36 философия русского марксизма в г плеханов в и ленин

36 ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО МАРКСИЗМА В Г ПЛЕХАНОВ В И ЛЕНИН Лидеры

Экономическое учение Маркса

Маркс был великим знатоком природы капиталистической системы. Как многие личности такого типа, Маркс также имел собственные рациональные теории, но эти теории в общем не всегда последовательны. Их внутренняя слабость проявляется тотчас же, как только другие экономисты, не наделённые исключительным здравым смыслом Маркса, пытаются на основе его проектов развивать марксистскую теорию.

Если, перед тем как попытаться дать какое-либо объяснение экономического развития, некто захочет узнать, что в действительности представляют собой прибыль, заработная плата, капиталистическое предприятие, он может получить в трёх томах «Капитала» более реалистическую и качественную информацию из первоисточника, чем та, которую он мог бы найти в десяти последовательных отчётах Бюро переписи США, в дюжине учебников по современной экономике и даже, осмелюсь сказать, в собрании сочинений Торстейна Веблена.

Часто принято разделять:

Возвращение в Россию


36 ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО МАРКСИЗМА В Г ПЛЕХАНОВ В И ЛЕНИН

Плеханов вернулся в Россию после Февральской революции, проведя в вынужденной эмиграции 37 лет. Однако его не допустили в Исполком Петроградского Совета. Ему пришлось довольствоваться изданием газеты «Единство», в которой он публиковал статьи, посвященные важнейшим политическим событиям того времени.

Плеханов выступил против «Апрельских тезисов» Ленина, поддержал Временное правительство.

Отрицательно русский идеолог марксизма отнесся к Октябрьской революции. Он был убежден, что к социалистическим переменам страна не готова. Более того, уверял, что захват власти одной партией или одним классом приведет к печальным последствиям. Плеханов был автором письма к петроградским рабочим, в котором предупреждал, что русский пролетариат, захватив несвоевременно политическую власть в свои руки, вызовет Гражданскую войну. При этом он убеждал, что большевики оказались у руля ненадолго, поэтому не помышлял о серьезном сопротивлении им.

Уже осенью 1917 году его состояние резко ухудшилось. 2 ноября он был госпитализирован. 28 января 1918 году Плеханов уехал из Петрограда в финский санаторий. 30 мая он скончался от эмболии сердца, развившейся из-за туберкулеза.

Марксистские и постмарксистские школы и направления

Коммунизм — закономерный этап развития общества (см. Манифест коммунистической партии). Степень развития производительных сил определяет ступень, до которой могут развиться общественные отношения. По мере развития производительных сил общество получает всё больше ресурсов, может «позволить» себе и отдельным своим членам всё больше свободы, и таким образом перейти на более высокую ступень общественных отношений.

Коммунизм Маркс понимал (Критика Готской программы) как высшую ступень развития человечества, когда уничтожено право частной собственности, отмирает государство и классовые отношения, преодолено отчуждение человека от результатов его труда. Человечество диалектически развивается по спирали, и оно должно прийти к тому, с чего начинало: к отсутствию частной собственности на средства производства, как в первобытном обществе, но уже на новом уровне, обусловленном высокой степенью развития производительных сил.
В своей концепции К. Маркс рассматривал конкуренцию и вражду индивидов не как извечно присущее человечеству качество, эталон и неизменную основу демократии, в отличие от основателей либерализма Гоббса и Локка и представителей современного неолиберализма, а как признак примитивности общества, его неразвитости и неполноценности, которая будет преодолена по мере общественного развития.

Марксизм как официальная идеология

В ряде государств в течение тех или иных исторических периодов у власти находились различные политические партии и движения называющие себя марксистскими, или находившиеся под влиянием марксизма. Марксизм в этих странах зачастую объявлялся официальной государственной идеологией или был таковой де-факто.

Г. В. Плеханов в 1870-е годы

В 1876 году вступил в народническую организацию «Земля и воля», стал одним из её руководителей, писал теоретические и публицистические статьи. Участник демонстрации у Казанского собора 6 декабря 1876 года.

В 1880 году эмигрировал в Швейцарию.

