1. Э КС по совершенствованию законодательства в сфере экономической политики, промышленности и науки
Руководитель – Панина Елена Владимировна
2. Э КС по совершенствованию законодательства в сфере защиты национальных интересов и вопросах международной политики
Руководитель – Федоров Евгений Алексеевич
3. Э КС по взаимодействию с бизнес-сообществом и совершенствованию законодательства в сфере предпринимательства и цифровой экономики
Руководитель – Сазонов Дмитрий Валерьевич
4. Э КС по совершенствованию законодательства в сфере физической культуры, спорта и развития внутреннего туризма
Руководитель – Брыксин Александр Юрьевич
5. Э КС по совершенствованию законодательства в сфере регулирования финансового рынка и банковского сектора
Руководитель – Резник Владислав Матусович
6. Э КС по совершенствованию законодательства по вопросам обеспечения жильем, развития ЖКХ и благоустройства
Руководитель – Пахомов Сергей Александрович
7. Э КС по совершенствованию законодательства, регулирующего работу СМИ и вопросам развития гражданского общества
Руководитель – Костенко Наталья Васильевна
8. Э КС по совершенствованию антикоррупционного законодательства и законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок
Руководитель – Гетта Антон Александрович
9. Э КС по совершенствованию законодательства в области культуры, межнациональных и межрелигиозных отношений
Руководитель – Шолохов Александр Михайлович
10. Э КС по совершенствованию законодательства в области межбюджетных отношений и местного самоуправления
Руководитель – Бахметьев Виталий Викторович
11. Э КС по совершенствованию законодательства в сфере АПК и социального развития села
12. Э КС по совершенствованию законодательства в сфере социальной политики, здравоохранения, образования и трудовых отношений
Руководитель – Тарасенко Михаил Васильевич
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 октября 2023 года; проверки требуют 4 правки.
Федеральное собрание в системе власти Российской Федерации
Аппарат Федерального собрания
Руководитель Аппарата Федерального собрания
Издания Федерального собрания
Для освещения деятельности Федерального собрания издаются:
В Госдуме в четверг прошло расширенное заседание совета по делам ветеранов при председателе партии «Справедливая Россия — За правду» (СРЗП) Сергее Миронове и координационного совета ветеранских организаций. Участники встречи, на которой выступили и представители других фракций, ратовали за создание федерального органа по делам ветеранов, трудоустройство участников СВО в школы преподавателями ОБЖ и даже за появление в России «партии вежливых людей».
Главную задачу партийного совета Сергей Миронов сформулировал так: «Каждый воин, участвующий в СВО, должен знать, что, когда он вернется, все его встретят должным образом, и он обязательно получит от родины то, что заслужил. Чтобы не повторилась ситуация с «афганцами», которым говорили: мы вас туда не посылали». Принято уже много разных мер поддержки, но их все равно недостаточно, настаивал партиец.
Сергей Миронов напомнил о предложении СРЗП ввести единый сертификат на реабилитацию участников СВО, с которым они могли бы обратиться в медучреждение по своему выбору, а расходы оплачивал бы госфонд «Защитники отечества».
Есть у лидера эсеров мысли и о том, как пополнить сам этот фонд: поднять НДФЛ до 18% для тех, кто получает больше 10 млн руб. в год. Еще одна партийная инициатива под названием «Справедливая помощь» состоит в том, что каждый депутат-эсер взял шефство хотя бы над одной семьей участника СВО. « Я лично взял шефство над четырьмя такими семьями»,— признался господин Миронов.
На заседание пришел и глава комитета по обороне Андрей Картаполов («Единая Россия»). « Когда страна защищает свои интересы, свою независимость, решает задачи на поле боя, во главе угла должен быть человек с ружьем, человек в погонах»,— заявил генерал. Он отметил, что Думой уже проделана большая работа по совершенствованию военного законодательства, но ряд инициатив еще находятся на рассмотрении — например, законопроекты о повышенных пенсиях кавалерам ордена Святого Георгия и о выплатах фактическим воспитателям, которые содержали погибшего военнослужащего в течение пяти лет до его совершеннолетия. « Некоторых военнослужащих воспитывали бабушки и дедушки, и они у нас никакого отношения к выплатам не имеют — это не очень правильно»,— пояснил единоросс.
По словам депутата Картаполова, нужно также, чтобы родственники погибших бойцов СВО могли бесплатно приехать на их похороны, если они проходят в другом городе.
