Политика
17 окт, 23:30
Правительство планирует улучшать инфраструктуру Севморпути в соответствии с утвержденной накануне Морской доктриной России. Развитие кратчайшего морского пути между европейской частью РФ и Дальним Востоком сможет переориентировать транспортные потоки в Азию. Это позволит не только активизировать перевозки энергоносителей и грузов, но и развивать набирающий обороты арктический круизный туризм. Подробности — в материале «Известий».
Северный морской путь будут почти круглогодично охранять российские охотники за субмаринами. Для этого 14-я бригада противолодочных кораблей Северного флота в скором времени получит боевой ледокол «Иван Папанин». Он позволит вести поиск субмарин вероятного противника, в том числе в сложных погодных условиях. Эксперты отмечают, что такое решение усилит оборону не только районов, по которым проходит самая северная транспортная артерия России, но и всей страны.
Ученый Йельского университета оценил перспективы развития Севморпути
форум «один пояс — один путь»
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
владимир путин, мао нин, россия, китай, дальний восток, йельский университет, форум «один пояс — один путь»
Авторское право на систему визуализации содержимого портала
iz.ru, а также на исходные данные, включая тексты, фотографии,
аудио- и видеоматериалы, графические изображения, иные
произведения и товарные знаки принадлежит ООО «МИЦ «Известия».
Указанная информация охраняется в соответствии с
законодательством РФ и международными соглашениями.
Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на
iz.ru.
АО «АБ «РОССИЯ» — партнер рубрики «Экономика»
Сайт функционирует
при финансовой поддержке Министерства цифрового
развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Ответственность за содержание любых рекламных материалов,
размещенных на портале, несет рекламодатель.
Партнерские проекты/материалы опубликованы на коммерческой основе.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельства
о регистрации
ЭЛ № ФС 77 — 76208 от 8 июля 2019 года,
ЭЛ № ФС 77 — 72003 от 26 декабря 2019 года
- Головной универсальный атомный ледокол «Арктика» ФГУП «Атомфлот» завершил 19 ноября у западной кромки льдов Карского моря проводку судов «Пола Дудинка», «Мыс Дежнева» и научно-исследовательского судна (НИС) «Григорий Михеев».
- Севморпуть — национальное достояние
- Легендарное имя
- Надежда из небольших глубин
- Министр заявил о нехватке флота для развития Северного морского пути
- Развитие Севморпути становится более экономически целесообразным
- «Росатом» исключил причастность «Севморпути» к повреждению газопровода
- Обустроить инфраструктурную пустыню
Головной универсальный атомный ледокол «Арктика» ФГУП «Атомфлот» завершил 19 ноября у западной кромки льдов Карского моря проводку судов «Пола Дудинка», «Мыс Дежнева» и научно-исследовательского судна (НИС) «Григорий Михеев».
Этот теплоход присоединился к каравану в Восточно-Сибирском море. С востока на запад под проводкой атомного ледокола суда прошли 1865 миль. Средняя скорость составила 8,3 узла, сообщается в Telegram-канале Атомфлота (входит в госкорпорацию «Росатом»).
Напоминается, что 10 ноября из порта Певек головной универсальный атомный ледокол (ГУАЛ) «Арктика» взял под проводку теплоходы «Пола Дудинка» и «Мыс Дежнева». Караван стал последним в летне-осеннюю навигацию на Севморпути. После завершения проводки суда самостоятельно проследовали в направлении пролива Карские Ворота.
В настоящее время в акватории СМП продолжается активный процесс ледообразования. По данным ФГБУ «ГлавСевморпуть», восточная часть Карского моря уже закрыта льдами. В акватории арктической трассы работают атомные ледоколы «Арктика», «Сибирь» и «50 лет Победы».
Северный морской путь — единая транспортная коммуникация России в Арктике. Он проходит вдоль северных берегов страны по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское), соединяет порты европейской части России и устья судоходных сибирских рек с Дальним Востоком. В августе 2022 года правительство РФ утвердило план развития СМП до 2035 года, в который вошло более 150 мероприятий. Согласно плану, годовой грузопоток по СМП должен составить в 2024 году 80 млн тонн, 2030 году — 150 млн тонн, 2035 году — 220 млн тонн.