В конце 1894 — начале 1895 годов по инициативе Плеханова был создан «Союз русских социал-демократов за границей». После раскола «Союза русских социал-демократов за границей» на его II съезде, в мае 1900 года членами группы «Освобождение труда» и её единомышленниками создана Революционная организация «Социал-демократ». В 1900—1903 годах участвовал в создании и руководстве газетой «Искра». В 1901 году Плеханов — один из организаторов «Заграничной Лиги русской социал-демократии». Принял непосредственное участие в подготовке II съезда РСДРП. Фактически второй съезд РСДРП был учредительным съездом, так как I съезд оказался безрезультатным.

Второй съезд РСДРП

После II съезда РСДРП Плеханов недолго был большевиком, затем разошёлся с Лениным и стал одним из лидеров меньшевистской фракции РСДРП.

Плеханов в 1917 году

Семья Плехановых и Лев Дейч в 1907 году

Во время первой революции 1905—1907 годов Плеханов оставался в эмиграции, оказавшись, таким образом, в стороне от активных революционных событий. В феврале 1905 года в статье «Врозь идти, вместе бить», опубликованной в «Искре», Плеханов призывал к вооружённому восстанию в России, к тщательной подготовке этого восстания, особое внимание при этом обращал на необходимость агитации в армии.

В 1906—1907 годах выступал за участие социал-демократов в выборах в Государственную Думу, за блок с кадетами. Сотрудничал в общепартийной газете «Социал-демократ» и в большевистских изданиях («Звезда» и др.). В 1905—1912 годах в Женеве издавал «Дневник социал-демократа».

Революция 1917 года

Февральская революция позволила Плеханову вернуться в Россию после 37 лет изгнания.

31 марта на Финляндском вокзале приехавшего Плеханова от имени Петроградского Совета приветствовали Н. С. Чхеидзе, И. Г. Церетели, М. И. Скобелев.

После возвращения в Россию Плеханов не был допущен в Исполком Петроградского совета. Не был допущен туда и сторонник Плеханова Григорий Алексинский. Причиной была «оборонческая» позиция Плеханова, которую не разделяли деятели Совета с антивоенной позицией.

Отстранённый от руководящей роли, Плеханов был вынужден ограничиваться редактированием своей газеты «Единство», где публиковал статьи с откликами на важнейшие политические события, вёл спор с оппонентами и идейными противниками. Плеханов поддерживал Временное правительство, был против «Апрельских тезисов» В. И. Ленина, назвав их «бредом».

Могила Плеханова на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге

Георгий Плеханов похоронен на «Литераторских мостках» Волковского кладбища в Санкт-Петербурге, рядом с могилой Белинского.

Последний адрес Плеханова


36 ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО МАРКСИЗМА В Г ПЛЕХАНОВ В И ЛЕНИН

Распространение в России марксизма, по сути, было спровоцировано расколом народнической организации «Земля и воля». Это революционное тайное общество, существовавшее на территории нашей страны с 1861 года. Его первыми вдохновителями являлись Чернышевский и Герцен.

Организация рассчитывала на крестьянское восстание, которое планировалось устроить совместно с польскими революционерами. Однако власти арестовали лидеров движения, поляки начали восстание раньше обещанных сроков, а либеральная общественность отказалась их поддерживать, поверив в прогрессивность начавшихся в стране реформ. Надежды на крестьянский бунт не оправдались. В результате в 1864 году «Земля и воля» самоликвидировалась.

Организация восстановилась в 1876 году, но уже как народническая. Она ориентировалась на лозунги, которые исходили из среды крестьян, а в своей программе провозгласила принципы коллективизма и анархизма. Изначально организация создавала деревенские поселения, агитировала крестьян, называя это «хождением в народ». Однако данные методы потерпели неудачу. Тогда народники сосредоточили основные усилия на политическом терроре.

Между лидерами «Земли и воли» случился раскол. Один из активистов Георгий Плеханов возглавил группу «Черный передел», а в 1880 году был вынужден эмигрировать. За границей он познакомился с популярными в то время работами Маркса, превратившись в активного пропагандиста его учения, одного из первых представителей русского марксизма.

Создание партии

С 1898 году ключевую роль в распространении в России марксизма начинают играть социал-демократические группы. Они появляются в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринославле, Киеве.

Решающей становится их совместная встреча в Минске, на которой принимается важное решение о создании Российской социал-демократической рабочей партии. Однако устав и программа были разработаны несколько позже. Вскоре практически все делегаты съезда были арестованы.