Председатель комитета по труду Ярослав Нилов (ЛДПР), в свою очередь, заверил, что у фракций нет каких-либо разногласий по поддержке ветеранов и ветеранских организаций. « Не всегда удается договориться с правительством, но вода и камень точит»,— оптимистично добавил либерал-демократ.
Затем своими соображениями поделились и другие участники встречи. Так, президент Союза ветеранов СВО Олег Панчурин призвал больше работать с вдовами, уделяя особое внимание психологической помощи. Депутат от СРЗП Яна Лантратова предложила трудоустраивать ветеранов СВО в школы на должности преподавателей ОБЖ, поскольку «помимо практического опыта они могут передать нашим детям нравственный опыт, стать ориентиром и примером мужества».
Олег Нилов (СРЗП) считает необходимым добиваться для участников всех боевых действий такого же статуса, какой есть у участников Великой Отечественной войны, а деньги на льготы и выплаты «есть, просто их нужно у кого-то забрать».
Кроме того, по мнению эсера, в РФ должны появиться Министерство по делам ветеранов и «партия вежливых людей» (за последнюю идею, признался он, его критикуют даже коллеги по партии). « Почему есть «Новые люди», есть «единые», есть «справедливые»? Партия вежливых людей — это главный защитник в том числе и безопасности внутри страны. Посмотрите, сколько угроз: то навальнисты, то джихадисты»,— привел доходчивые аргументы депутат. Он убежден, что нужно «выгнать из власти» тех, кто не помогает ветеранам, и привести туда «наших героев». Если же создать партию не получится, Олег Нилов пообещал добиваться того, чтобы половину списков СРЗП на всех выборах составили ветераны боевых действий. Заодно он предложил поднять ставки и взять под депутатскую опеку не по одной семье участника СВО, а минимум по три.
В Алтайском крае ветеранам СВО дадут земельные участки
Глава «Братства ветеранов 245-го полка» Михаил Голубчиков с идеей создать федеральный орган власти по делам ветеранов согласился и вспомнил, что она обсуждалась с Минобороны, но потом о ней забыли, потому что появился фонд «Защитники отечества». Между тем этот фонд, по мнению общественника, не решает всех проблем, и в его организацию «ежедневно обращаются за помощью» ветераны, которым «Защитники отечества» в ней отказали. С ветеранскими объединениями тоже дело обстоит непросто, потому что они «разрозненны и конкурируют между собой за господдержку», добавил господин Голубчиков.
Наконец, бывший депутат Госдумы, ветеран правоохранительных органов Николай Рыжак заявил, что «федеральный орган — это хорошо, но без создания общероссийского союза ветеранов СВО нам не обойтись». Все свои предложения участники встречи собираются передать лидерам думских фракций, а также в думские комитеты по обороне и по труду.
Избирается гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.
Слово дума применялось для обозначения различных совещательных и представительных органов со времён Древней Руси (см. княжеская дума, боярская дума). В Российской империи представительные органы городского самоуправления назывались городская дума. Орган под названием Государственная дума впервые возник в 1905 году как всероссийский законосовещательный, а затем законодательный орган. Государственная дума Российской империи просуществовала до 1917 года и была упразднена после Февральской революции.
В СССР и РСФСР функции высшего законодательного органа были возложены соответственно на Верховный Совет СССР (1937—1991) и Верховный Совет РСФСР (1938—1993), а с 1989 года — также на Съезд народных депутатов СССР и Съезд народных депутатов России.
Указ президента Бориса Ельцина № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», ставший отправной точкой событий сентября — октября 1993, предусматривал роспуск Съезда и Верховного Совета и проведение выборов Государственной думы как нижней палаты нового парламента — Федерального собрания. Выборы депутатов Государственной думы были назначены на 11 и 12 декабря 1993.
В результате дальнейших событий выборы Государственной думы I созыва прошли 12 декабря 1993 года одновременно с референдумом, на котором была принята новая Конституция России. Конституция закрепила статус Государственной думы как одной из палат Федерального собрания.
Государственная дума работает в Москве в здании по адресу: Охотный Ряд, дом 1, которое ранее принадлежало Совету труда и обороны СССР, Совету министров СССР, Госплану СССР.
Порядок проведения выборов депутатов Государственной думы определяются федеральными законами «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и рядом других федеральных законов. Законы устанавливают принцип избрания депутатов гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина России в выборах является свободным и добровольным.
