опера россия

ОПЕРА РОССИЯ Лидеры

Публикации раздела Музыка

Опера начала XIX века

Крупнейшие оперные композиторы:

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Основная статья: Опера в России

первые опера пришла в Россию в ХVIII веке из Италии. Автором первой русской оперы с народным сюжетом стал основатель русского театра Федор Волков. Столетие спустя русская опера покорила весь музыкальный мир.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 сентября 2021 года; проверки требуют 42 правки.

Опера в России — театрально-музыкальный жанр, появившийся в России в первой половине XVIII века как заимствование итальянской, французской и немецкой практики публичных представлений и получивший развитие в национальной культуре драматургии, музыки и вокала. В российском театре жанр представлен национальной оперой и оперой зарубежных авторов.

Опера конца XX — начала XXI веков

После распада Советского Союза в первой половине 1990-х годов современная опера на некоторое время почти исчезает из репертуаров российских театров. Вместе с тем, после открытия «железного занавеса» некоторые российские композиторы получают возможность ставить оперы за рубежом. Так, в Европе и США проходят премьеры опер Р. К. Щедрина, А. Г. Шнитке, В. Г. Тарнопольского, В. И. Мартынова.

С конца 1990-х годов за постановку современных опер берутся многие известные театры России — Мариинский, Большой, Пермский, Самарский. Резонанс в прессе и интерес у российской публики вызывают оперы С. М. Слонимского, Р. К. Щедрина, Л. А. Десятникова, В. А. Кобекина, А. В. Чайковского.

Новую музыкальную форму предлагает Р. К. Щедрин в сочинении «Очарованный странник», которая имеет подзаголовок «опера для концертного исполнения» и в жанровом отношении близка к кантате и оратории.

Страницы в категории «Опера в России»

Показаны 2 страницы из 2, находящихся в данной категории. Список ниже может не отражать последних изменений.

Источник — https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Категория:Опера_в_России&oldid=119158603

«Золотой петушок» Николая Римского-Корсакова

Снова пушкинские строки в основе оперы. « Небылица в лицах» стала последней работой композитора — закончена в 1908 году. Римский-Корсаков и автор либретто Бельский основывались на русском фольклоре с его скоморошьими песнями и плясками. Работа вышла сатирической. Римский-Корсаков писал своему ученику Максимилиану Штейнбергу: «Царя Додона хочу осрамить окончательно». Цензура так и не разрешила постановку в авторской версии на сцене государственных театров. Премьера прошла в 1909 году в московском Оперном театре Сергея Зимина, спустя год — на сцене Большого театра, а далее по всему миру: от Лондона до Нью-Йорка.

«Борис Годунов» Модеста Мусоргского

В основе оперы — сюжет одноименной трагедии Пушкина. Композитор сам писал либретто на протяжении пяти лет, используя исторические материалы Карамзина. Но путь до сцены оказался не менее длинным. Дирекцию Императорских театров сначала не устроило отсутствие яркого женского образа, затем смутили демократические нотки. Премьера состоялась в Мариинском театре в 1873 году. Но через десять лет по указу цензуры спектакль убрали со сцены. Возродил оперу Николай Римский-Корсаков. В 1908 году «Борис Годунов» с главной партией в исполнении Федора Шаляпина покорил Париж во время «Русских сезонов».

Опера советского времени

Новатором в области жанра был Д. Д. Шостакович. Его опера «Нос» по повести Н. В. Гоголя имела гротескный характер.

В 1930—1932 годах Шостакович написал оперу «Леди Макбет Мценского уезда» по одноимённой повести Н. С. Лескова. В 1934 году опера была поставлена в Ленинграде и с успехом шла на сцене полтора сезона, но была снята с репертуара после публикации разгромной статьи «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда» от 28 января 1936 года.

Позднее С. С. Прокофьев создал оперы «Семен Котко» (1940), «Война и мир», «Обручение в монастыре» (1946), «Повесть о настоящем человеке».

Ни один из дальнейших оперных замыслов композитора не был осуществлён в полной мере.