В 1900 году создана газета «Искра». Это издание было ориентировано на рабочих. В нем публиковались агитационные и пропагандистские материалы, включая информацию о борьбе рабочих за свои права. В становлении партии и распространении в России марксизма она сыграла решающую роль.

Следует отметить, что ни Маркс, ни Энгельс своё учение диалектическим материализмом не называли. Они пользовались понятиями «современный» или «новый» материализм, чтобы отличить свои взгляды от механистического материализма французских просветителей. Термин диалектический материализм введён русским марксистом Георгием Валентиновичем Плехановым (1856—1918) и закреплён Лениным как официальное название философского компонента советской системы марксизма-ленинизма.

Выражение «диалектический материализм» часто используется как синоним марксистской философии. Однако оно не встречается у Маркса и Энгельса, которые говорили о «материалистической диалектике». Выражение «диалектический материализм» ввёл в научный оборот И. Дицген в работе «Экскурсии социалиста в область теории познания».

Центральным понятием философии марксизма как учения о диалектическом процессе является понятие всеобщности развития на основе законов перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания и единства и борьбы противоположностей. В «Анти-Дюринге» Энгельс высказывает мысль, что диалектика рассматривает законы мышления, в «Диалектике природы» подчёркивается, что «диалектические законы являются действительными законами развития природы».

Марксистская философия истории

Философия марксизма находит человека в состоянии отчуждения и основной акцент делает на его освобождении. Однако человек трактуется не как ни от кого независимый индивид, но как «совокупность общественных отношений», поэтому философия марксизма является, прежде всего, философией общества, рассматриваемого в его историческом развитии.

Все известные формации заключают в себе противоречия, в том числе и антагонистические противоречия, неразрешимые в рамках определённой формации и требующие для своего разрешения перехода на более высокий уровень общественного развития. В зависимости от отношений к средствам производства члены общества разделены на классы: рабовладельцы и рабы, феодалы и крестьяне, буржуазия и пролетариат. В ходе классовой борьбы наиболее могущественный класс создаёт государство, а также различные формы идеологии (включая религию, право и искусство) для того, чтобы этот класс мог господствовать над другими классами общества. Смена формаций определяется уровнем развития производительных сил, которые постепенно «перерастают» производственные отношения, вступают в антагонистический конфликт с ними, что приводит к революциям (социальным и политическим).

Коммунистическая революция, по мысли представителей марксизма, должна преодолеть все антагонистические противоречия капитализма, окончательно освободить человека от отчуждения, всех форм наёмного рабства, эксплуатации человека человеком и привести общество к бесклассовой коммунистической формации.

Революционеры в Санкт-Петербурге


36 ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО МАРКСИЗМА В Г ПЛЕХАНОВ В И ЛЕНИН

В России марксистские идеи попали на благодатную почву. В стране на тот момент существовало немало организаций, которые были недовольны положением дел в стране.

Одна из них — «Северный союз русских рабочих». В 1878 году она стала одной из первых политических организаций в России. Она была создана в Санкт-Петербурге, где к тому времени открылось множество капиталистических промышленных предприятий. Это способствовало росту пролетарского населения. Кроме того, в городе существовал порт, через который поступала революционная литература.

Организаторами «Северного союза русских рабочих» стали Городничий, Смирнов, Волков и Савельев. В районах Петербурга были организованы отделения, во главе которых стояли сами рабочие. В феврале 1880 года была запущена в работу даже собственная типография, в которой планировали печатать газету «Рабочая заря». Во время верстки первого номера нагрянула с обыском полиция.

Отделения удалось открыть также в Москве и Хельсинки, но во всероссийскую организацию «Северный союз русских рабочих» так и не превратился. В 1880-м он был разгромлен властями. Его члены, которым удалось избежать ареста, присоединились к «Народной воле».

Почтовая марка СССР, 1957 год

Памятник Плеханову в Петербурге

Плеханов с женой и дочерьми в 1890-е годы

Племянник — академик АМН СССР Николай Александрович Семашко.