Закон о выборах депутатов Государственной думы неоднократно изменялся. Ныне действующий закон является пятым по счёту. Каждая новая редакция закона в той или иной степени меняла применяемую на выборах избирательную систему. В частности, менялась роль политических партий; порядок выдвижения кандидатов; соотношение количества депутатов, избираемых по мажоритарной (по округам) и пропорциональной (по спискам) системе; проходной барьер в пропорциональной системе.
Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин России, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах, постоянно проживающий в России, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина России на территории иностранного государства. Депутатам Государственной думы в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории России.
Выборы депутатов от одномандатных округов проходили при избрании Государственной думы I–IV и VII–VIII созывов (1993, 1995, 1999, 2003, 2016, 2021). Каждый раз по округам избиралось 225 депутатов — половина от общего числа.
При такой системе территория России делится на 225 избирательных округов, примерно равных по количеству избирателей. При этом каждый избирательный округ должен полностью находиться в пределах территории одного субъекта Федерации, и каждый субъект Федерации должен быть представлен хотя бы одним депутатом.
Выборы по одномандатным округам проводятся в 1 тур. Депутатский мандат получает кандидат, набравший наибольшее количество голосов (относительное большинство). На выборах Думы I–IV созывов был установлен минимальный порог явки избирателей — 25 %, а также возможность голосования против всех кандидатов: для признания выборов в определённом округе действительными требовалось, чтобы в голосовании приняли участие не менее 25 % зарегистрированных избирателей, а количество голосов за кандидата, занявшего первое место, превышало бы количество голосов против всех кандидатов.
В случае досрочного прекращения депутатом-одномандатником исполнения своих обязанностей (смерть, добровольное сложение полномочий и т. д.) по его округу проводятся дополнительные выборы.
Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации» устанавливает процентный барьер, то есть минимальное количество голосов, при котором список кандидатов допускается к распределению депутатских мандатов. Величина барьера на выборах варьировалась:
- I–IV созыв — 5 %
- V созыв — 7 %
- VII–VIII созыв — 5 %.
На практике эти страховочные положения ни разу не применялись, так как каждый раз проходной барьер преодолевало более 3 списков, а их совокупная поддержка ни разу не составила менее 50 %.
Государственная дума в системе органов государственной власти в Российской Федерации.
Распределение депутатских мандатов между списками кандидатов
Аналогичным образом распределяются места между региональными группами кандидатов внутри партийного списка.
Зарплата и льготы депутатов
Государственная дума имеет право осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц. Порядок осуществления парламентского контроля определяется федеральными законами и регламентом Государственной думой.
Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией России.
Под принятым федеральным законом по смыслу ч. 1 ст. 107 Конституции РФ понимаются: законы, принятые Государственной думой и одобренные Советом Федерации в соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 105 Конституции РФ; законы, повторно принятые Государственной думой в соответствии с ч. 5 ст. 105 Конституции РФ; законы, одобренные Государственной думой и Советом Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции РФ. Кроме того, принятый федеральный закон подписывается и обнародуется президентом РФ.
Возможности роспуска Государственной думы
Роспуск Госдумы, в соответствии со ст. 109 Конституции РФ, может произойти по указу президента России, если она трижды отклонила представленные им кандидатуры на должность Председателя Правительства или выразила недоверие Правительству повторно в течение трёх месяцев (если в этом случае президент не принял решение об отставке Правительства). Однако Дума не может быть распущена на основании ст. 117 конституции РФ (выражение недоверия правительству РФ) в первый год своей работы. В случаях роспуска Госдумы президент России назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента её роспуска.
Представители президента РФ в Государственной думе Федерального собрания России
Аппарат Государственной думы — постоянно действующий орган, осуществляющий правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов, депутатских объединений, Совета, комитетов и комиссий, председателя Думы, его первых заместителей и заместителей, руководителя и работников аппарата Думы.
Руководители Аппарата Государственной думы
Председатели Государственной думы
Председатель Государственной думы осуществляет взаимодействие с другими ветвями власти — исполнительной и судебной. Председатель, первый заместитель председателя и заместители председателя избираются тайным голосованием на заседании палаты. Кандидатов на должности заместителей председателя могут выдвигать депутатские объединения и депутаты.
I созыв (14 января 1994 г. — 17 января 1996 г.)
II созыв (17 января 1996 г. — 18 января 2000 г.)
III созыв (18 января 2000 г. — 29 декабря 2003 г.)
IV созыв (29 декабря 2003 г. — 24 декабря 2007 г.)
V созыв (24 декабря 2007 г. — 21 декабря 2011 г.)
VI созыв (с 21 декабря 2011 г. — 5 октября 2016 г.)