В октябре 1935 года в Ленинградском Малом оперном театре была поставлена опера Ивана Дзержинского «Тихий Дон» (по роману М. Шолохова), которая вскоре вошла в репертуар музыкальных театров страны. В 1937 году Дзержинский написал оперу «Поднятая целина» (вторая часть — «Григорий Мелехов» написана композитором в 1967 году), а в 1939 году — оперу «Волочаевские дни».

В 1939 году Т. Хренников написал оперу «В бурю» (2-я редакция — 1952), в которой композитор впервые вывел в опере образ Владимира Ленина.

В 1941—1942 годы были поставлены две героико-исторические оперы — «Суворов» С. Василенко и «Емельян Пугачев» М. Коваля.

В 1943 году Ленинградский малый оперный театр в городе Чкалове, а затем театр имени Станиславского в Москве осуществили постановку оперы И. И. Дзержинского «Надежда Светлова», посвящённой обороне Ленинграда.

Ученик Д. Д. Шостаковича В. И. Флейшман в 1939—1941 годах пишет оперу «Скрипка Ротшильда», высоко оценённую его учителем. После гибели композитора на фронте опера была закончена Д. Д. Шостаковичем (поставлена лишь в 1968 году).

Постановление «Об опере „Великая дружба“» привело к относительному упрощению языка большинства оперных произведений того времени.

Среди значительных образцов советской оперы 1940-х — 1950-х годов, поставленных на сцене, — «Повесть о настоящем человеке» (1948) С. С. Прокофьева, «Фрол Скобеев» Т. Н. Хренникова (1950), «Укрощение строптивой» (1957) В. Я. Шебалина.

Некоторые оперные партитуры советского времени по тем или иным причинам не были поставлены. В их числе — опера М. С. Вайнберга «Пассажирка».

Большое значение для развития современной оперы (преимущественно камерной) имела деятельность московского Камерного театра под руководством Б. А. Покровского (постановки опер А. В. Чайковского, К. А. Молчанова, А. Н. Холминова, Г. С. Седельникова, Л. А. Десятникова, В. А. Кобекина, М. С. Вайнберга). Развивается жанр монооперы (произведения Ю. М. Буцко, Г. С. Фрида, М. Л. Таривердиева).

Под влиянием западных образцов в Советском Союзе сложился жанр рок-оперы (А. Б. Журбин, В. И. Мартынов, А. Л. Рыбников).

Подкатегории

В этой категории отображается 12 подкатегорий из имеющихся 12.

13 музыкальных картин из четырехтомника Льва Толстого. Оперный вариант романа-эпопеи создавался 12 лет. Задумал композитор патриотическую оперу в 1941 году. Сергей Прокофьев и Мира Мендельсон-Прокофьева в либретто стремились показать красоту и духовное богатство героев. Но с началом Великой Отечественной войны патриотическая тема вышла на первый план. Семь картин «мира» и шесть картин «войны» впервые были представлены в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко в 1957 году. Зарубежная премьера произведения состоялась в Италии на фестивале «Флорентийский музыкальный май».

«Князь Игорь» Александра Бородина

Сценическое воплощение «Слова о полку Игореве». Композитор работал над оперой на протяжении 18 лет, но так и не закончил свой труд. Дописывали произведение по черновым записям Александр Глазунов и Николай Римский-Корсаков. Оба композитора настояли на авторстве Александра Бородина. В 1890 году состоялась премьера в Мариинском театре. Опера получила восторженные отзывы. « Князь Игорь» — опера патриотическая в лучшем смысле этого слова, близкая сердцу всякого русского», — писалось в рецензиях. Спустя девять лет в Праге прошла европейская премьера, а в 1914-м «Князя Игоря» увидел Париж в оформлении Николая Рериха.

Михаил Глинка, «Руслан и Людмила» (1842)

Художественный фильм Александра Птушко «Руслан и Людмила» (1972)

Опера Глинки «Руслан и Людмила» вызвала в русском обществе яростные споры. Одни называли ее неудачей композитора, другие — «роскошным цветком». На премьере в Петербурге императорская семья покинула театр, не дождавшись конца спектакля. После занавеса недовольное шиканье заглушило аплодисменты.