В Минобороны РФ принято принципиальное решение обеспечить практически круглогодичное присутствие кораблей ВМФ в Арктике, в акватории Северного морского пути (СМП). Для решения этой задачи 14-я бригада противолодочных кораблей Кольской флотилии Северного флота в ближайшее время получит ледокол «Иван Папанин», рассказали источники «Известий» в военном ведомстве. Планируется, что он обеспечит деятельность боевых кораблей в самых сложных погодных условиях.
По словам собеседников издания, ледокол позволит патрулировать акваторию Севморпути большую часть года, кроме месяцев, когда арктические воды покрыты плотным ледяным покровом. С МП запирает ледовая пробка, которая образовывается в конце осени в районе Новосибирских островов и может держаться несколько месяцев.
Патрульный корабль ледового класса «Иван Папанин»
В 14-ю бригаду, которая получит новый ледокол, входят четыре больших противолодочных корабля проекта 1155 и 1155.1 — «Североморск», «Вице-адмирал Кулаков», «Адмирал Чабаненко» и «Адмирал Левченко».
Северный флот в последние годы регулярно проводит арктические экспедиции, рассказал «Известиям» военный эксперт Дмитрий Болтенков.
— Группы кораблей совершают походы по СМП с заходом в важные порты и на острова, — отметил он. — В этих экспедициях командование 14-й бригады накопило большой опыт действия в арктических широтах. Теперь наши противолодочные корабли смогут находиться в северных широтах еще больше времени. Это поможет усилить контроль за акваторией Севморпути и прилегающими районами. Ледокол «Иван Папанин» специально разрабатывался для работы в арктических широтах.
По мере таяния льдов роль СМП будет расти не только для России, но и для общемировой глобальной экономики, рассказал «Известиям» директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин.
Большой противолодочный корабль «Вице-адмирал Кулаков»
— Для нас он важен по экономическим и военным причинам, — отметил эксперт. — В Арктике сейчас разрабатываются большие объемы полезных ископаемых. С МП важен с точки зрения развития флота и надежности обороны страны с северного направления. Здесь мы поддерживаем и развиваем инфраструктуру для обеспечения стратегической безопасности страны. Арктика нас отделяет от основного оппонента — США. В Арктической зоне кроме флота действуют ПВО, авиация, радиолокационные подразделения и другие силы. Утратив или ослабив там военное присутствие и контроль, мы столкнемся с резким ухудшением возможностей в деле стратегического сдерживания.
Севморпуть — национальное достояние
В российском законе «О внутренних морских водах и территориальном море и прилежащей зоне РФ» за Севморпутем закреплен статус исторически сложившейся транспортной коммуникации, которая считается национальным достоянием.
Представители США не раз в пику России заявляли, что Севморпуть должен быть открытой транспортной артерией. Причем американское правительство оспаривает права прибрежной страны устанавливать правила провода кораблей в северных широтах не только у России. Например, они не признают право Канады распоряжаться арктическими маршрутами.
Претензии США в отношении Севморпути уходят корнями во времена холодной войны. Еще в 1964 году Вашингтон и Москва обменялись нотами протеста из-за попытки американских судов несанкционированно проследовать вдоль арктического побережья СССР.
Россия активно строит инфраструктуру в Арктике и размещает силы для прикрытия Севморпути с середины прошлого десятилетия. На арктических островах размещены береговые ракетные комплексы «Бал» и «Бастион», а также средства ПВО. Реконструированы полярные аэродромы, на которых несут дежурство истребители.
Военнослужащий ВС РФ у берегового ракетного комплекса «Бал»
Минобороны в последние годы постоянно отрабатывает переброску сил в Арктику из других регионов. Так, например, два года назад отряд кораблей Северного флота в ходе маневров тренировал высадку морского десанта вдоль Северного морского пути. В разных районах полярные берега штурмовали подразделения морской пехоты и арктических мотострелков.
Вместе с появлением военных баз в регионе строится и транспортная инфраструктура, которая поможет использовать Севморпуть для гражданских нужд.
Легендарное имя
«Иван Папанин» — головной в линейке ледокольных сторожевых кораблей проекта 23550, его должны передать в состав флота в 2024 году. Второй такой корабль — «Николай Зубов».
Корабли проекта 23550 предназначены для проводки судов во льдах, буксировки, мониторинга арктических вод, сопровождения судов обеспечения и конвоирования задержанных кораблей и судов.
В арсенале ледокола есть артиллерийская установка АК-176МА, также он может нести крылатые ракеты «Калибр». При необходимости на его борту может базироваться многоцелевой вертолет. Команда имеет на вооружении переносные зенитные ракетные комплексы.