VII созыв (с 5 октября 2016 года)
VIII созыв (с 12 октября 2021 года)
Комитеты Государственной думы по созывам
Госдума образует комитеты и комиссии. Комитеты являются основными органами палаты, участвующими в законотворческом процессе. Формируются, как правило, по принципу пропорционального представительства депутатских объединений. Председатели комитетов, их первые заместители и заместители избираются большинством голосов от общего числа депутатов по представлению депутатских объединений.
К полномочиям комитетов относятся:
Совет Государственной думы
Для работы Государственной думы требуется кворум. Пример голосований может выглядеть так:
Результаты регистрации (10 час. 00 мин. 34 сек.)
Присутствует 435 чел. 96,7 %
Отсутствует 15 чел. 3,3 %
Всего депутатов 450 чел.
Не зарегистрировано 15 чел. 3,3 %
Результат: кворум есть
Для принятия конституционных поправок в закон, требуется 2/3 голосов Государственной думы, для принятия или непринятия обычных поправок в законы или законопроектов требуется более 1/2 голосов «ЗА» или «ПРОТИВ».
Здание Государственной думы в 2016 году
Результаты голосования (10 час. 01 мин. 22 сек.)
Проголосовало за 375 чел. 83,3 %
Проголосовало против 0 чел. 0,0 %
Воздержалось 1 чел. 0,2 %
Голосовало 376 чел.
Не голосовало 74 чел. 16,4 %
Результаты голосования (10 час. 35 мин. 36 сек.)
Проголосовало за 207 чел. 46,0 %
Проголосовало против 189 чел. 42,0 %
Голосовало 397 чел.
Не голосовало 53 чел. 11,8 %
Результат: не принято
Результаты голосования (17 час. 38 мин. 12 сек.)
Проголосовало за 10 чел. 2,2 %
Проголосовало против 54 чел. 12,0 %
Воздержалось 0 чел. 0,0 %
Голосовало 64 чел.
Не голосовало 386 чел. 85,8 %
Депутат обязан обеспечить надлежащее хранение и использование карточки для голосования. Свое право на голосование он осуществляет лично.
К депутатским объединениям относятся фракции и депутатские группы. Депутатское объединение может быть сформировано на основе партии или избирательного блока, прошедшего в Думу по общефедеральному избирательному округу. Депутат вправе состоять только в одном депутатском объединении.
Депутаты, не вошедшие во фракции, могут образовывать депутатские группы. Согласно постановлению Думы от 29 декабря 2003 года, регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 35 депутатов. Эта норма способствовала вступлению многих депутатов-одномандатников во фракцию «Единой России».
Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации VII созыва, по состоянию на октябрь 2021 года:
Фракции Госдумы прежних созывов
— Я посчитала: в зале чуть больше 40 человек. Как, будем продолжать работу, сделаем вид, что у нас кворум? Включите режим регистрации. Кто без карточки? Покажите.
— Результаты регистрации: Присутствует 395 человек (87,8 %). Кворум есть.
Депутату Государственной думы выдаётся комплект из двух нагрудных знаков депутата Государственной думы с винтовым и булавочным креплениями. Номера нагрудных знаков соответствуют номеру удостоверения депутата. Знаки депутата Государственной думы остаются у лица, исполнявшего полномочия депутата, для памятного хранения. В случае смерти депутата Государственной думы нагрудные знаки депутата остаются у членов его семьи для памятного хранения.
Лоббизм в Государственной думе
Эксперты комитета Госдумы по контролю признали неудовлетворительной работу экспертных советов при думских комитетах. Проанализировав открытую информацию об этих структурах, они обратили внимание на недостаток новостей о работе советов, плохую архитектуру сайтов, отсутствие протоколов и повесток заседаний. В последние годы влияние экспертных советов при комитетах уменьшается, им на смену приходят межфракционные рабочие группы, отмечает политолог.
В начале весенней сессии Госдумы комитет по контролю разослал депутатам «Бюллетень парламентского контроля». В этом документе за подписью председателя комитета Олега Морозова («Единая Россия»), в частности, представлен анализ публичной работы экспертных советов (ЭС) думских комитетов (доклад подготовил ЭС при комитете по контролю). Всего в Думе создано 64 таких совета при 27 из 32 комитетов (их нет при комитетах по законодательству, по делам СНГ, по международным делам, по просвещению и по физкультуре и спорту). Больше всего ЭС при комитете по промышленности
.
