Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий разработку и реализацию государственной социально-экономической политики, включая единую государственную торговую политику, определение путей развития экономики и методов ее регулирования, обеспечивающих социально-экономический прогресс и устойчивое развитие Российской Федерации. Около 2000 сотрудников, 17 департаментов, 108 территориальных органов (управлений и представительств), 5 подведомственных федеральных служб и агентств.
Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России, ранее Министерство экономического развития и торговли) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли), имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления, оценочной деятельности, земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственной регистрации прав на недвижимое имущество, геодезии и картографии, государственной статистической деятельности, инвестиционной деятельности и государственных инвестиций, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ (долгосрочных целевых программ), ведомственных целевых программ, разработки и реализации программ социально-экономического развития Российской Федерации, создания и функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации, управления государственным материальным резервом, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
20 апреля 2021, 23:44
- РЭО хочет расширить список получателей зеленого финансирования
- Назначение новым руководителем департамента обеспечения качества предоставления госуслуг
- Поручение создать оперативный штаб по ИИ
- В Минэке сменился глава департамента развития цифровой экономики
- Назначение заместителем министра экономического развития Максима Колесникова
- Уход с должности заместителя министра Федулова Владислава
- Мишустин назначил Федеральное казначейство оператором системы торгов госимуществом
- Назначение Андрея Иванова на должность первого замглавы Минэкономразвития
- Перевод сотрудников на удаленную работу в связи с коронавирусом
- В Минэкономразвития создют департамент искусственного интеллекта. Директор — выходец из «Росатома»
- МЭР и РВК создают венчурный фонд для проекта «Кадры для цифровой экономики»
- Разработка Стратегии развития рынка венчурных и прямых инвестиций
РЭО хочет расширить список получателей зеленого финансирования
Оператор попросил Минэк включить туда все проекты отрасли обращения с бытовыми отходами
Российский экологический оператор предлагает включить в таксономию весь цикл обращения с твердыми коммунальными отходами/ Максим Стулов / Ведомости
Российский экологический оператор (РЭО) предложил Минэкономразвития расширить критерии проектов, которые могут получить доступ к зеленому финансированию. Об этом говорится в письме РЭО от 15 апреля в ведомство (есть у «Ведомостей»). В Минэкономразвития «Ведомостям» подтвердили получение письма.
По текущей методологии (таксономии) отбора проектов доступ к зеленому финансированию смогут получать только компании, занимающиеся утилизацией отходов, говорится в документе. Р ЭО считает, что такой подход не соответствует базовым принципам построения отрасли обращения с отходами и предлагает включить в таксономию весь цикл обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) – их сбор, обработку, утилизацию и захоронение, а также производство экологической тары и упаковки.
«В настоящий момент предложения РЭО согласовываются с Минприроды, и в случае получения положительного ответа от Минприроды мы рассмотрим возможность включения их в таксономию зеленых проектов», – передал «Ведомостям» через пресс-службу замминистра экономического развития Илья Торосов.
В начале апреля РБК со ссылкой на Торосова сообщал, что соответствующий проект постановления правительства находится на согласовании в профильных ведомствах и Банке России. Уже в мае он будет внесен в правительство.
Источник «Ведомостей», близкий к РЭО, поясняет, что проект постановления правительства РФ, в котором изложена таксономия мусорных проектов, в текущем варианте ограничивает доступ к финансированию региональных операторов обращения с отходами и сортировщиков мусора. Но без сбора и сортировки ТКО невозможно обеспечить их утилизацию.
А расширение таксономии зеленых стандартов сделает переработку отходов более инвестиционно привлекательной, в том числе для кредитных организаций и институтов развития. « Расширение применения стандартов устойчивого развития на весь цикл обращения с отходами позволит создать здоровую градацию и классификацию объектов – от менее зеленых к более зеленым. При этом компании, соответствующие стандартам, смогут претендовать на меры поддержки отрасли в приоритетном порядке. Кроме того, со временем для зеленых компаний станут доступны льготные условия получения услуг в финансовых организациях», – отметил в комментариях для «Ведомостей» глава РЭО Денис Буцаев.
Первую версию методических рекомендаций по зеленому финансированию в середине 2020 г. опубликовал ВЭБ. Замглавы института развития Николай Цехомский тогда пояснял, что проекты, соответствующие рекомендациям, будут иметь более выгодные условия финансирования. Именно ВЭБ и Минэкономразвития разработали методологию отбора зеленых проектов.
Как сообщил на прошлой неделе директор департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития Александр Киревнин, Минэк совместно с Минфином и Центробанком сейчас разрабатывают проект дорожной карты по мерам стимулирования устойчивого развития. « На первоначальном этапе необходима система мер государственной поддержки, стимулирующая к реализации зеленых инвестиционных проектов. Здесь мы движемся сразу по двум направлениям – создание механизмов монетарной и немонетарной финансовой господдержки», – сообщил он на ежегодной конференции Российско-германской внешнеторговой палаты. В частности, механизм монетарной финансовой господдержки включает в себя предоставление субсидий на возмещение затрат на верификацию и на уплату купонного дохода, а также снижение налоговой ставки для увеличения инвестпривлекательности зеленых облигаций. « Эти меры позволят, как мы планируем, выпустить первые зеленые облигации уже по национальным стандартам к концу 2021 г.», – подчеркнул Киревнин.