Глинка понимал, что его новой опере не хватает «драматического движения», но он был готов сражаться за саму музыку.

Пушкин говорил Глинке, что он хотел бы многое изменить в поэме «Руслан и Людмила». Композитор сокрушался, что ранняя смерть помешала поэту сделать это.

Сочинить оперу на пушкинский сюжет предложил Глинке драматург Александр Шаховской. Либретто создавалось целой командой авторов, имевших разный литературный опыт, разные представления об опере. Среди либреттистов — драматург Константин Бахтурин, чьи пьесы шли в Александринском театре, известный поэт и давний друг композитора Нестор Кукольник.

В опере Глинки мастерски соединены самые разные темы: это и воспевание любви, и прославление героизма витязя Руслана, и любование колоритными восточными образами. Конечно, сказка была бы невозможна без появления таинственных существ — забавных и страшных, без вмешательства волшебников в жизнь «обычных» героев.

Но самым главным в опере «Руслан и Людмила» становится, по убеждению известного критика Германа Лароша, «глубокое благоговение пред нашею поэтическою стариной».

Именно это чувство увлекло постепенно и композитора Римского-Корсакова, когда он работал над своей «Снегурочкой».

Опера от Глинки до второго десятилетия XX века

Оперный Звездочет, произнеся во введении к «Золотому петушку» свои пророческие слова, проваливается в люк. В опере Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» по сказке Карло Гоцци театральный люк задействован очень активно: из него персонажи эффектно появляются и с шиком в нем исчезают.

В 1918 году молодой Сергей Прокофьев уезжает из России. Начинаются его американо-европейские странствия. Они совсем не были похожи на путешествия Принца — героя его оперы «Любовь к трем апельсинам». Тот, по воле ведьмы Фаты Морганы, скитался по свету в поисках апельсинов. В критических ситуациях ему на помощь приходил добрый маг Челий. Прокофьев путешествовал по своей воле: он искал творческой свободы и признания, но знакомого мага у него не было.

Первым значимым событием в зарубежных странствиях композитора становится как раз постановка оперы «Любовь к трем апельсинам» в Чикаго в 1921 году. Прокофьев писал о ней так: «Чикагцы и горды, и смущены, что они дают «модернистскую премьеру». Но гораздо большее впечатление на композитора произвело сценическое воплощение оперы в Ленинграде, в бывшей Мариинке (1926). Режиссер-постановщик спектакля Сергей Радлов, впечатленный, в свою очередь, талантом Прокофьева, назвал его музыку «почти физическим вкачиванием бодрости в человеческую кровь».

Рецепт прокофьевского витаминного коктейля очень прост: к знакомым сказочным персонажам (принцу, принцессе, волшебникам) добавляется эксцентрика, подхихикивание над традициями, гениальные музыкальные темы. Все это перемешивается и подается без приторного оперного сиропа.

Петр Чайковский, «Черевички» (1885)

В историю оперы Чайковского словно вмешалась та самая метель, которая замела все дороги в повести-сказке Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Весной 1875 года Чайковский пишет брату Анатолию: «Все мои помыслы обращены теперь на мое любезное детище, милого «Вакулу». Именно так, «Кузнец Вакула», называлась сначала рождественская опера композитора.

Эта партитура создавалась Чайковским, что называется, «по поводу». В мае 1973 года Императорским русским музыкальным обществом был объявлен конкурс на лучшую оперу по гоголевской «Ночи перед Рождеством» (либретто Якова Полонского). « Вакула» Чайковского стал победителем конкурса, и в качестве приза его автор получил возможность поставить оперу на сцене Мариинского театра.

Увы, премьеру, состоявшуюся 2 декабря 1876 года, композитор назвал «торжественным провалом». Чайковский был очень расстроен, но причины неудачи он находил в самой музыке. Он писал композитору и пианисту Сергею Танееву: «Стиль «Вакулы» совсем не оперный: нет ширины и размаха».