Он развивает скорость до 18 узлов и может преодолевать ледяные поля толщиной до 1,7 м. Автономность корабля — 70 суток, а дальность хода — 10 тыс. морских миль.
Его характеристики произвели серьезное впечатление на американских адмиралов. Ранее командующий ВМС США в Европе и Африке адмирал Джеймс Фогго, говоря об «Иване Папанине», отметил, что он может нести крылатые ракеты, и подчеркнул при этом, что данный тип ракет не является оборонительным оружием.
Представители российского МИДа в ответ заявили, что не понимают суть претензии: «Иван Папанин» — это не классический ледокол, а многофункциональный военный корабль, поэтому установка на него разрешенных вооружений не может вызывать вопросы.
Пуск высокоточной крылатой ракеты «Калибр»
Надежда из небольших глубин
Прошлогодний логистический кризис в Певеке, когда несколько десятков судов встали в арктических льдах, стал своего рода спусковым крючком для совершенствования управления Севморпутем, указывают эксперты. Без системного подхода достичь цели в 80 млн т грузопотока по Северному морскому пути в 2024 году будет трудно. Такие показатели были сформулированы в указе президента РФ 2018 года.
— Сегодня одной из основных проблем развития СМП являются его небольшие глубины — до 12,5 м на маршруте между арктическими островами, — объяснила «Известиям» ректор Северного (Арктического) федерального университета (САФУ) имени Ломоносова Елена Кудряшова. — Современные танкеры и лихтеровозы имеют осадку, существенно превышающую 12 м. В этом смысле наиболее проблемными участками СМП являются пролив Санникова и район вокруг Медвежьих островов. В то же время суда, имеющие значительную осадку, могут использовать маршруты, проходящие в более высоких широтах к северу от Новосибирских островов. Однако с навигационной точки зрения эти маршруты мало изучены и требуют дополнительных гидрографических исследований.
Плановые объемы грузопотока по СМП, заложенные в стратегических документах, учитывают и интенсивное освоение арктических месторождений. Ожидается, что полезные ископаемые станут основной базой для СМП. Международная обстановка и санкционная политика стран Запада в отношении России заставляют наращивать торговый оборот с другими регионами, в том числе со странами Азии. А для доставки грузов придется использовать и альтернативные пути. Поэтому, отмечает ректор САФУ, увеличение грузопотока неизбежно, хотя прогнозировать в конкретных цифрах пока сложно. Строящийся сегодня современный ледокольный и транспортный флот только укрепляет веру в такие прогнозы.
— С возрастанием грузопотока на Северном морском пути заметно возрастает роль гидрометеорологического обеспечения для безопасного и эффективного судоходства, — говорит директор Арктического и антарктического института Александр Макаров. — Изменения климата в Арктике происходят в три раза быстрее, чем где-либо на планете. Но ощущение, что потепление упростит прохождение судов в арктических морях, обманчиво. Напротив, ситуация становится менее предсказуемой, увеличивается количество опасных ледовых явлений. Например, в отличие от прошлых лет последние два года для навигации в арктических морях были довольно сложными. Кроме безопасности растет значение эффективности проводок — один и тот же маршрут судно может пройти с большими и меньшими энергозатратами, а от этого зависит конечная стоимость грузоперевозки.
Эффективный транспортный коридор позволяет проводить грузы без «приключений»: опасности появления льдов и ледовой проводки, добавляет глава информационно-аналитического центра Проектного офиса развития Арктики Игорь Павловский.
— Надо осознавать, что Севморпуть в ближайшем обозримом будущем таким торговым путем не будет. Единственное, что может позволить ему составить конкуренцию другим большим торговым путям, — это перекрытие либо Малаккского пролива, либо Суэцкого канала, — говорит Игорь Павловский. — Ни то ни другое пока не прогнозируется, поэтому Северный морской путь может использоваться для реализации внутренних российских потребностей. Распоряжение правительства достаточно четко это демонстрирует. Это не международный транспортный коридор, про это нужно забыть.
Вместе с тем профессор кафедры труда и социальной политики ИГСУ РАНХиГС Вера Сморчкова замечает, что грузооборот Северного морского пути растет довольно приличными темпами год от года. Если такая тенденция сохранится, то некоторые эксперты прогнозируют даже превышение запланированных объемов — 80 млн т к 2024 году.