С 1879 года был женат на враче Розалии Марковне Плехановой (урождённой Боград; 21 апреля 1856 — 30 августа 1949), родом из еврейской земледельческой колонии Добренькая Херсонской губернии, выпускнице Мариинской гимназии в Херсоне (1874) и медицинского факультета Женевского университета. В браке родилось четыре дочери: Вера (умерла в 1880 году в возрасте полугода), Лидия Плеханова-Ле-Савуре (1881 — 25 марта 1978, Париж), Евгения Бато-Плеханова (1883—1964), Мария (1889—1894). Р. М. Плеханова в 1920-х годах переехала из Франции в Ленинград, где участвовала в подготовке к печати архива Плеханова, который она привезла с собой; дочери остались во Франции. В 1928 году она возглавила Дом Плеханова в Ленинграде, а в 1939 году выехала к детям во Францию и не смогла вернуться в СССР в связи с началом Второй мировой войны.

Распространение марксизма в России.

В
80-90 гг. X IX века в России начинается быстрое
распространение марксизма.
Социально-экономические и политические
концепции марксизма привлекали внимание
представителей различных социальных
сил того времени: от народников до
леволиберальной интеллигенции, которые
стремились с их помощью найти ответы
на проблемы, порожденные развитием
капиталистических отношений в России.

Выдающийся
теоретик марксизма в России
Георгий
Валентинович Плеханов
(1856-1919) главное
внимание уделял анализу различных
сторон материалистического понимания
истории, рассматривая его как ядро
марксизма. Необходимость, закономерность
исторического процесса, научный взгляд
на историю, по мысли Плеханова, должны
были исключить волюнтаризм как в теории,
так и на практике политической борьбы
пролетариата. В этом пункте он решительно
расходился с большевизмом, отрицательно
встретил Октябрьскую революцию.

Вслед
за Плехановым с всесторонней критикой
народничества выступили Владимир
Ильич Ленин
(1870-1924) и «легальные
марксисты»
(П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский,
С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев и другие). Между
этими направлениями марксизма в России
складывались непримиримые противоречия.
Представители умеренного крыла
(меньшевики) обвиняли большевиков в
игнорировании исторических законов,
волюнтаризме, стремлении «ускорить»
исторический процесс без учета
социально-экономических объективных
условий. В ответ следовали обвинения в
упразднении революционной сущности
марксизма, сползании на идеалистические
позиции, проповеди пассивности, обрекающей
пролетариат на поражение в революционной
борьбе.

При
всех серьезных разногласиях В. И. Ленин
высоко ценил философские произведения
и труды Плеханова и развивал далее
традиции диамата и истмата. В своей
работе «Материализм
и эмпириокритицизм»
(1909) главное внимание уделил вопросам
теории познания. Рассматривал философские
проблемы через призму классовой борьбы,
политических интересов, разработал
философское обоснование тактики и
стратегии большевиков. Марксистская
(позже марксистско-ленинская) философия
включала в себя учение о всеобщих
диалектико-материалистических принципах
и законах и категориях природы, общества
и мышления (диалектический материализм),
учение о движущих силах и закономерностях
общественного развития (исторический
материализм) и специальные философские
дисциплины — этику, эстетику и другие.
Таким образом, философия марксизма-ленинизма
являлась обоснованием и методологией
остальных частей марксизма (политэкономия,
теория научного коммунизма), других
отраслей знания и революционной практики.
Именно эта концепция была положена в
основу партийно-государственной
философии в СССР.

Марксизм
в России – это совершенно новая страница
в его развитии, развитии неоднозначном
и драматичном. Традиция рассмотрения
трансформации марксистских взглядов
в России была начата русскими философами
«серебряного века» Н. А
Бердяевым, А. Ф. Лосевым
и другими. Широко известна работа
Бердяева «Истоки
и смысл русского коммунизма».
Эту тему в эзоповском стиле рассматривает
А. Ф. Лосев в произведениях: «Очерки
античного символизма и мифологии»,
«Диалектика мифа».
Он определяет диалектический материализм
как «сверх всякого предела рационализированное
политико-экономическое сознание»,
которое призвано создать новую систему
мифологии или псевдомифологии,
санкционирующую новый тип власти.
Проводя сравнительный анализ структурной
организации различных форм мировоззрения
(религия, миф, язычество в форме
платонизма), Лосев во второй половине
20-х годов предсказал в русском марксизме
канонизацию пророков, появление
апостолов, разработку культа личности,
превращение марксизма в некий катехизис,
в Евангелие. Яркий пример этого –
сталинское мировоззрение. Это мировоззрение
произросло на почве марксизма, использовало
его материалистическую атрибутику.
Подобный материализм в силу внутренней
логики перерождается в идеализм насилия,
когда ради мифа, идеи фикс, быстрого и
безоговорочного превращения «сущего»
в «должное» не останавливаются перед
применением насилия, массовых репрессий,
гонений, переселений народов и т.д. Мифу
придается безоговорочно безукоризненно
наукообразный вид, он становится формой
деятельности огромного аппарата,
претендующего всех сделать счастливыми.