В феврале 1885 года Чайковский взялся за редакцию оперы. Перебрав разные варианты названия (включая «Царицыны башмачки»), он остановился на «Черевичках». Композитор сделал оркестровую ткань более прозрачной, добавил несколько новых музыкальных номеров.

На этот раз опера готовилась к постановке в Москве, в Большом театре. За дирижерский пульт встал сам Чайковский. Преодолевая страшное волнение, он мастерски проводит репетиции. На премьере 19 января 1887 года его ждали овации. Публика приветствовала Чайковского-композитора и Чайковского-дирижера.

«Жизнь за царя», или «Иван Сусанин», Михаила Глинки

Впервые о событиях 1612 года, польском походе на Москву, пропели в 1836 году со сцены петербургского Большого театра. Автор либретто в первой редакции — барон фон Розен. После революции к советской действительности сюжет адаптировал Сергей Городецкий. В одной из версий костромской крестьянин стал комсомольцем и председателем сельсовета. С 1945 года опера «Иван Сусанин» открывает сезон в Большом театре. В 1993 году спектакль был представлен на историческом месте, где происходили эти события 400 лет назад, — в Ипатьевском монастыре Костромы. Постановку транслировали в 15 странах мира.

«Хованщина» Модеста Мусоргского

Борьба старой и новой Руси. Драма жизни на сцене. Композитор сам взялся за либретто, изучая исторические источники ХVII века — период всевластия князя Ивана Хованского. Мусоргский хотел показать переход власти от царевны Софьи к молодому Петру и бушующие вокруг дворцовые интриги. При жизни композитора опера не исполнялась. Готовил к постановке «Хованщину» Римский-Корсаков, а первый спектакль сыгран силами Музыкально-драматического кружка любителей в 1886 году. Лишь четверть века спустя началось триумфальное шествие оперы из Мариинки до всех крупнейших театров мира.

Николай Римский-Корсаков, «Золотой петушок» (1907)

Из 15 опер композитора почти половину можно назвать сказками. В них всё по-пушкински: есть и намек, и урок. Но больше всего намеков и уроков в последней опере Римского-Корсакова — «Золотой петушок». По трагическому стечению обстоятельств композитору не довелось увидеть ее на сцене. Слишком уж затянулась борьба с цензурой. Возможно, именно это и сократило жизнь Николая Андреевича.

Премьера оперы (или, как уточнил композитор, «небылицы в лицах») состоялась в сентябре 1909 года, в театре Сергея Зимина в Москве. Чуть позже опального «Петушка» допустили и на императорскую сцену: в ноябре того же года оперу поставили в Большом театре.

В «Золотом петушке» всегда замечали в первую очередь политические намеки. А вот удивительные музыкальные и драматургические находки композитора до сих пор не всем постановщикам по зубам. Досталось от великого сказочника Римского-Корсакова и вокалистам. Только певица, готовая к выполнению рискованных вокальных трюков, достойна называться Шемаханской царицей. Партия Звездочета — и вовсе эксклюзив: она написана для тенора-альтино. Этот высокий мужской голос встречается крайне редко. Он способен восхитить публику необычным тембром и особым звучанием верхних нот. Яркий пример тенора-альтино из современной музыкальной истории — Александр Градский. Он, кстати, с блеском исполнял партию Звездочета.

Известно, что Римский-Корсаков настороженно относился к новшествам в музыкальном языке. Однако Сергей Прокофьев, один из самых отчаянных композиторов-новаторов ХХ века, обнаружил в «Золотом петушке» немало совершенно новых гармоний.

Опера XVIII века

Опера в России появилась в XVIII столетии во времена царствования российской императрицы Анны Иоанновны. Первое представление оперы «Сила любви и ненависти» в исполнении итальянской труппы состоялось 29 января 1736 года в Санкт-Петербурге при дворе императрицы. Автор музыки — Франческо Арайя, перевод либретто на русский язык — В. К. Тредиаковский.