— Севморпуть сталкивается с рядом сложностей, прежде всего сезонных, поскольку большую часть времени в году он покрыт льдом. В связи с этим ведутся активные работы по строительству и использованию ледоколов. России активно помогает Китай, который также заинтересован в развитии СМП. Это позволит транспортировать свои товары в Европу не через Индийский океан, а наиболее коротким, дешевым и безопасным маршрутом, — заключила эксперт экономического факультета РУДН Елена Егорычева.
Всё же, несмотря на огромные трудности в развитии северного коридора, развитие и эффективность использования пути не стоит на месте, отмечает вице-президент ассоциации СМП Владимир Харлов. Сегодня Северный морской путь — это важная транспортная артерия. Хотя еще во времена СССР грузооборот был немногим более 7 млн т.
— Современная Россия уже в пять раз превзошла этот результат, — говорит Владимир Харлов. — И мы видим сейчас дальнейший рост, в первую очередь за счет увеличения транспортировки энергоресурсов. С МП вполне может стать ведущей торговой трассой в России. Хотя с Суэцким каналом тягаться будет трудновато, ведь грузооборот в прошлом году был там около 2 млрд т, а СМП был загружен всего на 35 млн.
Министр заявил о нехватке флота для развития Северного морского пути
Глава Минвостока: в мире пока не хватает ледоколов, необходимых для развития СМП
Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков заявил в интервью РБК о нехватке флота ледового класса для развития Северного морского пути в Арктике. По его словам, сейчас в мире недостаточно верфей для строительства такого флота
Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков заявил в интервью РБК накануне Восточного экономического форума о нехватке флота ледового класса для развития Северного морского пути (СМП).
В 2022 году по СМП было поставлено 34 млн т грузов, в 2023 году планируется поставить столько же, утверждает Чекунков. По итогам 2024 года грузопоток по этому маршруту должен быть увеличен более чем вдвое, до 80 млн т, а к 2031 году — до 200 млн т.
Однако для такого роста грузопотока пока недостаточно флота ледового класса не только в России, но и в мире в целом. « Пожалуй, у меня наибольшую озабоченность вызывает как раз доступность в достаточном количестве флота ледового класса. Просто в мире пока в том объеме, который необходим, чтобы 200 млн т перевозить уже через семь-восемь лет, его нет. А цикл производства большого танкера ледового класса — это же не месяцы, а это годы», — сказал министр.
По его словам, проблема в основном в недостатке производственных мощностей. Он отметил: «Есть ли в таком количестве верфи, есть ли в таком количестве специалисты — это, наверное, как раз та тема, где интересно разговаривать с нашими крупнейшими партнерами на предмет кооперации». Сейчас ведутся переговоры об этом, в частности с Индией, представители которой будут участвовать в ВЭФ в этом году, и Китаем, утверждает Чекунков. « Индия заинтересована в совместной работе по развитию северной навигации и потенциально в совместном судостроении. Это достаточно большая океанская держава. Конечно, Китай, — рассуждает он. — Где-то вместе флот ледового класса в достаточном количестве мы сможем произвести».
В 2022 году правительство утвердило программу, включающую строительство 50 ледоколов и судов ледового класса для работы на СМП до 2035 года. Эта программа предусматривает также возведение ряда инфраструктурных объектов — терминалов по перевалке угля, нефти и сжиженного природного газа (СПГ), портов, аварийно-спасательных центров, а также формирование орбитальной группы спутников. На реализацию проекта будет выделено около 1,8 трлн руб., из которых 620 млрд руб. — средства федерального бюджета.
В конце 2022 года о риске дефицита ледоколов предупреждали зампред Совета безопасности Дмитрий Медведев и представители оператора СМП «Росатома». По словам Медведева, половина группировки из шести судов ледокольного флота под управлением «Росатома» была построена по устаревшим технологиям, их срок службы неоднократно продлевался и к 2026–2027 годам они уже выработают свой ресурс. « Если в ближайшее время их не заменить новыми судами по современным проектам, а такие проекты, как известно, есть, они реализуются, то к 2030 году есть риск столкнуться с дефицитом ледокольных мощностей», — отметил он.
Премьер Михаил Мишустин говорил в июне 2023 года на совещании о необходимости подготовить дальнейшие шаги для развития Северного морского пути, в том числе выработать меры по строительству судов ледового и неледового классов. « От решения этих вопросов зависит благополучие жителей Арктической зоны, Дальнего Востока и развитие нашей экономики в целом», — подчеркнул он.