Организация Ленина


36 ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО МАРКСИЗМА В Г ПЛЕХАНОВ В И ЛЕНИН

Именно Владимир Ульянов в 1985 году создает в Санкт-Петербурге «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В своей деятельности он пытался перейти от теоретических идей марксизма к непосредственной агитации среди рабочих.

Организация возглавляла стачечное и революционное движение в стране, занималась распространением нелегальной литературы. Ленину удалось наладить взаимодействие между рабочими сразу нескольких петербургских предприятий.

Уже в декабре по доносу были арестованы более 50 активных участников, включая и самого Ленина. Лидер движения, находясь в тюрьме, поддерживал связь с соратниками, оставшимися на свободе, активно писал листовки (делал маленькие емкости из хлеба, а в качестве чернил использовал молоко). При обыске его камеры надзирателями он просто съедал весь компромат.

В 1896 году были организованы массовые стачки. В крупнейшей забастовке тогда приняли участие около 30 тысяч человек. В августе задержали еще несколько десятков членов «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Всего арестовали более 250 человек. Организация была разгромлена, фактически прекратила свою деятельность.

В общефилософском плане Плеханов противопоставлял материалистов и идеалистов, относя себя к первым. Основной тезис материализма состоит в следующем: «духовный мир человека представляет собою плод окружающей среды». Материя, понятая как «окружающая среда», распадается на природу и общество. При этом общество («общественное мнение») определяется природой («географической средой»). Старый «метафизический французский материализм» (Гельвеций, Гольбах) догматически принимал это утверждение и не учитывал факт развития мнений при сохранении прежней географической среды. Этот парадокс разрешал «диалектический материализм» (Маркс), утверждающий развитие «производительных сил». Переход материализма на новый уровень стал возможным благодаря «немецкому идеализму».

Эстетические взгляды Г. В. Плеханова имели под собой фундаментом материалистическое понимание истории. Плеханов применил теорию исторического материализма также к вопросам искусства.

Согласно ей, продукты, созданные человечеством, зависят от установившихся общественных отношений. В качестве определяющих факторов в развитии искусства Плеханов отметает такие факторы, как географическая среда, «гениальность» исторических деятелей, влияние художественного развития одних стран на другие. Все они имеют значение, но каждое из них в первую очередь зависит от сложившихся в конкретный исторический период общественных отношений. Художественные произведения отображают общественную психологию данного времени.

Общественные отношения же в свою очередь зависят от материальной основы общества — экономики и техники. В первобытных обществах, до развития цивилизаций и до разделения на классы, эта связь была дана непосредственно. Труд и обряды первобытного человека прямо влияли на его эстетические взгляды.

Орнаментика берет свои мотивы у техники, а пляска — едва ли не самое важное искусство в таком обществе — нередко ограничивается простым воспроизведением производительного процесса.

В классовом обществе опосредующим звеном между экономикой и искусством является классовая психология. Это можно представить следующим образом. Общество обладает некоторой совокупностью производительных сил, которыми обуславливаются экономические отношения. Затем на данной экономической основе вырастает обусловленный ей социально-политический строй. Данный строй порождает внутри себя определённую общественную психологию, из которой рождаются различные идеологические соображения, воплощаемые в искусстве. Каждый класс имеет собственную психологию, и в искусстве каждого класса отображаются свойственные этому классу проблемы и идеалы. Художественное сознание зависит от социального бытия.

Однако Плеханов вводит объективный критерий художественности, по которому можно различить более искусные произведения. Таковым, по его мнению, является соответствие формы содержанию.

