Дело № 2а-5193/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 октября 2021 года г. Калининград
Центральный районный суд города Калининграда в составе:
председательствующего судьи Стома Д. В.
при секретаре Зварич Ю. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление к УМВД России по Калининградской области, заместителю начальника полиции УМВД России по Калининградской области , начальнику Управления уголовного розыска УМВД России по Калининградской области , Управлению уголовного розыска УМВД России по Калининградской области о признании незаконным ответа,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности – административные исковые требования поддержала, на удовлетворении требований настаивала.
Представитель УМВД России по Калининградской области – , действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила в удовлетворении требований отказать, представила письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела.
Другие участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ суд приходит к следующему.
Полагая, что в отношении неё осуществлялись оперативно-розыскные мероприятия, обратилась в дежурную часть УМВД России по Калининградской области с заявлением о предоставлении для ознакомления сведений, полученных в результате оперативно-розыскных мероприятий.
В ответе на обращение в предоставлении запрашиваемой информации заместителем начальника полиции УМВД России по Калининградской области было отказано, со ссылкой на то, что уголовное дело расследуется, материалы, полученные в результате проведения ОРМ являются государственной тайной и их предоставление может затрагивать права, свободы и законные интересы других лиц.
По мнению административного истца, таким ответом нарушены её права, с чем нельзя согласиться.
Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В силу ст. 10 названного Федерального закона органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения задач, возложенных на них настоящим Федеральным законом, могут создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета.
Дела оперативного учета заводятся при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1 — 6 части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях собирания и систематизации сведений, проверки и оценки результатов оперативно-розыскной деятельности, а также принятия на их основе соответствующих решений органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Согласно ст. 11 названного Федерального закона, результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, имущества, подлежащего конфискации, для принятия решений о достоверности представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений.
Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств, и в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом.
Статьей 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предусмотрено, что лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, то есть в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны. В случае, если будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или если указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.
Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.
В силу ст. 9 названного Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 1). Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (часть 2). Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О порядке рассмотрений обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
В силу п. 6 ст. 11 указанного Федерального закона в случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
Оперативно-служебные документы, отражающие результаты оперативно-розыскной деятельности, представляются суду (судье), прокурору, осуществляющему надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности, следователю и органу дознания, в производстве которых находится уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении, другим органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в порядке и случаях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Из материалов административного дела следует, что обращаясь в УМВД России по Калининградской области, просила предоставить для ознакомления полученные в результате оперативно-розыскных мероприятий сведения, составляющие, согласно закону, государственную тайну.
Заявление рассмотрено административным ответчиком с соблюдением порядка и сроков, предусмотренных ст.ст. 10, 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Уголовное дело в отношении не возбуждалось. Поскольку заявитель не относится к числу лиц, перечисленных в ч. 4 ст. 5 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», которые вправе требовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, предоставления сведений о полученной о них информации, у административного ответчика отсутствовали правовые основания для предоставления сведений о проведении оперативно-розыскной деятельности и полученной в итоге информации, в том числе в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны.
По сообщению следователя по особо важным делам первого отдела по расследованию особо важных дел СУ СК России по Калининградской области, в ходе предварительного следствия по уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия в отношении не проводились.
Из содержания ст. 218, п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые интересы граждан либо иных лиц.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд исходит из того, что обращение рассмотрено в установленном законом порядке, уполномоченным лицом, в предоставлении запрашиваемой информации ей правомерно отказано, поскольку сведения об оперативно-розыскных мероприятиях составляют государственную тайну.
Таким образом, права, свободы и законные интересы ответом на обращение не нарушены, препятствия к их осуществлению не созданы.
Исходя из того, что вышеуказанной совокупности обстоятельств по настоящему административному делу не установлено, суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного иска надлежит отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд города Калининграда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 26.10.2021.
Судья Д. В. Стома
К основным задачам УУР МВД по Республике Крым относятся:
— выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений общеуголовной направленности и иных преступлений, отнесенных к компетенции подразделений уголовного розыска, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, борьба с организованной преступностью общеуголовной направленности;
— розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, и нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебновоспитательных учреждений закрытого типа; лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия; лиц, уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства; лиц, пропавших без вести;
— идентификация лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения о себе, а также идентификация неопознанных трупов.
К основным функциям УУР МВД по Республике Крым относятся:
— осуществление выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений общеуголовной направленности, в том числе носящих межрегиональный, транснациональный характер, вызвавших большой общественный резонанс: убийств представителей исполнительной, законодательной и судебной власти; серийных преступлений против личности; преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности; преступлений против личности прошлых лет; тяжких и особо тяжких преступлении, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, преступлений, совершенных в особых условиях, а также в закрытых административно-территориальных образованиях на особо важных и режимных объектах;
— организация и осуществление раскрытия вызвавших большой общественный резонанс преступлений против собственности, в том числе серийных краж, преступных посягательств на автотранспортные средства, мошенничеств, хищений культурных ценностей, разбоев и грабежей;
— организация и осуществление борьбы с организованной преступностью общеуголовной направленности: выявление и пресечение деятельности преступных сообществ (преступных организаций), организованных групп общеуголовной направленности, в том числе сформированных по этническому принципу, носящих транснациональный и межрегиональный характер; выявление, пресечение и раскрытие преступлений, связанных с бандитизмом, похищением людей, незаконным лишением свободы и торговлей людьми;
— осуществление противодействия противоправной деятельности лиц, занимающих высшее положение в преступной иерархии;
— организация и осуществление розыска в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России: лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда (являющихся подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовным делам и объявленных в розыск в порядке, установленном: Уголовнопроцессуальным кодексом Российской Федерации); лиц, пропавших без вести (лиц, в отношении которых в органы внутренних дел поступило заявление или сообщение об исчезновении); лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных: мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно- воспитательных учреждений закрытого типа; лиц, уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства;
— организация и осуществление идентификации в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России: лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения о себе; неопознанных трупов.
Телефон: +7 (3652) 734-069; +7 (3652) 733-588.