Развитие Севморпути становится более экономически целесообразным
Президент РФ Владимир Путин, выступая 18 октября на открытии форума «Один пояс, один путь» в Пекине, заявил, что Россия приглашает заинтересованные страны к сотрудничеству в развитии Северного морского пути. Официальный представитель МИД КНР Мао Нин, комментируя предложение российского лидера, заявила в четверг, что Китай готов осуществлять сотрудничество с Россией в различных областях, в том числе в Арктике.
«Газпром» впервые поставил свой сжиженный природный газ по Севморпути
«Конечно, участие президента Путина в саммите «Один пояс, один путь» было не только поддержкой форума, но и крупной презентацией Арктического пояса Шелкового пути, позволяющая участникам форума лучше понять широкие перспективы Северного морского пути», — заявил Бянь Юнцзу.
Он отметил, что в настоящее время конкуренция между крупными державами становится все более жесткой, и трудно сказать, что какие-либо из важных на сегодняшний день проливов и каналов абсолютно безопасны, но, когда есть выбор, судоходные пути на самом деле становятся безопаснее.
По словам эксперта, с этой точки зрения Северный морской путь является важной альтернативой, даже если он неэкономичен.
«С другой стороны, по мере развития технологий и глобального повышения температуры навигация по Северному морскому пути становится все экономичнее, а ее период длиннее. Как итог, строительство Северного морского пути становится все более экономически целесообразным, а не просто стратегической альтернативой», — указал он.
Аналитик добавил, что страны Восточной Азии будут все активнее участвовать в строительстве береговой инфраструктуры вдоль Северного морского пути.
«Развитие Северного морского пути также станет важной возможностью для развития Дальнего Востока России. Поскольку Европа становится все более идеологизированной, возможно, после завершения этого раунда геополитических игр придется наладить отношения с Россией, поэтому в развитии Дальнего Востока необходимо предпринимать более масштабные шаги», — указал он.
Песков заявил о поступательном развитии Севморпути
«Росатом» исключил причастность «Севморпути» к повреждению газопровода
«Росатом» исключил причастность «Севморпути» к повреждению Balticconnector
В день повреждения газопровода, 8 октября, контейнеровоз шел из Мурманска в Петербург без остановок и замедления скорости. « Каких-либо технологических инцидентов зафиксировано не было», — сказали в «Росатоме»
В «Росатоме» исключают причастность атомного контейнеровоза «Севморпуть» к повреждению трубопровода Balticconnector между Финляндией и Эстонией, заявили РБК в департаменте коммуникаций госкорпорации.
В день повреждения газопровода, 8 октября, «Севморпуть» шел из Мурманска в Санкт-Петербург. Судно двигалось без остановок и замедления скорости. « Якорь на ходу не вытравливался, каких-либо технологических инцидентов зафиксировано не было», — говорится в сообщении.
Команда «Севморпути» не зафиксировала подозрительных предметов или опасных действий со стороны других судов, погода в акватории была штормовой.
«Особо подчеркиваем, что район расположения трубопровода Balticconnector является участком активного судоходства, в указанный отрезок времени в акватории находилось сразу несколько судов различного класса», — заявили в «Росатоме».
Накануне газета Iltalehti со ссылкой на финскую полицию писала, что в момент повреждения газопровода поблизости находилось несколько судов, в том числе «Севморпуть».
8 октября Balticconnector временно перекрыли из-за возможной утечки. Позднее президент Финляндии Саули Ниинистё заявил, что падение давления могло произойти из-за «деятельности извне». В финской полиции сообщили, что обнаружили следы внешнего воздействия на трубопровод. Источник телеканала Yle указывал, что в предполагаемой диверсии подозревают Россию.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал сообщения о возможной диверсии на Balticconnector «тревожными». « Опасные прецеденты по осуществлению терактов против объектов критической инфраструктуры на Балтике уже были созданы», — напомнил он. Речь идет о взрывах на «Северных потоках» в сентябре прошлого года.
Обустроить инфраструктурную пустыню
Правительство утвердило новый план развития Северного морского пути до 2035 года. На развитие северного морского коридора направят порядка 1,8 трлн рублей, сообщает пресс-служба кабмина. Главные цели этой работы — обеспечение надежной и безопасной перевозки грузов и товаров для людей, живущих в районах Крайнего Севера, а также создание условий для реализации инвестиционных проектов в Арктической зоне страны.