Чем более соответствует исполнение замыслу или, чтобы употребить более общее выражение, чем больше форма художественного произведения соответствует его идее, тем оно удачнее.

Плеханов также задавался вопросом о том, должно ли искусство иметь утилитарное предназначение, служить обществу или оно должно быть «искусством для искусства». Он настаивает на том, что мы не должны искать вечные законы искусства, а только лишь исследовать те законы, благодаря которым оно изменяется. « Искусство для искусства» развивается в одни времена, искусство на благо общества — в другие, когда этому способствуют определённые социальные установки. Михаил Лифшиц, цитируя черновой вариант реферата Плеханова «Искусство и жизнь», пишет:

Ответ на вопрос о том, меняет ли искусство жизнь или воспроизводит её, Плеханов тоже находит в классовом сознании. Если человек не удовлетворен окружающей его действительностью, то в нём рождается стремление к художественному идеалу и к освобождению. Жизнь господствующих классов, изображённая в соответствующих произведениях, не удовлетворяет человека противоположного класса. Он начинает выдвигать своих художников, которые, по его мнению, изображают художественный идеал, подлинную жизнь, такой, какой она должна быть. Поэтому для одного класса справедливо, что искусство воспроизводит окружающий мир, а для другого — что оно его изменяет. Абсолютного же идеала не существует.

Основываясь на своих эстетических взглядах, Плеханов заявляет о необходимости научной эстетики, социологии искусства. Её исходный пункт — зависимость всех форм художественного сознания от общественного бытия и их равное право на существование. Научная эстетика не допускает никакой исторической художественной нормы и признает относительные суждения, основанные на психологии данного класса. Она ограничивается наблюдением над тем, как возникают различные правила и приёмы, господствующие в различные исторические эпохи. Научная эстетика запрещает оценочные суждения, осуждает суждения о должном. Человек может отвергать или принимать чужие вкусы, но его точка зрения в свою очередь будет зависеть от его положения в классовом обществе. Когда человек выражает оценочное суждение о произведении искусства, он сам становится объектом наблюдения научной эстетики.

Роль Плеханова


36 ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО МАРКСИЗМА В Г ПЛЕХАНОВ В И ЛЕНИН

Этот человек был, пожалуй, главным идеологом марксизма в России в 19 веке. Организованное им тайное общество «Черный передел» изначально располагалось в Петербурге. Им удалось даже напечатать первый номер одноименной революционной газеты, в которой были изложены основные идеи. Однако весь выпуск был изъят жандармами прямо в типографии. Последующие номера печатались уже за границей.

В марте 1878 года власти разогнали стачку в Петербурге. Были арестованы многие лидеры народовольцев. Однако Георгий Валентинович Плеханов сумел избежать этой участи. Через два года он уехал в Швейцарию.

После группы «Освобождение труда», к появлению которой он имел непосредственное отношение, Георгий Валентинович создает «Союз русский социал-демократов за границей». Он принимает участие в издании газеты «Искра».


36 ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО МАРКСИЗМА В Г ПЛЕХАНОВ В И ЛЕНИН

Так как большинство участников первого съезда РСДРП были арестованы, так и не успев ничего толком решить, именно второй становится учредительным.

Георгий Валентинович Плеханов принимает непосредственное участие в его организации и подготовке. Проходит он в 1903 году в Брюсселе. Многим тогда запомнилось его выступление, в котором он допустил ограничение демократических принципов ради успеха революции. После съезда недолгое время Плеханов сотрудничал с Лениным, примкнув к большевикам. Но в результате разошелся с ним во взглядах и стал одним из лидеров меньшевиков.

Первая организация рабочих

Самая первая организация рабочих была создана в Одессе народником Евгением Осиповичем Заславским в 1876 году. Она называлась «Южнороссийский союз рабочих».

Одесса в то время была динамично развивающимся промышленным и торговым русским городом. До появления новой организации здесь уже действовал кружок народовольцев.

Заславский написал устав, основываясь на идеях Карла Маркса. Поэтому «Южнороссийский союз рабочих» можно назвать первой марксистской организацией в России. Важной частью лидеры движения считали борьбу за политические свободы, построение социализма. Это отличало ее от других народнических групп, которые были ориентированы на анархических идеях и утопических проектах социализма. При этом в уставе не имелось четкого представления о том, как должна вестись борьба пролетариата.