Проанализировав открытые данные с сайтов комитетов, эксперты комитета по контролю пришли к выводу о неудовлетворительной эффективности работы ЭС, низком уровне прозрачности деятельности и информационного сопровождения. По их оценкам, реально функционируют только 33 из 64 ЭС.
На сегодняшний день отсутствует нормативный акт, регулирующий деятельность этих советов. При анализе учитывались такие критерии, как наличие у ЭС отдельного сайта или раздела, а также протоколов о прошедших заседаниях, доступность и полнота информации о членах, частота заседаний, степень независимости состава совета от комитета.
Новости о деятельности любого совета можно найти только через поисковый запрос на сайте комитета, ни разу не были опубликованы новости об активности 31 из 64 советов, отмечается в бюллетене.
Так, на сайте комитета по информационной политике написано, что ЭС при нем функционирует с 2014 года, однако «нет никакой информации о его активности». На нескольких сайтах при поисковом запросе можно найти ссылку на страницу ЭС, однако перейти на нее не получается (в частности, так происходит на сайтах комитетов по вопросам собственности и по культуре).
Многие советы были сформированы осенью 2021 года, то есть в новом созыве Думы, но уже «существует тренд на игнорирование необходимости размещения протоколов заседаний», отмечают эксперты. Такой протокол был опубликован только единожды — 15 апреля 2022 года советом по цифровой трансформации финансового рынка при комитете по финансовому рынку. По информации на сайтах комитетов, только 10 ЭС проводили заседания с 2021 года.
Лишь чуть больше трети советов
опубликовали свои составы.
Исходя из этих данных, наибольшее количество членов в ЭС по строительству и проблемам долевого строительства (70), наименьшее — в совете при комитете по безопасности и противодействию коррупции
. Чаще всего в советах представлены коммерческие компании (37% членов), федеральные госслужащие (18%) и профильные ассоциации (13%). С точки зрения отраслевой принадлежности чаще других в ЭС входят специалисты банковской сферы, сотрудники нефтегазового комплекса и промышленных предприятий. Только шесть советов полностью независимы и не имеют в своем составе представителей комитета, отмечается в докладе. При этом в ЭС комитета по безопасности все девять членов совета являются представителями того же комитета.
Авторы исследования особенно обращают внимание на состав ЭС при комитете по бюджету, в котором участвуют представители международных компаний, покинувших российский рынок после начала специальной военной операции.
В целом же эксперты комитета по контролю приходят к выводу, что на данный момент нельзя сказать, насколько ЭС «способны влиять на качество принимаемых законов».
Это мнение экспертов, комитет по контролю частично его разделяет, пояснил “Ъ” первый заместитель главы этого комитета Михаил Романов («Единая Россия»). По его словам, сейчас в Думе проводится работа по модернизации сайтов комитетов. При этом сам депутат Романов работает с «личными экспертами, так как это эффективнее».
Думские фракции поделились с “Ъ” своими планами на весеннюю сессию
Глава комитета по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина (КПРФ) считает, что ЭС ее комитета «работает замечательно». По словам госпожи Останиной, в прошлом году прошло пять заседаний совета, а его эксперты помогли в подготовке законопроектов о запрете энергетиков и ЛГБТ-пропаганды.
Потребность в экспертах в Госдуме существовала всегда: у депутатов нет такого мощного госаппарата, как в министерствах, поэтому к законотворчеству активно привлекаются юристы и общественники, отмечает член комитета по политтехнологиям Российской ассоциации по связям с общественностью Павел Склянчук. По его мнению, в последние годы влияние экспертных советов при комитетах уменьшается, им на смену приходят межфракционные рабочие группы и совещания с профильными органами власти — этот тренд задал спикер Госдумы Вячеслав Володин. Кроме того, говорит эксперт, теперь фракции, а не комитеты оценивают политические риски и последствия внесения или принятия тех или иных законопроектов. Сами же депутаты предпочитают собирать мнения отдельных экспертов, которым доверяют, или отраслевых бизнес-ассоциаций, заключает политолог.
Госдума в конце прошлой недели утвердила календарь рассмотрения законопроектов на конец ноября и декабрь. В этот период депутаты рассмотрят инициативы о праве губернаторов увольнять мэров, об обеспечении трудовых прав чиновников, участвующих в специальной военной операции (СВО), о повышении авторитета педагогов путем ограничения использования учениками мобильников, об отдельном содержании в СИЗО и тюрьмах лидеров преступных группировок и многие другие.