Позднее при дворе появилась и французская труппа. С середины XVIII столетия опера становится популярной и в России создаются частные оперы. Нередко в одном городе было несколько опер: итальянская, русская, немецкая. При императрицах Анне Иоанновне, Елизавете Петровне, Екатерине II в операх принимали участие певчие Придворной певческой капеллы, до этого исполнявшие только духовные песнопения.

Первая опера на оригинальный русский текст поэта А. П. Сумарокова — «Цефал и Прокрис» — была поставлена на сцене в Санкт-Петербурге 27 февраля 1755 года (музыка — Франческо Арайя). В оперных спектаклях при дворе в качестве солистов и актёров выступали также молодые русские музыканты, как, например, будущие известные композиторы Максим Березовский и Дмитрий Бортнянский. Нередко вместе с профессионалами на сцены исполняли арии именитые придворные, которых называли «дилетантами». Из недр комической оперы в России позднее появились комический театр и водевиль.

Наиболее подробные сведения о начале оперы в России в XVIII веке оставил в своих записках академик Якоб фон Штелин в труде «Известия о музыке в России».

«Каменный гость» Александра Даргомыжского

Еще одна опера, законченная после смерти автора. По завещанию композитора работу над музыкальным воплощением пушкинского Дон Жуана завершили Цезарь Кюи и Николай Римский-Корсаков. Опера точно следует тексту поэта, композиторы не меняли ни слова. Произведение получилось по тем временам новаторское: вместо арий и ансамблей — «мелодичные речитативы» и декламации под музыку. « Персонажи говорят ноты» — за исключением двух песен. Впервые «Каменный гость» был представлен петербургскому зрителю в Мариинском театре в 1872 году. Мировая премьера прошла спустя полвека в Зальцбурге.

Оперы-сказки русских композиторов

казка — один из самых притягательных жанров для русских композиторов. Многие оперные шедевры написаны на сказочные сюжеты. Но сказка, как подметил Пушкин, — «ложь, да в ней намек». Далеко не все оперы-сказки имели сказочно счастливую судьбу из-за намеков, из-за неожиданных музыкальных решений. Как бы то ни было, современный слушатель имеет возможность выбрать оперу-сказку на свой вкус.


ОПЕРА РОССИЯ

Константин Коровин. Руслан и голова (фрагмент). Эскиз декорации к опере М. Глинки «Руслан и Людмила». 1902. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

Николай Римский-Корсаков, «Снегурочка» (1881)

Эту оперу Николай Андреевич мог бы и не написать. Когда он впервые прочитал пьесу Островского «Снегурочка», она ему не понравилась: царство берендеев показалось композитору «странным».

Берендеи — добрый мифический народ, любящий своего царя Берендея и поклоняющийся солнечному божеству Яриле. Несмотря на свою «мифичность», в стихотворной сказке Островского берендеи очень похожи на обитателей обычной русской деревеньки. Хотя и фантастического в этой пьесе — предостаточно.

Перечитав «весеннюю сказку» спустя несколько лет, композитор, по его признанию, «точно прозрел»: «Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем».

Над оперой он работал в живописном местечке — имении Стелёво, южнее Петербурга. Всё вокруг словно сошло со страниц «весенней» пьесы Островского.

Премьера оперы «Снегурочка» состоялась 29 января 1882 года в Петербурге. Критика, как водится, привередничала. Римского-Корсакова обвиняли в бедности фантазии: ведь он, утверждали некоторые, использовал в опере бездну народных тем. Композитор невозмутимо спрашивал, какие именно народные песни звучат в его опере. Но никто из авторитетных критиков ему не ответил. Публика реагировала по-своему: она вызывала Римского-Корсакова на поклоны, а по ходу спектакля требовала повторений особо понравившихся номеров.

Еще в 1873 году к постановке «весенней сказки» Островского несколько музыкальных номеров написал Чайковский. Это не единственный случай творческого пересечения двух русских композиторов. Важно, что Чайковский и Римский-Корсаков всегда относились друг к другу с уважением.

Оцените статью
Лидеры России