В начале 1876 года «Южнороссийский союз рабочих» был разгромлен после предательства одного из его членов. В Одессе организовали первый в Российской империи политический процесс, участниками которого стали революционеры-рабочие. Трое лидеров движения отправились на каторгу. Остальные — в ссылку и тюрьму.

Оценки исторической роли марксизма противоречивы.

Лучше всего обстоит дело с марксистской философией вообще, материалистическим пониманием истории в частности. Все ключевые положения философии марксизма остаются актуальными и сейчас. Но это, разумеется, отнюдь не означает, что она не нуждается в дальнейшей разработке на основе обобщения новейших данных науки. Материалистическое понимание истории и сейчас продолжает оставаться наилучшим из ныне существующих подходов к осмыслению фактического материала, имеющегося в распоряжении общественных наук. С этим связан непрерывно растущий интерес к нему среди зарубежных исследователей, особенно среди этнологов и археологов.

Существует мнение, что марксизм, а также опыт его практического применения в СССР:

По мнению политолога и публициста, представителя критического марксизма Б. Ф. Славина:

Среди учёных существует и прямо противоположное мнение, состоящее в том, что марксизм послужил теоретическим оправданием наиболее тяжких преступлений против человечества (см.)

Карл Поппер в работе «Открытое общество и его враги» наряду с критикой Маркса отмечал и его положительный вклад:

Следует признать, что многие вещи Маркс видел в правильном свете. Если ограничиться только его пророчеством относительно того, что системе не ограниченного законодательно капитализма, какой он её знал, не суждено существовать очень долго и что её апологеты, считавшие её вечной, заблуждаются, то мы должны сказать, что он оказался прав. Он был прав также, полагая, что в значительной мере именно «классовая борьба», то есть объединение рабочих, вызовет преобразование старой экономической системы в новую экономическую систему.

Одна из исторических закономерностей, на открытие которой он претендовал, носит, по-видимому, более устойчивый характер, чем другие. Я имею в виду тенденцию к развитию средств производства и особенно к росту производительности труда. В самом деле, кажется, что эта тенденция сохранится в течение какого-то времени, конечно, при условии, что не прервётся ход цивилизации. Однако Маркс не просто распознал эту тенденцию и её «цивилизаторские (civilizing) стороны»; он разглядел также заключённые в ней опасности.

Некоторые историки считают, что влияние Маркса на исторические процессы было негативным. В частности, британский историк С. Себаг-Монтефиоре в своей статье в газете Daily Mail указывает на то, что именно марксизм послужил теоретическим обоснованием для тоталитарных коммунистических режимов XX века:

В творчестве Маркса выделяют два периода:

Манифест коммунистической партии

Весной 1847 года немецкие мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс примкнули к тайному пропагандистскому обществу «Союз коммунистов», организованному немецкими эмигрантами, с которыми Маркс познакомился в Лондоне. По поручению общества они составили знаменитый «Манифест коммунистической партии», опубликованный 21 февраля 1848 года. В нём они провозгласили неотвратимость гибели капитализма от рук пролетариата и привели краткую программу перехода от капиталистической общественной формации к коммунистической:

Пролетариат использует своё политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, то есть пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил.
Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения, то есть при помощи мероприятий, которые экономически кажутся недостаточными и несостоятельными, но которые в ходе движения перерастают самих себя и неизбежны как средство для переворота во всём способе производства.

Сама программа содержит 10 пунктов:

Эти мероприятия будут, конечно, различны в различных странах.
Однако в наиболее передовых странах могут быть почти повсеместно применены следующие меры:

Три источника марксизма

«Манифест коммунистической партии» не был сугубо политическим документом, отражающем лишь текущую ситуацию. Он базировался на идеях большого количества предшественников, хотя и в существенно переосмысленном виде. В статье «Три источника и три составных части марксизма» Ленин указывал на три основные направления предшественников:

Карл Маркс, однако, жёстко критиковал утопичный «грубый и непродуманный коммунизм» тех, кто просто распространял принцип частной собственности на каждого («общая частная собственность»). Грубый коммунизм, по утверждению Маркса, является порождением «всемирной зависти».