По итогам 2019 г. объем выпусков зеленых облигаций в мире вырос на 50% до $257,7 млрд. В России зеленое финансирование только формируется. Первые зеленые облигации на 1,1 млрд руб. с доходностью 9,76% в декабре 2018 г. разместила на Московской бирже компания-концессионер «Ресурсосбережение ХМАО». Средства от размещения планировалось направить на проект строительства полигона для размещения, обезвреживания и обработки ТКО для Нефтеюганска, Пыть-Яха и поселений Нефтеюганского района. В 2019 г. зеленые облигации также выпустило АО «РЖД»: железнодорожная монополия разместила евробонды на 500 млн евро с доходностью 2,2%. Позднее доразмещение зеленых облигаций было в 2020 и 2021 гг. Привлеченные у инвесторов деньги РЖД собирается направить на закупку электролокомотивов и электропоездов.
По данным РЭО, в прошлом году в России образовалось 54,4 млн т ТКО, из которых большая часть (около 90%) оказалась на свалках и полигонах. В рамках реформы мусорной отрасли ставится цель: к 2024 г. утилизироваться должно до 36% отходов от всего объема ТКО. К 2030 г. в России должны быть введены в эксплуатацию мощности по обработке 49,5 млн т ТКО в год и утилизации 18,5 млн т отходов, уточняют в РЭО. В это нужно вложить около 350 млрд руб.
Сейчас создано менее 25% необходимых мощностей по обращению с отходами, говорит руководитель экспертно-аналитической платформы Infragreen Светлана Бик. В первую очередь в России, по ее мнению, нужно строить мусоросортировочные комплексы. Включение в перечень всех этапов цикла работы с отходами необходимо для дальнейшего сбалансированного развития отрасли, уверена она. « Нельзя создавать систему зеленого финансирования и оставлять за порогом ту сферу, с которой каждый человек соприкасается изо дня в день», – добавляет эксперт. Объем зеленого финансирования, который может быть привлечен в виде облигаций, пока сложно оценить, говорит Бик. Все зависит от готовности эмитента выпускать такие бумаги. Ведь для этого надо совершить внутри компании реальную ESG-трансформацию, получить соответствующие рейтинги и заключение независимого верификатора, поясняет она.
В Газпромбанке, который участвовал в разработке таксономии зеленых проектов, заявили «Ведомостям», что текущий перечень для отбора и так «более чем солидный». В него уже вошли проекты в сфере как раздельного сбора, сортировки и транспортировки ТКО, так и утилизации бытовых отходов во вторичное сырье; выработки электрической и тепловой энергии из них; создания и модернизации инфраструктуры для обработки и утилизации отходов отдельных категорий и т. д.
Также, по мнению банка, вопросы сбора ТКО (если это не раздельный сбор мусора) и захоронения основной массы неопасных отходов (IV–V классов) не могут быть включены в перечень зеленых проектов.
В свою очередь, Бик подчеркивает, что включение в таксономию того или иного мусорного проекта не гарантирует автоматического предоставления зеленого финансирования.
Назначение новым руководителем департамента обеспечения качества предоставления госуслуг
В начале сентября 2023 года стало известно о назначении в Министерстве экономического развития РФ нового руководителя департамента обеспечения качества предоставления госуслуг. Им стал Кирилл Албычев, сменив Елену Казмерчук. Прежде Албычев занимал пост заместителя директора департамента цифрового развития Минстроя. Что касается Елены Казмерчук, то ее новое место работы к 4 сентября 2023 года не называется. Информация о ней удалена с сайта Минэкономразвития. Подробнее здесь.
Поручение создать оперативный штаб по ИИ
По итогам совещания с регионами 17 июля 2023 года вице-премьер Дмитрий Чернышенко поручил Минэкономразвития создать оперативный штаб по искусственному интеллекту. Возглавит его заместитель министра экономического развития Максим Колесников. Об этом 11 августа 2023 года сообщила пресс-служба Антона Немкина, депутата Государственной Думы, члена комитета по информационной политике, федерального координатора партийного проекта «Цифровая Россия». Подробнее здесь.
В Минэке сменился глава департамента развития цифровой экономики
В конце сентября 2022 года Владимир Волошин был назначен и.о. директора департамента развития цифровой экономики Минэкономразвития. Подробнее здесь.
Назначение заместителем министра экономического развития Максима Колесникова
В июне 2022 года председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение, которым утвердил Максима Колесникова на должность заместителя министра экономического развития. До этого он возглавлял департамент секторов экономики Минэкономразвития. Подробнее здесь.