28 ноября планируется рассмотреть в первом чтении законопроект членов думского комитета по физкультуре и спорту во главе с его председателем Дмитрием Свищевым (ЛДПР) о праве госслужащих и военных получать оплату за участие в соревнованиях. Сейчас им запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью помимо основной работы. 29 ноября депутаты обсудят во втором чтении правительственный законопроект о введении единой анкеты для муниципальных и государственных гражданских служащих при поступлении на работу.
30 ноября должно пройти второе чтение законопроекта сенаторов Андрея Турчака и Андрея Кутепова, предложивших приравнять работодателей, которые трудоустраивают участников СВО, к социальным предпринимателям с предоставлением им всех положенных льгот. В этот же день в первом чтении должен рассматриваться законопроект единороссов о пребывании казаков в мобилизационном людском резерве Вооруженных сил (ВС) России. Согласно документу, казаки, принявшие на себя обязательства по несению госслужбы или пребывающие в запасе, поступают в мобилизационный резерв на добровольной основе путем заключения контракта, а атаманы их сообществ будут контролировать соблюдение обязательств по несению службы.
5 декабря Дума может рассмотреть в первом чтении две правительственные инициативы санитарного характера.
Первая из них предполагает запрет на строительство новых скотомогильников на территории России и создание реестра существующих, а также организаций, осуществляющих обращение с биологическими отходами. Второй законопроект предусматривает дезинфекцию въезжающих в РФ транспортных средств при поступлении информации от иностранных государств о выявлении на их территориях заразных болезней животных.
6 декабря ожидается второе чтение поправок группы депутатов и сенаторов к закону «О системе государственной службы». Сейчас срочный контракт госслужащих, призванных в армию по мобилизации, может быть расторгнут во время их службы. В результате им нужно снова устраиваться на работу, а их место может оказаться занято. Законопроект предлагает приостанавливать такие срочные служебные контракты госслужащих, чтобы, вернувшись на «гражданку», они могли гарантированно доработать по ним срок, остававшийся до их призыва в армию.
7 декабря Дума планирует рассмотреть во втором чтении поправки группы сенаторов и депутатов всех фракций, ограничивающие права учеников пользоваться мобильными в школе.
Это, по мнению парламентариев, нужно для повышения авторитета педагогов. В документ также могут добавить поправку о возобновлении обязательных уроков труда.
На заседании 12 декабря депутаты планируют рассмотреть в первом чтении правительственный законопроект о создании электронного регистра для разрешенных к прокату фильмов и государственного реестра национальных фильмов. Тогда же в первом чтении будет рассмотрен законопроект о проведении международного мультиспортивного турнира «Игры будущего». Он должен пройти с 23 февраля по 2 марта 2024 года в Казани: ожидается, что более 2 тыс. спортсменов из примерно 100 государств будут соревноваться в 16 гибридных дисциплинах. Один из авторов инициативы — вице-спикер Александр Жуков.
13 декабря ожидается второе чтение правительственного законопроекта о сохранении права родителей на ежемесячное пособие по уходу за ребенком в случае выхода из декретного отпуска до достижения им полутора лет. В этот же день в первом чтении может быть рассмотрена инициатива кабмина о включении близких родственников пропавших без вести в перечень лиц, подлежащих обязательной государственной геномной регистрации.
14 декабря Дума собирается рассмотреть во втором чтении законопроект группы сенаторов и депутатов всех фракций, наделяющий глав регионов правом увольнять мэров, если последние за месяц не устранят причины вынесенного им губернаторами выговора.
Инициатива вызвала немало споров. Аналогичное право есть у президента в отношении губернаторов, защищают инициативу ее сторонники.
19 декабря ожидается второе чтение еще одного межфракционно-сенаторского законопроекта — поправок к административному кодексу (КоАП), уточняющих ответственность за нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу. Военные представители госзаказчика будут отвечать за нарушение условий контракта наравне с остальными. Штрафы составят от 30 тыс. до 50 тыс. руб.
Какие отзывы получили законодательные инициативы депутатов
20 декабря Дума планирует рассмотреть в первом чтении поправки кабмина к Уголовному кодексу (УК) об отсрочке наказания беременным, осужденным к ограничению свободы. Наконец, в планах на 21 декабря — второе чтение законопроекта об отдельном содержании в следственных изоляторах и других местах лишения свободы лидеров организованных преступных сообществ. Эту инициативу группа депутатов во главе с председателем думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым («Единая Россия») внесла еще в прошлом созыве, а в первом чтении проект был одобрен 13 июля 2023 года.