Поражение революций 1848—1849 годов

В 1864 г. был создан марксистский Первый интернационал. Марксисты основали социал-демократические партии, в которых выделилось как радикальное, революционное направление, так и умеренное, реформистское. Идеологом последнего стал немецкий социал-демократ Э. Бернштейн. В созданном в 1889 г. Втором интернационале до начала 1900-х годов в Интернационале преобладала революционная точка зрения. На конгрессах принимались решения о невозможности союза с буржуазией, недопустимости вхождения в буржуазные правительства, протесты против милитаризма и войны и т. п. В дальнейшем, однако, более значительную роль в Интернационале стали играть реформисты, что вызвало обвинения со стороны радикалов в оппортунизме.

Опубликованный в 1867 году «Капитал» стал важнейшим произведением марксизма. В работе давалось теоретическое решение ряда экономических проблем. Существование прибавочной стоимости было установлено задолго до Маркса. Также было ясно, что она формируется из продукта того труда, за который присвоивший этот продукт не заплатил (не предоставил эквивалентную стоимость). Но дальше этого не шли. Одни — классические экономисты — в основном исследовали количественное отношение, в котором продукт труда распределяется между рабочим и владельцем средств производства. Другие — социалисты — считали такое разделение обманом, несправедливостью и искали средства для устранения несправедливости. Маркс показал, что никакого обмана в присвоении нет. В то же время, по-другому распределять результат труда не позволяет сам принцип частной собственности. В «Капитале» были подтверждены выводы, ранее сделанные в «Манифесте коммунистической партии» о необходимости и неизбежности слома капиталистических отношений.

Марксизм в России

В первой половине XX века из наиболее радикального крыла социал-демократии выделились коммунистические партии. Социал-демократы традиционно выступали за расширение для всего населения демократии и политических свобод в основном через законодательные реформы, а коммунисты, пришедшие к власти сначала в России в 1917 году (большевики), а затем и в ряде других стран, были за кардинальную реорганизацию общества в социалистическое государство через вооружённую революцию с установлением диктатуры пролетариата.

В 1918 г. возникло люксембургианство, противостоящее с одной стороны пробуржуазной политике ревизионистской социал-демократии, а с другой, большевизму. Его основателем была немецкая коммунистка Роза Люксембург.

Раскол в международном движении марксистов

Коммунистическая идеология в том виде, в каком она стала господствующей в СССР в 1920-е годы, получила название «марксизм-ленинизм». Позже возник так называемый «западный марксизм». Его основоположниками принято считать Д. Лукача, Карла Корша, Антонио Грамши.

Разоблачения сталинизма на 20-м съезде КПСС, советский курс на экономическое развитие при политике «Мирного сосуществования» вызвали недовольство лидера китайских коммунистов Мао Цзэдуна. Его поддержал лидер Албанской партии труда Энвер Ходжа. Политика советского лидера Н. С. Хрущёва была названа ревизионистской. Многие коммунистические партии Европы и Латинской Америки вслед за советско-китайским конфликтом раскололись на группы, ориентированные на СССР, и так называемые «антиревизионистские» группы, ориентированные на Китай и Албанию.
В 1960-е—1970-е годы маоизм пользовался значительной популярностью среди левой интеллигенции на Западе. Лидер КНДР Ким Ир Сен, лавируя между СССР и Китаем, в 1955 провозгласил идеологию «чучхе», которая преподносится как гармоничная трансформация идей марксизма-ленинизма на основе древнекорейской философской мысли.

Крупнейшие социал-демократические партии Европы отказались от приверженности марксизму (СДПГ в 1959 году с принятием Годесбергской программы, ИСРП в 1979 году с избранием Ф. Гонсалеса лидером партии).

Политика и теоретическое обоснование деятельности ряда коммунистических партий Западной Европы, в 1970-х и 1980-х годах критиковавших руководство КПСС в мировом коммунистическом движении, концепцию диктатуры пролетариата и недостаток политических свобод в странах, принявших советскую модель социализма, получила название «еврокоммунизм».

На других языках

  • Бакунин М. А. Государственность и анархия // Философия. Социология. Политика. — М.: Правда, 1989.
  • Поппер К. Нищета историзма. — М., 1993.
  • Черкезов В. Н. Предтечи Интернационала. Доктрины марксизма. — Пб.-М.: Голос Труда, 1919
Оцените статью
Лидеры России