Уход с должности заместителя министра Федулова Владислава
20 апреля 2022 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение об увольнении заместителя министра экономического развития Владислава Федулова. Чиновник сложил полномочия по собственному желанию. Подробнее здесь.
Мишустин назначил Федеральное казначейство оператором системы торгов госимуществом
Премьер-министр Михаил Мишустин назначил Федеральное казначейство оператором системы торгов госимуществом. Об этом пресс-служба кабмина сообщила 22 ноября 2020 года. Подробнее здесь.
Назначение Андрея Иванова на должность первого замглавы Минэкономразвития
17 июля 2020 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение правительства о назначении Андрея Иванова на пост первого заместителя главы Минэкономразвития. До этого он был замминистра финансов. Подробнее здесь.
Перевод сотрудников на удаленную работу в связи с коронавирусом
17 марта 2020 РБК сообщил, что Минэкономразвития, Минпромторг и Минкомсвязи, переехавшие в правительственный комплекс в «Москва-Сити», намерены перевести своих сотрудников на удаленную работу.
Главы ведомств подписали соответствующий приказ в связи с эпидемиологической ситуацией в Москве на фоне распространения коронавирусной инфекции.
Руководители подразделений министерств должны максимально обеспечить для работников возможность работать удаленно.
На время действия приказа ограничиваются командировки, выездные мероприятия, в том числе и проверочные. Работникам предписано максимально сократить количество совещаний и по возможности перевести их в онлайн-формат.
В здание правительственного комплекса также ограничат проход посетителей, в том числе и иностранных граждан.
16 марта 2020 года, некоторые российские банки сообщили, что переводят на удаленную работу часть своих сотрудников. О таком намерении заявили, в частности, в Тинькофф Банке. Перевод коснется тех, кто технически сможет работать из дома.
В Минэкономразвития создют департамент искусственного интеллекта. Директор — выходец из «Росатома»
В Минэкономразвития на базе департамента стратегического развития и инноваций создадут департамент по искусственному интеллекту и инновациям, сообщило агентство «Интерфакс» со ссылкой на замглавы ведомства Оксана Тарасенко. Подробнее здесь.
МЭР и РВК создают венчурный фонд для проекта «Кадры для цифровой экономики»
Министерство экономического развития Российской Федерации и РВК согласовали основные параметры по организации деятельности и финансированию венчурного фонда для поддержки перспективных образовательных технологий цифровой экономики. Документ подписали в июне 2019 года в рамках Петербургского международного экономического форума заместитель министра экономического развития РФ Илья Торосов и генеральный директор РВК Александр Повалко.
Фонд создается во исполнение федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Правительства РФ для развития перспективных образовательных технологий с использованием лучших мировых технологических решений для повышения эффективности и доступности образования. В рамках деятельности Фонда запланировано развитие российских технологичных компаний в области образования с их последующей экспансией за рубеж, а также трансфер мировых образовательных технологий в Россию.
Общий объем фонда составит 7 млрд рублей за счет предоставления РВК из федерального бюджета в 2019-2021 гг. бюджетных инвестиций с увеличением на эквивалентную часть участия РФ в уставном капитале РВК. Срок деятельности Фонда составит 10 лет с возможностью двукратного продления на срок 1 год. Фонд будет организован в форме инвестиционного товарищества, при этом управляющий товарищ Фонда будет определен в результате процедуры открытого отбора.
В рамках деятельности Фонда планируется организовать акселерационную деятельность, что позволит расширить воронку потенциально успешных проектов и стимулировать развитие новых технологических решений.
Разработка Стратегии развития рынка венчурных и прямых инвестиций
РВК совместно с Министерством экономического развития России представила проект Стратегии развития рынка венчурных и прямых инвестиций на период до 2025 года и дальнейшую перспективу до 2030 года. Проект разработан РВК совместно с международной консалтинговой компанией PWC по заказу Минэкономразвития. Инициативы стратегии направлены на расширение круга активных на венчурном рынке инвесторов, привлечение в Россию зарубежного капитала и стимулирование выхода российских проектов на международные рынки, развитие инфраструктуры поддержи технологического предпринимательства и совершенствование нормативно-правовой базы, сообщили TAdviser 18 ноября 2018 года в РВК. Подробнее здесь.
В октябре 2012 года стало известно, что Минэкономразвития предлагает выделить из бюджета на 2013-2015 годы 356,7 миллиарда рублей на финансирование госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика», сообщается в опубликованном на сайте министерства документе.
На октябрь 2010 года отдел Новой Экономики министерства занимался реализацией мероприятий ФЦП «Электронная Россия». В рамках мероприятий подготавливаются и проводятся конкурсы на реализацию конкретных проектов, выбирается исполнитель проектов, заключается Госконтракт между исполнителем и государством (в лице Минэкономразвития). После чего начинается реализация проекта, ответственным за который является Отдел Новой Экономики, осуществляющий управление проектом. Контроль результатов проекта осуществляют эксперты, в том числе и из других организаций.