В плане — более 150 мероприятий: строительство терминала сжиженного природного газа и газового конденсата «Утренний», нефтеналивного терминала «Бухта Север», угольного терминала «Енисей». Кроме того, предусмотрено и строительство береговых и гидротехнических сооружений для обеспечения Баимского месторождения, создание морских перегрузочных комплексов сжиженного природного газа в Камчатском крае и Мурманской области, порта-хаба для организации транзитных перевозок во Владивостоке.
Планируется также строительство транспортно-логистического узла в морском порту Корсаков на Сахалине, развитие Мурманского и Архангельского транспортных узлов, строительство баз бункеровки и технического обслуживания в портах Тикси и Диксон. Часть средств кабмин выделил и на создание судов ледокольного флота (в том числе головного ледокола проекта «Лидер»), а также развитие арктических судостроительных и судоремонтных производственных мощностей.
— Обозначу основные направления, которые устранят преграды на пути эффективного развития СМП, в первую очередь его восточной части, которую эксперты называют «инфраструктурной пустыней», — сказал «Известиям» вице-президент Ассоциации партнеров по координации использования Северного морского пути Владимир Харлов. — Именно здесь нужны основные вложения. Грузовой флот, работающий на трассе СМП и близлежащих реках, очень изношен, многие наши партнеры открыто говорят об этом. Далее — требуется развитие портовой инфраструктуры СМП, которая нуждается в серьезной реконструкции и модернизации (порты Диксон и Тикси).
Среди других направлений, которые должны свести риски использования СМП к минимуму, — создание системы устойчивой связи, улучшение безопасности судоходства и аварийно-спасательной системы в Арктике. Работа предстоит огромная: до 2035 года осталось не так много времени, чтобы решить основные проблемы СМП, убежден Харлов.
— Сейчас СМП работает только в несбалансированном режиме, — рассказывает председатель правления Проектного офиса развития Арктики Николай Доронин. — Это вывоз продукции крупного бизнеса и северный завоз. Для малого и среднего бизнеса СМП неудобен из-за отсутствия «плоского тарифа»: стоимость транспортировки для сборного груза очень сильно «плавает» в зависимости от сезона.
Доронин уверен, что с принятием плана развития СМП эти проблемы останутся в прошлом.
— Главное, что план правительства подтверждает ранее избранный курс на развитие Арктической зоны, описанный в стратегии развития АЗ РФ до 2035 года, — подчеркивает председатель правления Проектного офиса развития Арктики. — Возврата в арктическое забытье, как это было в 90-е, не предвидится.
Старший сотрудник Центра арктических исследований Института Европы РАН Диана Тимошенко добавляет, что, несмотря на то что транспортная отрасль в последнее десятилетие активно развивается, об ударных темпах эксплуатации СМП пока говорить не приходится.
По ее оценкам, в ближайшее время ожидается умеренное, осторожное, но направленное развитие. Это связано с отсутствием необходимой базовой торговой системы перевозки грузов, логистики и грузооборота по СМП, на которую можно было бы опереться для существенного поднятия этих оборотов, отсутствует также и единый оператор.
— При этом конкурентность системы, — отмечает Диана Тимошенко, — будет также определяться как эффективным планированием и бесперебойной доставкой, внедрением систем контроля и сопровождения (в том числе на базе технологий Industry 4.0), обеспечением гарантий сохранности груза, так и удобством использования электронной торговой площадки для заказчиков из России и зарубежья (иностранные языки, удобство навигации по сайту, безопасность проведения электронных платежей и т.д.).
В принятой 31 июля новой Морской доктрине говорится о введении перспективной спутниковой системы связи и вещания «Экспресс-РВ» для появления единого информационного пространства обеспечения морской деятельности. Это даст хороший стимул эксплуатации СМП и обозначит новый этап развития в Арктике, ожидают специалисты.
Кроме того, дополняет Диана Тимошенко, необходимо принять закон о северном завозе с использованием судов ледокольного флота на трассах Северного морского пути. Со стороны населения арктических регионов есть множество проблем на этом направлении. Правовой статус СМП и особенности осуществления судоходства по нему регулируются не единым, а целым комплексом нормативных правовых актов, отмечает сенатор Ольга Епифанова.
— Попытки разработать единый закон по СМП предпринимались неоднократно, но все они были по разным причинам отклонены, — говорит сенатор. — Однако, на мой взгляд, совокупность общественных отношений относительно Северного морского пути должна определяться именно единым документом. Необходимо законодательно подчеркнуть национальный статус Северного морского пути, его стратегическое значение. Это особенно важно сегодня.